Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Цель работы: проанализировать возможности формирования венчурного финансирования в Республике Беларусь и дать рекомендации по совершенствованию инновационной политики.
Методы исследования: общенаучные методы познания, включающие методы абстрагирования, исторического и логического анализа и синтеза, а также методы системного и статистического анализа.
Исследования и разработки: изучены мировые тенденции использования венчурного финансирования, разработаны конкретные предложения по совершенствованию инновационной политики в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты изучения венчурного финансирования.5
1.1 Методика оценки венчурных проектов…………………………11
В-третьих, растет доля инвестиций британских фондов за рубеж. По данным Британской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (BVCA), в 2009 году она выросла до 20% - с 7% в 2006 году. Доля инвестиций британских венчурных фондов внутри страны по сумме снизилась с 47% до 38%, а доля европейский инвестиций составила 44%.
Так, британские фонды инвестируют чуть меньше половины средств внутри своей страны, а вторую, причем, большую, половину – в странах Европы.
Глобальный экономический кризис отрицательно повлиял на британскую отрасль венчурного капитала. Активы многих британских фондов значительно уменьшились, а некоторые могут исчезнуть совсем. Одна из английских инвестиционных компаний, зарегистрированная на о. Гернси и специализирующаяся на инвестициях в акции банков, потеряла 750 млн. ф.ст. на банкротстве американского банка Lehman Brothers. Это немалые деньги даже для миллиардной индустрии.
Но означает ли это, что британские венчурные фонды не могут привлекать новые средства у институциональных инвесторов и вкладывать в новые проекты? Например, в марте 2009 года фонд Risk Capital Partners II «закрылся» на 75 млн. ф.ст., а фонд Index Ventures V - собрал 350 млн. евро. Эти деньги относительно небольшие, особенно если учесть, что в 2007 году британские фонды инвестировали 29,3 млрд. ф.ст. (42% - из Америки).
Интересны предпочтения этих фондов по отраслям: финансовые и деловые услуги, информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергия (солнца и ветра), а также сети розничной торговли, индустрия развлечений, ресторанные сети. (Приложение Б).
Таким образом, изучение американского и британского опыта венчурного финансирования имеет особое значение для экономической науки, поскольку именно в этих странах данная отрасль является наиболее развитой, и представлена в виде разнообразных моделей и организационных форм, в рамках которых инвесторы руководствуются различными целями, используют разные механизмы принятия решений и управления инвестициями, их деятельность отличается степенью ответственности за результаты инвестирования.
3 Венчурное финансирование в Республике Беларусь: проблемы и возможности применения
Интенсивность осуществления инновационной деятельности в стране в существенной степени определяется возможностями ее финансового обеспечения. Данное обстоятельство касается всех этапов инновационного процесса, начиная от проведения научных исследований и заканчивая внедрением новых технологий, производством и реализацией готовой продукции. Опыт ведущих стран мира свидетельствует о том, что венчурное финансирование эффективно поддерживает малый инновационный сектор, к положительным эффектам также можно отнести следующие закономерности: реципиенты венчурных инвестиций создают спрос на высококвалифицированных специалистов, производят продукты и услуги для населения, основанные на высоких технологиях; получившие венчурные инвестиции компании обеспечивают поступление средств в виде налогов и сборов при выходе на устойчивую прибыльность.
В нашей стране венчурное финансирование урегулировано Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 г. №495» в редакции от 17.05.2010г ( далее – Указ №1).
Согласно п.13 Положения под венчурной понимается коммерческая организация, создаваемая для осуществления инвестиций в инновационной сфере, а также финансирования венчурных проектов. В документе отмечены два основных направления деятельности венчурной компании: предоставление средств инновационной организации и учреждение таковой или участие в ее уставном фонде.
