Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:44, курсовая работа
Термины «предприятие» и «фирма» (от англ. фирма твердый, устойчивый к внешним воздействиям) нами употребляются как синонимы с учетом двух значений перевода англоязычного слова; хотя в литературе можно встретить и такие толкования:
Фирма — определенное имя или наименование, под которым выступает коллективный или индивидуальный предприниматель.
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей, может принимать форму коллективного или индивидуального предпринимательства.
Термины «предприятие» и «фирма» (от англ. фирма твердый, устойчивый к внешним воздействиям) нами употребляются как синонимы с учетом двух значений перевода англоязычного слова; хотя в литературе можно встретить и такие толкования:
Фирма — определенное имя или наименование, под которым выступает коллективный или индивидуальный предприниматель.
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей, может принимать форму коллективного или индивидуального предпринимательства.
Корпорация — это форма акционерного общества, созданная с целью защиты каких-либо привилегий его участников.
Компания — это промышленное, банковское или торговое предприятие, основанное на долевом участии вкладчиков капитала.
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для производства товаров (услуг) в целях удовлетворения потребностей потребителей, получения прибили, повышения благосостояния его работников и развития на основе системного управления маркетинговой концепцией в соответствии с принятой стратегией, Не противоречащей интересам общества и государства. Возникновению предприятий в рыночных условиях предшествует существующий или формируемый на рынке спрос на продукцию, способную удовлетворять потребности потребителей.
Цели — конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремятся добиться отдельные работники или предприятие в целом. Мнения специалистов по вопросам целей предприятия расходятся. Наиболее часто упоминается основная цель предприятия, состоящая в создании прибили (источника дохода) для его собственника (собственников-акционеров). На втором месте по частоте высказываний находится цель предприятия, состоящая в удовлетворении потребностей путем создания товаров и услуг в процессе соединения материальных, финансовых и информационных ресурсов (в производственно-управленческом процессе). Наконец, нередким является мнение о том, что основная цель предприятия состоит в обеспечении занятости населения.
На самом деле, предприятие действительно выполняет все перечисленные функции, но нельзя согласиться с тем, что его цели и задачи ограничиваются только ими. Функции (задачи) предприятия существенно шире и предполагают связи предприятия с обществом (населением, рынками) и отдельными группами (сегментами товарных ринков), с другими предприятиями (конкурентами и/или партнерами),
Субъектами рыночной инфраструктуры (банками, биржами, различными финансовыми институтами, налоговыми органами, научно исследовательскими, опытно-конструкторскими, консалтинговыми, страховыми, и другими фирмами), федеральными, муниципальными и местными органами законодательной и исполнительной власти [6].
Факторы внешней среды
Внешняя среда предприятия является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.
Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.
Поставщики предприятие посредники клиентура
Конкуренты
Контактные аудитории
Рис.1 основные факторы внешней среды предприятия
Внешняя среда прямого воздействия
для предприятия - это совокупность факторов,
которые непосредственно влияют на операции
организации и испытывают на себе прямое
влияние операций организации.
Среду прямого воздействия
еще называют непосредственным деловым
окружением организации или средой задач.
К ней относятся:
- поставщики материальных ресурсов, оборудования,
энергии, капитала и рабочей силы;
- государственные органы и законы;
- потребители (частные лица и компании, государственные органы;
- конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;
Поставщики
Поставщики—субъекты маркетинговой системы,
в функцию которых входит обеспечение
фирм-партнеров и других компаний необходимыми
материальными ресурсами. В условиях сетевого
подхода к процессу взаимодействия субъектов
маркетинговой системы целесообразно
изучать возможности различных поставщиков
с целью отбора наиболее надежного и экономичного
поставщика с точки зрения капитальных
и текущих затрат фирмы. Комплексное исследование
цепи "поставщик—фирма—потребитель"
является необходимым условием экономической
оценки при обосновании выбора поставщика.
Поставщики обеспечивают поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков.
Выбор поставщиков
определяется ценами на их продукцию,
ее качеством, местом расположения поставщика,
а также договорными условиями.
Трудовые ресурсы
- важный элемент внутренней среды организации.
При проектировании нового предприятия
обязательно оценивается наличие и доступность
рабочей силы нужной квалификации на местном
рынке труда. Состояние рынка труда определяется
наличием определенных классов работников,
деятельностью учебных заведений (их количеством
в регионе, профилем обучения, качеством
подготовки), деятельностью профсоюзов
и бирж труда, кадровых агентств.
Законы и государственные органы
Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может осуществлять свою хозяйственную деятельность и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к законам страны, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.
Как известно,
государство в рыночной экономике оказывает
на организации как косвенное влияние,
прежде всего через налоговую систему,
государственную собственность и бюджет,
так и прямое - через законодательные акты
и деятельность местных органов власти.
Например, высокие ставки налогов существенно
ограничивают активность фирм, их инвестиционные
возможности и толкают к сокрытию доходов.
Однако, есть и положительные примеры
взаимодействия органов власти и фирм.
Потребители
Первой группой
влияния в рыночной среде являются потребители.
