Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Цель работы: проанализировать возможности формирования венчурного финансирования в Республике Беларусь и дать рекомендации по совершенствованию инновационной политики.
Методы исследования: общенаучные методы познания, включающие методы абстрагирования, исторического и логического анализа и синтеза, а также методы системного и статистического анализа.
Исследования и разработки: изучены мировые тенденции использования венчурного финансирования, разработаны конкретные предложения по совершенствованию инновационной политики в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты изучения венчурного финансирования.5
1.1 Методика оценки венчурных проектов…………………………11
1) создание партнерств в виде венчурных фондов;
2) аккумулирование средств у партнеров с ограниченной ответственностью и установление правил защиты их интересов;
3) использование статуса генерального партнера.
Анализируя опыт государств Запада, можно сделать вывод о том, что венчурные фонды обычно
инвестируют фирмы наукоемких отраслей, акции которых не зарегистрированы на фондовой бирже, не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке. Венчурные инвесторы покупают, как правило, такое
количество акций, которое меньше контрольного пакета. Они рассчитывают на то, что руководство компании направит полученные финансовые средства полностью на создание высокодоходного бизнеса и это
позволит им позднее выгодно продать приобретенную долю акций, получив тем самым хорошую прибыль. Поэтому еще одной особенностью
венчурного финансирования является то, что контрольный пакет акций
инвестируемого предприятия обычно остается у управляющих. Необходимо отметить то, что в рамках реализации инновационного
проекта, финансируемого венчурным фондом, венчурная фирма самостоятельно принимает на себя технический, управленческий и ценовой
риски, а инвесторы несут на себе исключительно финансовый риск. В то
же время венчурные фонды оказывают финансируемому проекту не только
денежную помощь, они также помогают новой фирме в маркетинговых
исследованиях, находят потенциальных клиентов, присылают собственных менеджеров, чтобы наладить работу фирмы.
При венчурном финансировании могут быть обозначены следующие
варианты возможного развития событий:
1) венчурная фирма добивается успеха (ее стоимость возрастает в
несколько раз). В этом случае венчурный инвестор, как правило, выходит из компании путем продажи своей доли акций на открытом рынке
партнерам по компании или крупной компании из соответствующего сектора рынка;
2) венчурная фирма объявляет себя банкротом. В данном случае венчурный инвестор полностью теряет все вложенные в нее денежные средства;
3) венчурная фирма не оправдывает возлагавшихся на нее ожиданий,
однако при этом имеет место возврат вложенных в нее инвесторами
средств без прибыли.
На основании всего отмеченного выше можно выделить наиболее ключевые черты, присущие венчурному финансированию:
1) высокая степень риска инвесторов;
2) средний и длительный срок вложений, но не стратегический;
3) высокий доход от инвестиций в форме прироста капитала, а не в
виде дивидендов;
4) отсутствие гарантий (залога, заклада) для инвестора;
5) объектом являются малые и средние инновационные предприятия,
имеющие высокий потенциал роста;
6) инвестирование осуществляется через специально созданный венчурный фонд, который организуется и возглавляется венчурным капиталистом;
7)непосредственное управление инвестициями осуществляется посредником - венчурным капиталистом, который не рискует собственными средствами;
8) возврат инвестиций осуществляется при выходе предприятия на фондовый рынок с акциями, как правило, путем продажи инвестором своей доли акций с наращенной стоимостью.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что западные аналитики формулируют определенный перечень начальных условий, наличие
которых позволяет рассчитывать на успешное развитие рассматриваемого инструмента поддержки инновационной деятельности в стране [4]:
1) высокий коммерческий потенциал разработок в области высоких технологий, создаваемых в сфере малого бизнеса;
2) наличие профессиональных менеджеров, которые в состоянии прогнозировать перспективу развития данного бизнеса;
3) наличие значительного капитала институциональных инвесторов;
4) развитый рынок ценных бумаг, который в состоянии обеспечить совершение необходимых фондовых операций с акциями инновационных
компаний;
5) наличие платежеспособного спроса на продукцию и услуги инновационных компаний.
