Выбор метода ценообразования в маркетинговой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является проведение классификации методов ценообразования и выбор метода ценообразования в зависимости от целей фирмы. Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
* дать теоретическое обоснование ценовой политики предприятия(фирмы)
* рассмотреть основные группы методов ценообразования

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы формирования ценовой политики предприятия 6
1.1 Понятие цены и ценовой политики 6
1.2 Государственное воздействие на политику цен 11
1.3 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики 13
2. Методы ценообразования 17
2.1 Методы с ориентацией на спрос 18
2.2 Методы ценообразования с ориентацией на конкурентов 20
2.3 Затратные методы ценообразования 23
2.4 Нормативно-параметрические методы ценообразования 30
3. Установление окончательной цены на предприятии 32
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

маркетинг куосовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Максимизация  текущей прибыли обеспечивается путем оперативной и объективной  оценки всех тенденций спроса и предложения.

 

2.2Методы ценообразования с ориентацией на конкурентов

Компания может  выбрать цены конкурентов как  отправную точку для ценообразования. Получив информацию о ценах конкурентов, компания принимает решение, установить ли ей цены выше, ниже или на том же уровне. Этот метод позволяет уйти от ценовой конкуренции. Кроме того, этот метод достаточно прост. Отрицательные стороны: у различных компаний могут быть разные издержки, и те цены, которые позволяют одной компании процветать, могут привести другую к банкротству. Величина издержек зависит и от размера компании, и от множества других индивидуальных факторов. Когда фирма занимает монопольную позицию на рынке, она способна получать наибольшую прибыль. Но в условиях зрелости рынка появляется много фирм, активно внедряющихся на него и развивающих конкуренцию. В подобных условиях при определении цены продажи эффективен метод, учитывающий конкурентное положение фирмы и данного товара или услуги, а также всю конкурентную ситуацию на рынке. В этом случае цену на продаваемые товары и услуги определяют посредством анализа и сравнения возможностей товаров данной фирмы в сравнении с фирмами-конкурентами на конкретном рынке, а также через анализ и сравнение сложившихся на рынке цен. Следовательно, метод определения цены с подобной ориентацией заключается в уточнении цены с учетом изменений конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке. Здесь применяют метод определения цены посредством ориентации на рыночные цены; метод формирования цены за счет следования за ценами фирмы-лидера на рынке; метод определения цены на основе цен, принятых на данном рынке; метод определения престижных цен.

Рассмотрим метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены. Здесь характерно, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке, устанавливает цены, исходя из ценообразования и уровня цен, сложившихся здесь, не нарушая при этом традиций рынка. Метод следования обычному уровню рыночных цен применяется при определении цены на трудно дифференцируемые товары, например цемент, сахар и т.д. Устанавливаемая таким образом цена определяется в особой ценовой зоне каждой фирмой самостоятельно.

Еще один метод - определения цены за счет следования за ценами фирмы-лидера на рынке, когда фирма конкретизирует свои цены, исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей наибольшей рыночной долей. Фирма, занимающая лидирующее положение на рынке, располагает самой высокой степенью доверия со стороны покупателей, а также широкими возможностями устанавливать на рынке цены на более выгодном для себя уровне, чем другие, способна свободно формировать цены с учетом конкуренции. Фирмы, следующие в формировании своей ценовой политики за лидером, неконкурентные и по степени известности, и по степени признания покупателями их торговой марки, поэтому они придерживаются для своей продукции уровня цен, определенного фирмой-лидером. Цены каждой фирмы ограничены определенными рамками и не бывают выше соответствующих цен фирмы-лидера.

Кроме того, практикуется метод ценообразования на основе цен, принятых на данном рынке. Здесь применяются цены, которые сохраняются на стабильном уровне в отношении определенных товаров в течение длительного времени на конкретном рыночном пространстве. В этом случае, независимо от объемов рыночной доли, занимаемой данной фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены, происходит резкое сокращение продаж соответствующих товаров и наоборот: при небольшом ее снижении возможно резкое увеличение сбыта. В качестве примера использования метода привычных цен можно назвать такие товары, как шоколад, сок в металлических банках, предназначенный для продажи в автоматах. Чтобы отказаться от привычных цен и обеспечить их повышение, улучшают качество товара, его функциональные свойства, упаковку, стиль, дизайн, придают ему большую привлекательность, адаптируя его к рынку прогнозируемых покупателей. Без этого осуществить изменение привычной цены нереально.

