Венчурное финансирование как специфическая форма инновационно-инвестиционной стратегии: мировой опыт и возможности его применения в Рес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать возможности формирования венчурного финансирования в Республике Беларусь и дать рекомендации по совершенствованию инновационной политики.
Методы исследования: общенаучные методы познания, включающие методы абстрагирования, исторического и логического анализа и синтеза, а также методы системного и статистического анализа.
Исследования и разработки: изучены мировые тенденции использования венчурного финансирования, разработаны конкретные предложения по совершенствованию инновационной политики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты изучения венчурного финансирования.5
1.1 Методика оценки венчурных проектов…………………………11

Файлы: 1 файл

ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, растет доля инвестиций британских фондов за рубеж.  По данным Британской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (BVCA), в 2009 году она выросла до 20% - с 7% в 2006 году. Доля инвестиций британских венчурных фондов внутри страны по сумме снизилась с 47% до 38%, а доля европейский инвестиций составила 44%.

Так, британские фонды инвестируют чуть меньше половины средств внутри своей страны, а вторую, причем, большую, половину – в странах Европы.

Глобальный экономический кризис отрицательно повлиял на  британскую отрасль венчурного капитала. Активы многих британских фондов значительно уменьшились, а некоторые могут исчезнуть совсем. Одна из английских инвестиционных компаний, зарегистрированная на о. Гернси и специализирующаяся на инвестициях в акции банков,  потеряла 750 млн. ф.ст. на банкротстве  американского банка Lehman Brothers. Это немалые деньги даже для миллиардной индустрии.

Но означает ли это, что британские венчурные фонды не могут привлекать новые средства у институциональных инвесторов и вкладывать в новые проекты? Например, в марте 2009 года фонд Risk Capital Partners II «закрылся» на 75 млн. ф.ст., а фонд Index Ventures V - собрал 350 млн. евро. Эти деньги относительно небольшие, особенно если учесть, что в 2007 году британские фонды инвестировали 29,3 млрд. ф.ст. (42% - из Америки).

Интересны предпочтения этих фондов по отраслям: финансовые и деловые услуги, информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергия (солнца и ветра), а также сети розничной торговли, индустрия развлечений, ресторанные сети. (Приложение Б).

Таким образом, изучение американского и британского опыта венчурного финансирования имеет особое значение для экономической науки, поскольку именно в этих странах данная отрасль является наиболее развитой, и представлена в виде разнообразных моделей и организационных форм, в рамках которых инвесторы руководствуются различными целями, используют разные механизмы принятия решений и управления инвестициями, их деятельность отличается степенью ответственности за результаты инвестирования. 


3 Венчурное финансирование в Республике Беларусь: проблемы и возможности применения

 

Интенсивность  осуществления инновационной деятельности в стране в существенной степени определяется возможностями ее финансового обеспечения. Данное обстоятельство касается всех этапов инновационного процесса, начиная от проведения научных исследований и заканчивая внедрением новых технологий, производством и реализацией готовой продукции. Опыт ведущих стран мира свидетельствует о том, что венчурное финансирование эффективно поддерживает малый инновационный сектор, к положительным эффектам также можно отнести следующие закономерности: реципиенты венчурных инвестиций создают спрос на высококвалифицированных специалистов, производят продукты и услуги для населения, основанные на высоких технологиях; получившие венчурные инвестиции компании обеспечивают поступление средств в виде налогов и сборов при выходе на устойчивую прибыльность.

В нашей стране венчурное финансирование урегулировано Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 г. №495» в редакции от 17.05.2010г ( далее – Указ №1).

Согласно п.13 Положения под венчурной понимается коммерческая организация, создаваемая для осуществления инвестиций в инновационной сфере, а также финансирования венчурных проектов. В документе отмечены два основных направления деятельности венчурной компании: предоставление средств инновационной организации и учреждение таковой или участие в ее уставном фонде. 

Что касается реципиента венчурных средств, то в соответствии с Указом №1 под ним понимается организация, разрабатывающая и реализующая инновации, производящая высокотехнологичные товары (работы, услуги) либо планирующая их производить с привлечением ресурсов венчурных организаций, в том числе созданная в форме хозяйственного товарищества или общества, учредителем которого является венчурная организация. Исходя из положений Указа №1, инновационная организация может быть образована в любой организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодеком Республики Беларусь для коммерческих, юридических лиц, кроме крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом специфики его деятельности. При этом национальный законодатель не требует для инновационной организации в отличие от венчурной, какого-либо подтверждения либо регистрации ее статуса как инновационной. Венчурная организация обладает статусом коммерческой и в то же время является субъектом инновационной инфраструктуры, следовательно, должна пройти двой­ную регистрацию: первый раз — как коммерческая в общеустановленном порядке, второй — в Государственном комитете по науке и технологиям как непос­редственно венчурная. Такая двойная регистрация не способствует активизации рискогового движения в нашей стране.