Различают несколько различных стадий финансирования развития венчурного предприятия:
Предпосевная стадия. Относительно малое количество денежных средств предоставляется изобретателю или предпринимателю для обоснования своей концепции потенциальной доходности бизнеса, который находится в стадии разработки. На данной стадии финансирование получает разработка самого продукта (в противоположность «чистому» исследованию), в то время как маркетинговые исследования финансируются редко.
Посевная стадия. Финансирование предоставляется вновь созданным компаниям для завершения разработки продукта и проведения первоначального маркетингового исследования. Эти компании могут находиться в процессе формирования или работают непродолжительное время. И в том и в другом случае продукт еще не имеет выхода на рынок. Как правило, на данной стадии своего развития компания имеет: команду ключевого менеджмента, подготовленный бизнес-план, проведенные первоначальные маркетинговые исследования.
Первая стадия (Ранняя). Финансирование предоставляется компаниям, израсходовавшим свой первоначальный капитал и нуждающимся в следующем раунде финансирования, для того чтобы начать коммерческий выпуск продукции и продажи.
Вторая стадия. Оборотный капитал предоставляется для расширения компании, которая уже производит и продает продукцию и нуждается в средствах для поддержания растущих счетов и создания запасов. Хотя факт прогресса компании налицо, о прибыли речь еще не идет.
Третья стадия. Финансирование предоставляется для значительного расширения компании, которая неуклонно увеличивает объемы продаж и уже начала приносить прибыль. Денежные средства используются для дальнейшего расширения производства, маркетинга, пополнения оборотного капитала или для разработки усовершенствованного продукта, внедрения новых технологий или для увеличения ассортимента.
Промежуточное финансирование (Поздняя стадия или стадия Расширения). Компания находится в фазе зрелости, приносит прибыль, продолжает стремиться к расширению и готовится в течение ближайших 6–12 месяцев стать «публичной» т. е. впервые эмитировать свои акции на фондовом рынке. Часто промежуточное финансирование организуется таким образом, чтобы вложенные средства можно было вернуть в результате процедуры первоначального публичного предложения акций на бирже (IPO). Также могут быть задействованы механизмы реструктуризации основных акционерных позиций путем проведения вторичных сделок. Это делается в том случае, когда «ранние» инвесторы хотят продать часть своих акций или совсем выйти из проекта. Промежуточное финансирование также используется при смене менеджмента компании, для того чтобы контрольный пакет акций был куплен до того, как компания выпустит свои акции на рынок.
Стоит отметить, что финансирование ранних стадий развития венчурного предприятия имеет ряд особенностей. Финансирование ранних стадий - это предоставление первоначального капитала предпринимателю, бизнес которого находится на уровне идеи. Поэтому привлеченные денежные средства используются для разработки продукта и проведения первичного маркетинга. Когда механизм запущен - ведется исследование рынка, идет разработка продукта, создана ключевая управленческая команда, можно осуществить следующий раунд финансирования, необходимого для найма квалифицированных менеджеров, покупки дополнительного оборудования и начала серьезной маркетинговой кампании.
Финансирование, предоставляемое на ранних стадиях развития компании, дает возможность последней начать серийное производство продукта и выйти с ним на рынок.
Венчурные фонды, предоставляющие посевной капитал инвестируют в компании, находящиеся на ранних стадиях своего развития. Инвесторы знают, что лишь 20 % проинвестированных компаний доживут до следующего раунда финансирования. Второй раунд осуществляется уже другим инвестиционным фондом или синдикатом фондов, который берет руководство процессом на себя. В качестве компенсации за высокий риск Фонд посевного капитала всегда требует очень высокого процента своего участия в компании, проводит финансирование в несколько раундов, а также назначает руководителей и сотрудников фирмы по своему усмотрению.