Характерно также применение метода установления престижных цен. Примерами товаров такого рода ценообразования могут служить драгоценности, норковые шубы, черная икра и т.п. В последнее время характерно расширение ассортимента престижных товаров. Они обладают люксовым уровнем качества. Если такого рода товары будут продаваться по низким ценам, они станут легкодоступными и потеряют свою главную привлекательность для рынка престижных покупателей. Вместе с тем реально ожидать существенного увеличения продаж, если сбывать престижные товары по высоким ценам, но чуть ниже уровня сложившегося на рынке. В отношении подобных товаров целесообразно устанавливать цены повыше. Это будет служить мощным стимулом для покупателей, рассчитывающих на демонстрационный эффект приобретаемого товара и послужит основой еще более высокого уровня продаж. Следовательно, по таким товарам эффективно с самого начала выхода на рынок использовать политику высоких цен и поддержания имиджа сверхвысокого класса. Также применяется состязательный метод определения цен, используемый, в частности, на центральных оптовых рынках, товарных рынках, рынках ценных бумаг и т.д. Имеется две его разновидности:

повышательный метод ведения аукциона, когда  прежде называется самая низкая цена, после чего идет ее повышение, а товар достается тому, кто предлагает самую высокую цену,

понижательный метод ведения аукциона, когда  вначале называется наиболее высокая  цена и, если покупатель по такой цене не находится, то идет снижение цены. Право  на заключение сделки купли - продажи на соответствующий товар получает покупатель, который первым примет цену продавца и таким образом соглашается на наиболее высокую цену в сравнении с остальными участниками аукциона.

 

2.3 Затратные методы ценообразования

Наиболее популярный в большинстве коммерческих организаций до сих пор является затратный метод, на который ориентировано и современное отечественное законодательство. Основные причины популярности:

привязка цены к затратам на производство услуги упрощает решение задачи (все необходимые данные для расчета цены присутствуют внутри компании);

при использовании  данного метода компаниями какой-либо отрасли их цены оказываются схожими (сходные или совпадающие цепочки  поставок), а конкуренция вследствие этого сводится к минимуму; данный метод является более справедливым по отношению к покупателю услуги (метод относится к "интуитивно понятным" на бытовом уровне: "Я потратил на тебя по твоей просьбе столько-то, верни мне деньги").

Суть  затратного метода ценообразования - в учете издержек и установлении таких цен на услуги, которые бы обеспечили окупаемость издержек и нормативный уровень прибыльности. В качестве издержек могут рассматриваться полные, частичные и капитальные затраты. Основным преимуществом затратного метода ценообразования, считается гарантированный уровень прибыльности и простота. Тем не менее, простота здесь - понятие весьма условное, поскольку методы предполагают наличие достоверной и полной информации об издержках, приходящихся на единицу услуги. Реально существующая на сегодняшний день система бухгалтерского учета такой информации не дает. Чтобы получить ее, необходимо наладить систему управленческого учета. Кроме того, достаточно сложно определить адекватный носитель единицы цены и стоимость работы. Точность расчета базовой цены с помощью затратных методов ценообразования обеспечивается возможностью максимально точного вычленения постоянных расходов из общей суммы расходов продавца, а также правильной оценкой учета запаса ресурсов. Разделение расходов торговой организации на переменные и постоянные расходы представляет собой классификацию расходов по системе "директ-кост". Переменные расходы - это расходы, которые напрямую зависят от объема продаж в натуральном выражении и увеличиваются пропорционально увеличению этого объема, постоянные расходы, напротив, - не зависят от объема реализации. Однако надо понимать, что это верно только в определенном пределе объема продаж товара в натуральном выражении, где пределом является максимальный объем, который возможен без наращивания (увеличения) постоянных расходов. Это так называемые условно-переменные и условно-постоянные расходы. К фактическим расходам на приобретение товаров, которые в управленческом учете, как правило, являются переменными расходами, относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) за приобретаемые товары;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
  • таможенные пошлины, в случае приобретения импортных товаров;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
  • суммы вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с помощью которых приобретаются товары;
  • суммы процентов по заемным средствам, начисленные до момента принятия товаров к учету (в том случае, если заемные средства привлечены для приобретения товаров);
  • расходы по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к продаже;
  • расходы по доставке, если стоимость доставки товаров не включается в их цену, а оплачивается покупателем отдельно как услуга сторонних организаций;

иные затраты, непосредственно связанные с  приобретением товаров.

