Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:58, курсовая работа
Цель работы: проанализировать возможности формирования венчурного финансирования в Республике Беларусь и дать рекомендации по совершенствованию инновационной политики.
Методы исследования: общенаучные методы познания, включающие методы абстрагирования, исторического и логического анализа и синтеза, а также методы системного и статистического анализа.
Исследования и разработки: изучены мировые тенденции использования венчурного финансирования, разработаны конкретные предложения по совершенствованию инновационной политики в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………4
1 Теоретические аспекты изучения венчурного финансирования.5
1.1 Методика оценки венчурных проектов…………………………11
В настоящее время финансирование инновационных проектов осуществляется с помощью Белорусского инновационного фонда, прямая задача которого - финансирование научных разработок с целью их трансформации в новые продукты. Основной источник финансирования БИФ - средства государственного бюджета, направляемые из фонда на внедренческие цели. Но эти деньги, по мере получения положительных результатов, по условиям фонда должны быть отданы обратно в фонд и далее государству. Таким образом он и пополняется: государство ежегодно выделяет какую-то сумму на новые проекты, к ней прибавляются средства, полученные от их реализации. Пополняют фонд также добровольные вклады министерств, ведомств, а также частные вклады. Когда были получены первые неплохие результаты от такой схемы финансирования, было принято решение о расширении возможностей привлечения средств с ориентацией на промышленное освоение инновационных разработок. В итоге появился источник финансирования, который формирует каждое министерство, так называемые отраслевые инновационные фонды. Практически все ведомства и органы местного управления имеют такой фонд для поддержки деятельности в своей сфере и регионе. Около 3 % этих средств аккумулируется в бюджете и специальным образом зачисляется на счет Белорусского инновационного фонда, который может использовать эти деньги для финансирования более крупных и интересных проектов, в том числе и венчурных.
Также для финансирования инновационных проектов в ноябре прошлого года было создано первое в Беларуси 00 «Сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН». Это организация, объединяющая в своих рядах частных инвесторов, которые привносят в стартующий бизнес не только финансы, но и опыт. Основной «капитал» «бавиновцев» - колоссальные знания, опыт построения бизнеса, деловые контакты, цель - привлечь носителей перспективных идей, «вырастить» из них профессиональных предпринимателей, помочь им раскрутить свой проект и довести его до «предпосевной» или «посевной» стадии. В связи с этим члены сообщества решают определенные задачи, среди которых подбор проекта, его экспертиза, помощь заявителям, их обучение. В то же время первые белорусские бизнес-ангелы испытывают недостаток в инновационных разработках, их нехватка тормозит развитие рисковой индустрии в нашей стране.
На сегодняшний момент Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011- 2015 годы, венчурные организации и фонды рассматриваются в качестве перспективных элементов национальной инновационной инфраструктуры. Однако на сегодняшний день обозначенные программные положения носят в высокой степени декларативный характер, механизм венчурного финансирования пока еще не нашел реального воплощения в отечественной практике.