В нашей стране для венчурных организаций и для Белорусского венчурного фонда закреплены налоговые льготы следующего характера:

- в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, не включаются и не подлежат обложению налогом на прибыль суммы полученных от инновационной организаций доходов в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств на финансирование венчурных проектов; 

- дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные инновационными организациями венчурным, не подлежат обложению налогом на прибыль( подп. 2.2 п.2 Указа №1).

              Стоит заметить, что применение данных льгот возможно лишь в том случае, когда доля выручки инновационной организации  от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, исчисляемой нарастающим итогом с начала года по отчетный период включительно, составляет не менее 50% в общем объеме доходов.  Следовательно, возникает вопрос о стремлении субъектов хозяйствования включать в наименование организации слово «ин­новационная» для применения налого­вых льгот.

              Кроме налоговых, в законодательстве предусмотрены и неналоговые префе­ренции в частности:

- наличие правовой возможности по­лучения средств из республиканского бюджета на открытие деятельности и формирование материально-техни­ческой базы венчурной организации, включая капитальные расходы, в рамках мероприятий по реализации программы инновационного развития Республики Беларусь (подп. 2.1 п. 2 Указа №1);

- необязательная продажа иностран­ной валюты, полученной венчурной организацией от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собс­твенности (гюдп. 2.4 п. 2 Указа №1).

              Подчеркнем, что приведенные льготы могут применяться в отношении венчур­ных организаций, но не учрежденных или финансируемых ими инновационных. Однако поскольку последние обеспечи­вают создание или реализацию иннова­ций, то логично предположить наличие каких-либо льгот и для них. Выделяют три стадии инновационного цикла: созда­ние инноваций, их коммерциализация, накопление и реинвестиция прибыли в инновационный процесс [1]. Для инно­вационной организации, к сожалению, ни на одном из перечисленных этапов специальных налоговых послаблений не предусмотрено, но она вправе при­менять общеустановленные льготы, утвержденные, например, Указом Пре­зидента от 09.03.2009 г. №123 «О неко­торых мерах по стимулированию инно­вационной деятельности в Республике Беларусь».

              Еще один немаловажный аспект — ис­точники происхождения средств, за счет которых финансируются венчурные про­екты. В силу того, что для реализации последних требуются значительные де­нежные ресурсы, полагаем, что венчур­ная деятельность в республике может осуществляться банками и небанковс­кими кредитно-финансовыми организа­циями (НКФО), а также страховыми уч­реждениями при их позиционировании как инвестиционных. Обоснуем данное утверждение следующим образом.

Согласно законодательству основными направлениями деятельности венчур­ной организации являются:

- приобретение имущественных прав юридических лиц и (или) индивиду­альных предпринимателей, осущест­вляющих научную, научно-техничес­кую и инновационную деятельность;

- финансирование венчурных проек­тов;

- оказание управленческих, консульта­ционных и иных услуг лицам, выпол­няющим венчурные проекты.

              Исходя из норм документа, венчурная организация своей целью ставит осу­ществление инвестиций посредством участия в имуществе организации, например при приобретении доли в ус­тавном фонде, или непосредственную реализацию какого-либо проекта, кото­рый должен быть связан с инновациями в контексте Указа №1.

              Белорусский законодатель под инвести­ционной деятельностью понимает дейст­вия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для полу­чения прибыли (дохода) и (или) дости­жения иного значимого результата (ст. 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). В названном кодексе отмече­но, что данные вложения замыкаются на объектах инвестиционной деятельности, которые подразделяются на три группы:

•      недвижимое имущество;

•      ценные бумаги;

•      интеллектуальная собственность.

              В этой связи инновационная деятель­ность венчурных организаций может истолковываться как инвестиционная по существу и как венчурное финансирова­ние, обладающее следующими призна­ками: высокий уровень риска, вложение в акционерный капитал, предоставление инвестиций без залога, многостадийность венчурного процесса, достаточно продолжительные сроки вложений, дли­тельный период ожидания ликвидности, значительный потенциал, ориентация на рост капитализации, отсутствие стремления к полному контролю над бизнесом, наличие рычагов влияния на стратегию компании, установление парт­нерских отношений между организация- ми-донорами и венчурными инвестора­ми, определение способа выхода для последних [2].