Таким образом, принцип формирования покупной стоимости товаров заключается  в том, что включению в стоимость товаров подлежат любые расходы организации торговли, непосредственно связанные с приобретением конкретной партии товаров. Эти расходы являются переменными расходами, соответственно находятся в прямо пропорциональной зависимости от объема продаж. Расходы на продажу образуют постоянные расходы организации, которые напрямую не зависят от объема продаж.

Суть метода структурной аналогии заключается в том, что при установлении цены нового товара определяют структуру цены аналогичного товара, используя фактические или статистические данные о доле основных элементов в цене. Если имеется возможность точно определить для нового товара переменные расходы на единицу, например, расходы материальных ресурсов по нормам расхода, то, перенося структуру аналога на новый товар, определяется доля постоянных расходов, приходящаяся на данный вид нового товара. Такими способами получают объем удельных постоянных расходов, приходящихся на данный вид товара. Объективность цены, рассчитанной затратными методами ценообразования, где используются совокупные расходы в расчете на определенный вид товара, а в их числе и объем удельных постоянных расходов, зависит от правильности выбора базы распределения. Поэтому при выборе метода ценообразования продавец должен глубоко проанализировать особенности своей хозяйственной деятельности и оценить свои возможности. Классификация затратных методов ценообразования строится в зависимости от способа включения в цену товара переменных и удельных постоянных расходов и способа определения желаемого дохода в виде дополнительной надбавки к расходам в расчете на единицу товара. Для расчета показателя на единицу данного вида товара за ожидаемый объем продаж (производства) данного вида товара в натуральных единицах принимается количество этого товара в натуральных единицах.

Метод формирования цены на основе полных расходов - англ. full cost pricing - (другие определения: метод прямого калькулирования, метод "средние издержки плюс прибыль", метод "издержки (затраты) плюс") предполагает составление калькуляции на конкретный товар или вид (группу) товаров, где учитываются как переменные, так и удельные постоянные расходы. Цена рассчитывается как сумма этих расходов на единицу товара и желаемого дохода на единицу товара, который может быть выражен как в абсолютном значении, так и в относительном - в виде процента рентабельности к расходам. Коэффициент рентабельности (здесь и далее) - это отношение рентабельности в процентах к ста процентам.

В первом случае модель выглядит:

Цена = Совокупные расходы на единицу + Желаемый доход  на единицу

Во втором случае модель выглядит:

Цена = Совокупные расходы на единицу х (1 + Коэффициент  рентабельности)

Если коэффициент  рентабельности принять за единицу  и более, то проявится смысл метода ценообразования, который экономисты называют как метод определения цены товара на основе анализа максимального пика убытков и прибылей. При этом методе желаемый доход тождественен совокупным расходам данного вида товара скорректированным на коэффициент преимущества. К преимуществам метода формирования цены на основе полных расходов относится то, что этот метод позволяет прогнозировать цену на перспективу и учитывает все расходы, позволяя продавцу спланировать коммерческую выгоду от хозяйственной деятельности. Недостатком метода полных расходов является сложность определения уровня желаемого дохода на единицу, поскольку нет регламентированного точного способа или формы ее расчета, что объясняется разнообразностью экономических ситуаций и специфики хозяйственной деятельности продавца. Однако этим недостатком обладают все затратные методы ценообразования, при расчете цены по которым используется дополнительная надбавка в виде желаемого дохода на единицу товара.

Преимущество метода формирования цены на основе переменных расходов (англ. direct cost pricing) заключается в отсутствии необходимости рассчитывать удельные постоянные расходы на единицу товара, что без сомнений трудозатратно и актуально для продавцов с большим ассортиментом товаров или в случае затруднительного вычленения постоянных расходов из общего объема. Этот метод учитывает только переменные расходы и объем дохода, в том числе покрывающий постоянные расходы. В экономической литературе встречаются другие определения этого метода, а именно: метод валовой прибыли, метод минимальных издержек, метод прямых затрат, метод стоимостного изготовления, метод сокращенных затрат. Данный метод менее гибко позволяет реагировать на конъюнктуру рынка в части понижения цены в некоторых случаях, чем метод, основанный на оценке точки безубыточности, который не предполагает какого-либо дохода в виде надбавки к совокупным расходам. Цена товара равна общим расходам на единицу товара, то есть совокупный объем продаж покрывает только общие расходы - нет прибыли, но нет и убытков. Модель ценообразования выглядит следующим образом:

Информация о работе Выбор метода ценообразования в маркетинговой деятельности предприятия