Учитывая современные условия Беларуси, весьма актуальным был бы следующий ряд государственных инициатив:
- бюджетное финансирование программ поддержки венчурных фирм, выдача им субсидий на развитие наиболее эффективных научно-технических направлений и инноваций;
- аккумулирование бюджетных средств в частных или государственных фондах венчурного капитала с последующим их распределением по перспективным проектам;
- создание налоговых стимулов для инвесторов, вкладывающих средства в фонды рискового капитала или непосредственно в развитие новых фирм (например, посредством снижения ставки подоходного налога или налога на операции с ценными бумагами;
- создание благоприятных финансовых режимов для инновационно активных предприятий (например, посредством снижения величины ставок по отдельным видам налогов);
- предоставление венчурным фирмам льготных ссуд без необходимости погашения процентов;
- предоставление бесплатных или по льготным тарифам сервисных услуг для венчурных фирм;
- предоставление финансовых государственных гарантий инвесторам;
- создание и последующее содержательное развитие в стране национального законодательства, регламентирующего отношения, связанные с осуществлением венчурной деятельности;
- развитие фондового рынка, в том числе специализированных бирж для торговли ценными бумагами новых компаний (создание биржи по аналогии с американской NASDAQ, европейсой- EASDAQ);
- формирование в стране эффективной системы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, которые могут выступать в качестве единственного капитала инновационных фирм на ранних стадиях развития;
- государственное содействие в подготовке и повышении квалификации специалистов, действующих в сфере венчурного капитала;
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь существуют определенные предпосылки для создания механизма венчурного финансирования. На современном этапе развития страны он еще не нашел реального воплощения, поэтому содействие созданию и последующему функционированию венчурных фирм является важной составляющей государственной инновационной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена сущность венчурного финансирования, его основные цели и задачи, проанализирован опыт использования венчурного финансирования в Соединенных Штатах Америки и Великобритании, с учетом национальных особенностей были даны рекомендации по совершенствованию инновационной политики в Республики Беларусь, обоснованы возможности применения механизмов венчурного финансирования в нашей стране
Венчурное финансирование можно охарактеризовать как финансирование профессиональными инвестиционными фондами, созданными за счет капитала инвесторов, инновационных предприятий, инновационных проектов, с целью получения высокого дохода. Это особая форма инновационно-инвестиционной стратегии, целью которой является построение совершенно новой постиндустриальной экономики. Венчурное финансирование неразрывно связано с риском, а также биржевой игрой. Венчурный капитал направляется на поддержание нетрадиционных компаний, что, с одной стороны, повышает риск, а, с другой - увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей. Для оценки инновационных проектов была предложена методика, позволяющая определить наиболее перспективные проекты.
Изучение американского опыта венчурного инвестирования имеет особое значение для экономической науки, поскольку в США данная отрасль является наиболее развитой в мире, и представлена в виде разнообразных моделей и организационных форм, в рамках которых инвесторы руководствуются различными целями, используют разные механизмы принятия решений и управления инвестициями, их деятельность отличается степенью ответственности за результаты инвестирования.
Венчурный капитал Великобритании имеет наиболее четкую структуру, то есть системный характер, достаточно хорошо организован. Отличительной чертой институциональной среды являются низкие налоги на
прирост капитала. Активно практикуется создание инкубаторов и
инновационных парков при университетах, которые содействуют коммерциализации научных идей, новых технологий и продуктов.
Организация венчурного финансирования в Республике Беларусь характеризуется следующими чертами:
- обладает статусом коммерческой и в то же время является субъектом инновационной инфраструктуры;
- может быть создана в любой организационно-правовой форме для коммерческих организаций, кроме крестьянского (фермерского) хозяйства, с иностранными инвестициями в уставном фонде или без таковых.;
- имеет налоговые и неналоговые льготы;
- вправе заниматься иными видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законодательством, в общеустановленном порядке;
- в силу особенностей деятельности на начальном этапе требует значительных финансовых ресурсов, которые с учетом белорусских экономических реалий могут быть предоставлены за счет бюджетных средств либо за счет средств институциональных инвесторов.
Таким образом, в Республике Беларусь существуют определенные предпосылки для создания механизма венчурного финансирования. На современном этапе развития страны он еще не нашел реального воплощения, поэтому содействие созданию и последующему функционированию венчурных фирм является важной составляющей государственной инновационной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСОЧНИКОВ
1 Козик, Л.П. Союз Беларуси и России: финансово-экономические проблемы (валюты, бюджета, собственности)/ Л.П. Козик.-М:Школа-пресс, 1999.-119 с.
2 Проблемы развития транзитивной экономики: инновационность, устойчивость, глобализация: материалы межд. научно-практической конф., Минск, 22-23 мая 2007г./Белорус.гос.экон.ун-т, редкол.: В.Н. Шимов (отв. редактор)[и др.].-Минск: БГЭУ, 2007.-206с.