Первый раунд финансирования позволяет компании, находящейся на стадии расширения, начать полномасштабное производство продукта, организовать продажи и выйти на рынок. Второй раунд позволяет компании, которая уже продает свой продукт, нанять дополнительное число новых сотрудников — специалистов по маркетингу, продажам, инженеров. Поскольку многие компании стадии расширения еще не являются полностью прибыльными, они часто используют «вливание» капитала для покрытия отрицательного денежного потока. Третий раунд или мезонинное финансирование позволяет провести значительное расширение компании, включая увеличение производственных площадей, проведение дополнительных маркетинговых исследований, разработку нового продукта. На данной стадии компания является безубыточной или уже приносит прибыль.
Первоначальное публичное предложение акций компании на фондовой бирже (IPO) - это последняя стадия развития успешной венчурной компании. Когда венчурная компания размещает свои акции на бирже - становится «публичной», она получает всю прибыль на инвестиции, ранее вложенные в проект.
Для венчурного инвестирования на ранних стадиях характерно соотношение «3-3-3-1», когда на 10 проинвестированных компаний: 3 – неудачны, 3 – обеспечивают только возврат вложенных средств, 3 – обеспечивают средний доход сравнимый с малорисковыми вложениями, а одна оказывается сверхдоходна и приносит сотни процентов прибыли. Это во много раз покрывает издержки, связанные с неудачным инвестированием.
1.1 Методика оценки инвестиционных проектов
Для оценки инновационных проектов могут быть выделены следующие группы критериев[25]:
1) группа критериев, характеризующих соответствие проекта экономическому развитию страны, ее ориентации на первоочередное развитие
высокотехнологичных отраслей и производств;
2) группа критериев, характеризующих уровень инновационности проекта;
3) группа критериев, характеризующих возможности коммерческого
успеха инновационного проекта;
4) группа критериев, характеризующих научно-технический уровень
проекта;
5) группа критериев, характеризующих потенциальные финансовые
показатели реализации проекта;
6) группа критериев, характеризующих новое производство, возникновение которого потенциально возможно в результате реализации инновационного проекта;
7) группа критериев, учитывающих всевозможные риски реализации
проекта.
К числу критериев, характеризующих соответствие инновационного проекта экономическому развитию страны, ее ориентации на первоочередное
развитие высокотехнологичных отраслей и производств, следует отнести:
1) совместимость проекта с экономической ориентацией страны в целом;
2) совместимость проекта с экономической ориентацией региона страны, на территории которого планируется его реализация;
3) количество новых рабочих мест, которые будут созданы в результате реализации проекта;
4) качество новых рабочих мест, которые будут созданы в результате
реализации проекта;
5) отраслевая характеристика инновационного проекта;
6) технологический уклад, характеризующий производство, которое
будет создано в результате реализации проекта.
В качестве критериев, характеризующих уровень инновационности
проекта, могут быть обозначены:
1) возможность завоевания новых (в том числе зарубежных) рынков в
случае успешной реализации инновационного проекта;
2) возможность в результате успешного осуществления инновационного проекта налаживания выпуска в стране продукции, не имеющей аналогов в мире, при наличии достаточных оснований полагать о существенной величине спроса на нее в процессе ее последующей реализации
потенциальным потребителям;
3) возможность создания на территории страны в результате реализации инновационного проекта производственных подразделений зарубежных транснациональных корпораций, фокусирующих большую часть своей
активности в высокотехнологичных отраслях;
4) возможность использования технологических процессов, обладающих высокой степенью новизны в мировом масштабе;
5) возможность внедрения в ходе реализации проекта прогрессивных
нововведений организационного и управленческого характера.
К числу критериев, характеризующих возможности коммерческого успеха инновационного проекта, следует отнести:
1) соответствие потребностям целевого рынка;