Это отдельные лица, домохозяйства, а также
корпоративные потребители (предприятия),
которые используют товары и/или услуги
предприятия -производителя для удовлетворения
своих потребностей.
Потребители—фирмы, отдельные
физические лица или их потенциальные
группы, готовые приобрести товары или
услуги, находящиеся на рынке, и обладающие
правами выбирать товар, продавца, предъявлять
свои условия в процессе купли-продажи.
Потребитель—король рынка, поэтому задача
маркетолога — постоянно изучать поведение
потребителя, его потребности, анализировать
причины отклонений в его отношении к
продукту фирмы и своевременно разрабатывать
мероприятия по корректировке деятельности
фирмы в целях сохранения эффективных
коммуникаций с потребителем.
Анализ потребителей, как
компонента непосредственного окружения
организации, в первую очередь имеет своей
задачей составление профиля тех, кто
покупает продукт, реализуемый организацией.
Изучение покупателей позволяет лучше
уяснить то, какой продукт в наибольшей
мере будет приниматься, на какой объем
продаж может рассчитывать организация,
и в какой мере покупатели привержены
продукту, на сколько можно расширить
круг потенциальных покупателей, что ожидает
продукт в будущем и многое другое.
Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. С одной стороны, гипотетически влияние каждого потребителя сильно отражается на деятельности предприятия, так как именно потребитель осуществляет «голосование рублем» за товар или услугу предприятия. С другой стороны, только совокупное воздействие большей части потребителей может оказывать серьезное воздействие на достижение предприятием рыночной цели. Многие организации ориентируют свои маркетинговые стратегии на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят. Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос. Потребительское поведение нужно изучать с целью снижения его негативного влияния и использования возможностей, которое оно предоставляет. Но важно не забывать, что предприятие должно самостоятельно активно формировать потребности и предпочтения потребителей, их ценностные ориентиры, для решения своих рыночных задач.
Конкуренты
Конкуренты—фирмы или физические
лица, соперничающие, т.е. выступающие
в качестве соперника по отношению к другим
предпринимательским структурам или предпринимателям
на всехэтапах организации и осуществления
предпринимательской деятельности.
Конкуренты своими действиями на рынке,
при выборе поставщиков, посредников,
потребительских аудиторий могут оказывать
воздействие на результаты деятельности
предприятия-соперника, на его позицию
и преимущества в конкурентной борьбе.
Зная сильные и слабые стороны конкурентов,
фирма может оценить и постоянно укреплять
свой производственный и маркетинговый
потенциал, цели, действующую и перспективную
стратегию предпринимательства. Под конкурентной
средой фирмы понимают совокупностью
субъектов и факторов рынка, влияющих
на отношение между производителем (продавцом)
и потребителем продукции.
Влияние на организацию
такого фактора как конкуренция проявляется
во многих аспектах управления. Во многих
случаях не потребители, а как раз конкуренты
определяют, какого рода результаты деятельности
можно продать, и какую цену можно запросить.
Недооценка конкурентов и переоценка
рынков приводят даже крупнейшие компании
к значительным потерям и к кризисам. Важно
понимать, что потребители - не единственный
объект соперничества организаций. Последние
могут также вести конкурентную борьбу
за трудовые ресурсы, материалы, капитал
и право использовать определенные технические
нововведения.
Посредники—фирмы или отдельные физические лица, которые помогают
предприятиям-производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты. Различают торговых, логистических, маркетинговых и финансовых посредников. К торговым посредникам относят оптовых и розничных торговцев. Логистические посредники занимаются услугами в системе складирования, транспортировки товара и потокодвижения. Маркетинговые посредники оказывают помощь в системе взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы в сфере организации маркетинговых исследований и оптимизации
спроса на товары и услуги. Финансовые посредники осуществляют банковские, кредитные, страховые и другие финансовые услуги [1]
Контактная аудитория ― любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.
Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков. Благотворная аудитория ― группа, интерес которой к фирме носит очень благотворный характер (например, жертвователи). Искомая аудитория ― та, чьей заинтересованности фирма ищет, но не всегда находит (например, средства массовой информации). Нежелательная аудитория ― группа, интереса которой фирма старается не привлекать, но вынуждена считаться с ним, если он проявляется (например, потребительские группы бойкота).
Фирма может разработать планы маркетинга для всех своих основных контактных аудиторий, а также для всех клиентурных рынков. Предположим, фирма хочет добиться от какой-то конкретной контактной аудитории ответной реакции в виде благорасположения, одобрительных отзывов или пожертвований времени или денег. Для этого фирме нужно будет спроектировать товар, привлекательный именно для данной контактной аудитории.
Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой те самые «не поддающиеся контролю» факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать. Макросреда слагается из шести основных сил.
Рис. 2. Основные факторы макросреды функционирования фирмы
Демографическая среда
Демография ― наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся маркетингом демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Мы остановимся на наиболее существенных демографических тенденциях.
Информация о работе Внешние и внутренние факторы деятельности предприятия и их характеристика