              Таким образом, для отнесения венчур­ной деятельности к инвестиционной есть все правовые основания. Допусти­мые формы последней—создание юри­дического лица либо приобретение иму­щества или имущественных прав, в том числе доли в уставном фонде (включая случаи его увеличения), а также прав на объекты интеллектуальной собствен­ности (ст. 5 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). В двух случаях целью инвестора (венчурного) может быть реализация рискового проекта. Как уже было отмечено, венчурная органи­зация может предоставлять средства инновационной или выступать ее учре­дителем. В данном случае, с позиции экономистов, участие в уставном фонде для владельца доли (акции) означает отсутствие риска потери контроля над бизнесом, что рассматривается как по­ложительный фактор [3]. В этой связи целесообразно предусмотреть третью форму инвестиционной деятельности, осуществляемой венчурной организа­цией при предоставлении средств ин­новационной организации по договорам целевого займа, который должен быть возмездным.

Предложенные нами в качестве вен­чурных организаций субъекты — бан­ки, НКФО и страховые организации, по нашему мнению, потенциально могут осуществлять инвестиционную деятель­ность и соответственно, инновационную по следующим основаниям.

              В соответствии со ст. 14 Банковского кодекса Республики Беларусь банк или НКФО вправе проводить банковские опе­рации, а также ряд видов деятельности, включая лизинговую, выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ними. Необходимо отметить, что приведенный в ст. 14 перечень но­сит открытый характер, поскольку норма допускает иную деятельность, предус­мотренную национальным законода­тельством. Прямой запрет для банков и НКФО установлен на производство или торговлю, за исключением, когда они осуществляются для собственных нужд, а также случаев, оговоренных законодательными актами, и страховой деятельности в качестве страховщиков (ч. 7 ст. 14 Банковского кодекса Респуб­лики Беларусь). Стоит также отметить, что в настоящее время кредитование рисковых инновационных проектов белорусскими банками практически не производится. Основными причинами их пассивной роли являются следующие:

- в соответствии с правилами регулирования банковской деятельности инве­стиции в форме рискового капитала приводят к уменьшению собственного ка­питала коммерческих банков;

- на рисковое инвестирование сроком на 5-6 лет банки могут направлять ог­раниченную величину собственного капитала;

- важнейшей задачей деятельности коммерческих банков является надежное и безопасное обеспечение денежных операций, что входит в противоречие с вложением средств в рисковые инновационные проекты.

              В отношении страховых организаций от­метим следующее.

              Пунктом 28 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента от 25.08.2006 г. №530 (в редакции от 22.07.2010 г.) установлено, что страхов­щики могут осуществлять инвестиции, под которыми понимаются вложения страховых резервов в ценные бумаги, драгоценные металлы, недвижимое и иное имущество в порядке, установ­ленном законодательством, а также по другому, не запрещенному им вложению инвестиций для получения прибыли (до­хода).

С учетом рискового характера венчур­ных проектов полагаем, что спектр на­логовых и неналоговых льгот для субъ­ектов финансового рынка необходимо расширить. Акцент на это был сделан еще в Указе Президента от 08.07.1996 г. №244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь проиводств, основанных на новых и высоких технологиях». Речь в документе идет о необходимости предоставления налого­вых льгот банкам и другим финансовым организациям, обеспечивающим кре­дитование, страхование и перестрахо­вание организаций, внедряющих в про­изводство новые и высокие технологии или осуществляющих на их основе вы­пуска конкурентоспособной продукции.

              Ученые также допускают включение страховых организаций в круг субъек­тов инновационной инфраструктуры [4]. Данный подход свидетельствует о воз­можности комплексного осуществления в нашей стране венчурной деятельнос­ти. Поскольку одной из ее характерных черт является заранее учитываемая возможность необязательного возврата финансовых средств, для обеспечения стабильности банков, НКФО, страховых организаций следует установить для них определенные количественные норма­тивы участия в венчурной деятельнос­ти, помимо существующих. В настоящее время есть только 2 норматива: норма­тив участия банка, НКФО в уставном фонде одной коммерческой организа­ции и норматив предельного размера их участия в уставных фондах коммерчес­ких организаций в совокупности (п. 96 Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небан­ковских кредитно-финансовых органи­заций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 г. №137 в ред. от 25.05.2010 г.).

Информация о работе Венчурное финансирование как специфическая форма инновационно-инвестиционной стратегии: мировой опыт и возможности его применения в Рес