Что касается реципиента венчурных средств, то в соответствии с Указом №1 под ним понимается организация, разрабатывающая и реализующая инновации, производящая высокотехнологичные товары (работы, услуги) либо планирующая их производить с привлечением ресурсов венчурных организаций, в том числе созданная в форме хозяйственного товарищества или общества, учредителем которого является венчурная организация. Исходя из положений Указа №1, инновационная организация может быть образована в любой организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодеком Республики Беларусь для коммерческих, юридических лиц, кроме крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом специфики его деятельности. При этом национальный законодатель не требует для инновационной организации в отличие от венчурной, какого-либо подтверждения либо регистрации ее статуса как инновационной. Венчурная организация обладает статусом коммерческой и в то же время является субъектом инновационной инфраструктуры, следовательно, должна пройти двойную регистрацию: первый раз — как коммерческая в общеустановленном порядке, второй — в Государственном комитете по науке и технологиям как непосредственно венчурная. Такая двойная регистрация не способствует активизации рискогового движения в нашей стране.
В нашей стране для венчурных организаций и для Белорусского венчурного фонда закреплены налоговые льготы следующего характера:
- в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, не включаются и не подлежат обложению налогом на прибыль суммы полученных от инновационной организаций доходов в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств на финансирование венчурных проектов;
- дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные инновационными организациями венчурным, не подлежат обложению налогом на прибыль( подп. 2.2 п.2 Указа №1).
Стоит заметить, что применение данных льгот возможно лишь в том случае, когда доля выручки инновационной организации от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, исчисляемой нарастающим итогом с начала года по отчетный период включительно, составляет не менее 50% в общем объеме доходов. Следовательно, возникает вопрос о стремлении субъектов хозяйствования включать в наименование организации слово «инновационная» для применения налоговых льгот.
Кроме налоговых, в законодательстве предусмотрены и неналоговые преференции в частности:
- наличие правовой возможности получения средств из республиканского бюджета на открытие деятельности и формирование материально-технической базы венчурной организации, включая капитальные расходы, в рамках мероприятий по реализации программы инновационного развития Республики Беларусь (подп. 2.1 п. 2 Указа №1);
- необязательная продажа иностранной валюты, полученной венчурной организацией от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (гюдп. 2.4 п. 2 Указа №1).
Подчеркнем, что приведенные льготы могут применяться в отношении венчурных организаций, но не учрежденных или финансируемых ими инновационных. Однако поскольку последние обеспечивают создание или реализацию инноваций, то логично предположить наличие каких-либо льгот и для них. Выделяют три стадии инновационного цикла: создание инноваций, их коммерциализация, накопление и реинвестиция прибыли в инновационный процесс [1]. Для инновационной организации, к сожалению, ни на одном из перечисленных этапов специальных налоговых послаблений не предусмотрено, но она вправе применять общеустановленные льготы, утвержденные, например, Указом Президента от 09.03.2009 г. №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь».
Еще один немаловажный аспект — источники происхождения средств, за счет которых финансируются венчурные проекты. В силу того, что для реализации последних требуются значительные денежные ресурсы, полагаем, что венчурная деятельность в республике может осуществляться банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (НКФО), а также страховыми учреждениями при их позиционировании как инвестиционных. Обоснуем данное утверждение следующим образом.
Согласно законодательству основными направлениями деятельности венчурной организации являются:
- приобретение имущественных прав юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
- финансирование венчурных проектов;
- оказание управленческих, консультационных и иных услуг лицам, выполняющим венчурные проекты.
Исходя из норм документа, венчурная организация своей целью ставит осуществление инвестиций посредством участия в имуществе организации, например при приобретении доли в уставном фонде, или непосредственную реализацию какого-либо проекта, который должен быть связан с инновациями в контексте Указа №1.
Белорусский законодатель под инвестиционной деятельностью понимает действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата (ст. 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). В названном кодексе отмечено, что данные вложения замыкаются на объектах инвестиционной деятельности, которые подразделяются на три группы:
• недвижимое имущество;
• ценные бумаги;
• интеллектуальная собственность.
В этой связи инновационная деятельность венчурных организаций может истолковываться как инвестиционная по существу и как венчурное финансирование, обладающее следующими признаками: высокий уровень риска, вложение в акционерный капитал, предоставление инвестиций без залога, многостадийность венчурного процесса, достаточно продолжительные сроки вложений, длительный период ожидания ликвидности, значительный потенциал, ориентация на рост капитализации, отсутствие стремления к полному контролю над бизнесом, наличие рычагов влияния на стратегию компании, установление партнерских отношений между организация- ми-донорами и венчурными инвесторами, определение способа выхода для последних [2].