3 Степаненко, Д.М. Теоретико-методологические основы реализации государственной инновационной политики: монография/ Д.М. Степаненко.-Смоленск:
4 Раковец, А.А. Инновационное развитие экономики Республики Беларусь и его регулирование инструментами финансово- кредитного механизма: монография / А.А. Раковец .-Минск: Мисантл, 2011.-С.255 .
5 Зайцев, А.В. Венчурное финансирование инновационных высокотехнлогичных предприятий/ А.В. Зайцев//Российское предпринимательство.-2011.- №5.- С.30-34.
6 Александров, Д. Инноваторов поддержат материально/ Д. Александров// Босс. Бизнесс: организация, стратегии, системы.- 2011.-№5.- С. 10-15.
7 Емельянович, И. Начало венчурной индустрии/ И. Емельянович// Беларуская думка.- 2011.- №6.- С. 46-51.
8 Бакиновкая, О. Венчурные реалии и перспективы Беларуси: экономико-правовой аспект// Наука и инновации.- №10.-С.65-67.
9 Галиева, Г.Ф. Экономические проблемы развития инновационной экономики/ Г.Ф. Галиева//Финансы и кредит.-2010 №23.- С.28-33.
10 Иванов, Г.А. Венчурное финансирование: проблемы и перспективы/ Г.А. Иванов // Вестник Ассоциации белорусских банков.-2010.- №34.-С.16-17.
11 Степаненко, Д. Государственное регулирование венчурной деятельности/ Д. Степаненко// Юрист Республики Беларусь.- 2009.-№12.- С.14-17.
12 Бекетов, Н.В. Мировой опыт использования механизма венчурного финансирования инновационных процессов/ Н.В. Бекетов// Финансы и кредит.- 2008.-№11.- С.82-85.
13 Жигунов, Л.Н. Формирование механизма венчурного финансирования в РБ / Л.Н. Жигунов // Банковский вестник.- 2008.- №13.- С.36-42.
14 Макконелл Кэмпбелл, Р.Экономика: Принципы, проблемы и политика: в 2т./Р. Макконнелл Кэмпбелл,Л. Брю Стэнли.-М.:Республика, 1995.-Т.1:Экономика фирмы и распределение ресурсов.-400с.
15 Никитенко, П.Г. Инновационная деятельность и устойчивое развитие: Теория и методология / П.Г Никитенко, А.В. Марков. — 2-е изд., стер. — Мн.: БИП–С, 2004. — 91 с.
16 Мясникович, М.В. Государственное регулирование инновационной деятельности/ М.В. Мясникович, Н.Б. Антонова, Л.Н. Нехорошева. — Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2005. — 235 c. 17 Антонова, Н.Б. Инновационная политика государства: учеб. пособие / Н.Б. Антонова [и др.]. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. — 187 с.
18 Кристенсен, К.М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост: пер. с англ. / К. М. Кристенсен, М. Е. Рейнор. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 289 с.
19 Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов/ Ю.П. Морозов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.
20 Report on Investment Activity (RIA) [Electronic resource].-2010.- Mode of access: http://www.bvca.co.uk/
21 2011 NVCA Annual Yearbook [Electronic resource].-2010/- Mode of access:http://www.nvca.org/
22 О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 09.03.2009 г., №123// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2009.
23 Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 г. №495 : Указ Президента Респ. Беларусь, 3 янв. 2007г., № 1// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2007.
Приложение А
Объем венчурных инвестиций в США 1985 – 2010 гг.
14
14
Год | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | ||
Число членов BVCA | 193 | 208 | 214 | 192 | 179 | 168 | 164 | 164 | 155 | 135 | 128 | 117 | ||
%Респондентов | 100 | 99 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 98 | 97 | 96 | 95 | 94 | ||
Общий объем инвестиций | 7505 | 20025 | 31634 | 21853 | 11676 | 9679 | 6357 | 5466 | 6164 | 8256 | 7847 | 4919 | ||
Число финансируемых компаний |
|
| 987 | 1672 | 1680 | 1630 | 1535 | 1566 | 1493 | 1459 | 1597 | 1523 | 1358 | 1332 |