Таким образом, для отнесения венчурной деятельности к инвестиционной есть все правовые основания. Допустимые формы последней—создание юридического лица либо приобретение имущества или имущественных прав, в том числе доли в уставном фонде (включая случаи его увеличения), а также прав на объекты интеллектуальной собственности (ст. 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). В двух случаях целью инвестора (венчурного) может быть реализация рискового проекта. Как уже было отмечено, венчурная организация может предоставлять средства инновационной или выступать ее учредителем. В данном случае, с позиции экономистов, участие в уставном фонде для владельца доли (акции) означает отсутствие риска потери контроля над бизнесом, что рассматривается как положительный фактор [3]. В этой связи целесообразно предусмотреть третью форму инвестиционной деятельности, осуществляемой венчурной организацией при предоставлении средств инновационной организации по договорам целевого займа, который должен быть возмездным.
Предложенные нами в качестве венчурных организаций субъекты — банки, НКФО и страховые организации, по нашему мнению, потенциально могут осуществлять инвестиционную деятельность и соответственно, инновационную по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 Банковского кодекса Республики Беларусь банк или НКФО вправе проводить банковские операции, а также ряд видов деятельности, включая лизинговую, выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ними. Необходимо отметить, что приведенный в ст. 14 перечень носит открытый характер, поскольку норма допускает иную деятельность, предусмотренную национальным законодательством. Прямой запрет для банков и НКФО установлен на производство или торговлю, за исключением, когда они осуществляются для собственных нужд, а также случаев, оговоренных законодательными актами, и страховой деятельности в качестве страховщиков (ч. 7 ст. 14 Банковского кодекса Республики Беларусь). Стоит также отметить, что в настоящее время кредитование рисковых инновационных проектов белорусскими банками практически не производится. Основными причинами их пассивной роли являются следующие:
- в соответствии с правилами регулирования банковской деятельности инвестиции в форме рискового капитала приводят к уменьшению собственного капитала коммерческих банков;
- на рисковое инвестирование сроком на 5-6 лет банки могут направлять ограниченную величину собственного капитала;
- важнейшей задачей деятельности коммерческих банков является надежное и безопасное обеспечение денежных операций, что входит в противоречие с вложением средств в рисковые инновационные проекты.
В отношении страховых организаций отметим следующее.
Пунктом 28 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента от 25.08.2006 г. №530 (в редакции от 22.07.2010 г.) установлено, что страховщики могут осуществлять инвестиции, под которыми понимаются вложения страховых резервов в ценные бумаги, драгоценные металлы, недвижимое и иное имущество в порядке, установленном законодательством, а также по другому, не запрещенному им вложению инвестиций для получения прибыли (дохода).
С учетом рискового характера венчурных проектов полагаем, что спектр налоговых и неналоговых льгот для субъектов финансового рынка необходимо расширить. Акцент на это был сделан еще в Указе Президента от 08.07.1996 г. №244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь проиводств, основанных на новых и высоких технологиях». Речь в документе идет о необходимости предоставления налоговых льгот банкам и другим финансовым организациям, обеспечивающим кредитование, страхование и перестрахование организаций, внедряющих в производство новые и высокие технологии или осуществляющих на их основе выпуска конкурентоспособной продукции.
Ученые также допускают включение страховых организаций в круг субъектов инновационной инфраструктуры [4]. Данный подход свидетельствует о возможности комплексного осуществления в нашей стране венчурной деятельности. Поскольку одной из ее характерных черт является заранее учитываемая возможность необязательного возврата финансовых средств, для обеспечения стабильности банков, НКФО, страховых организаций следует установить для них определенные количественные нормативы участия в венчурной деятельности, помимо существующих. В настоящее время есть только 2 норматива: норматив участия банка, НКФО в уставном фонде одной коммерческой организации и норматив предельного размера их участия в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности (п. 96 Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 г. №137 в ред. от 25.05.2010 г.).