Выбор стратегии роста предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является разработка стратегии развития предпринимательства в пищевой промышленности на примере ОАО «Красный Октябрь».
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы формирования стратегии развития;
проведен анализ условий функционирования ОАО «Красный Октябрь» и выявлены ограничения, накладываемые рынком и внешней средой на деятельность предприятия;
оценена текущая стратегия ОАО «Красный Октябрь»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретико-методические основы разработки стратегии развития предпринимательства…………………………………………………………….5
1.1 Сущность управления развитием и его роль
в деятельности предприятия……………………………………………………..5
1.2 Этапы разработки стратегии предприятия…………………………………10
1.3 Информационное обеспечение разработки стратегии развития………….24
1.4 Особенности стратегий развития предприятий
пищевой промышленности…………………………………………………….25
2.Краткая характеристика предприятия………………………………………30
3. Разработка стратегии развития ОАО «Красный октябрь»………………..43
4. Оценка эффективности предложенной стратегии…………………………48
Заключение………………………………………………………………………51
Список литературы………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Выбор стратегии роста предприятия.rtf

— 2.70 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет»

 

(ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

 

 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Маркетинг»

Тема: «Выбор  стратегии роста предприятия»

 

 

 

 

Студент: Долматова Ю.Г.

Шифр: 091-КМТ-207

Руководитель: Порошина Е.Ю.

 

 

 

Владивосток

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоретико-методические основы разработки стратегии развития предпринимательства…………………………………………………………….5

1.1 Сущность управления развитием и его роль

в деятельности предприятия……………………………………………………..5

1.2 Этапы разработки стратегии предприятия…………………………………10

1.3 Информационное обеспечение разработки стратегии развития………….24

1.4 Особенности стратегий развития предприятий

пищевой промышленности…………………………………………………….25

2.Краткая характеристика предприятия………………………………………30

3. Разработка стратегии развития ОАО «Красный октябрь»………………..43

4. Оценка эффективности предложенной стратегии…………………………48

Заключение………………………………………………………………………51

Список литературы………………………………………………………………53

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

Практика бизнеса показала, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, т.к. он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления.

Таким образом, целью данной работы является разработка стратегии развития предпринимательства в пищевой промышленности на примере ОАО «Красный Октябрь».

В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотрены теоретические основы формирования стратегии развития;
  • проведен анализ условий функционирования ОАО «Красный Октябрь» и выявлены ограничения, накладываемые рынком и внешней средой на деятельность предприятия;
  • оценена текущая стратегия ОАО «Красный Октябрь»;
  • разработана стратегия развития ОАО «Красный Октябрь» и проведена оценка ее экономической целесообразности.

В качестве объекта исследования выступает ОАО «Красный Октябрь». Предметом исследования является стратегия развития предприятия.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы зарубежных и российских авторов в области стратегического управлния, маркетинга и менеджмента, связанные с тематикой работы таких авторов как Багиев Г.Л., Витт Ю., Виханский О.С., Голубков Е.П., Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Панкрухин А.П. Фатхутдинов Р.А. и др.

Информационную основу исследования составили опыт работы и маркетинговые исследования, проводимые российскими и зарубежными фирмами, а также данные, полученные в ходе исследования деятельности объекта исследования.

В качестве инструментов исследования были использованы сравнительный и системный анализ, качественное и количественное изучение реальности, экономико-статистические методы.

Практическое значимость предложенных методических положений и рекомендаций заключается в том, что их использование позволит ОАО «Красный Октябрь» совершенствовать свою текущую деятельность, определить перспективы развития и достичь устойчивых конкурентных преимуществ.

 

 

1. Теоретико-методические основы разработки стратегии развития предпринимательства

 

1.1 Сущность управления развитием и его роль в деятельности предприятия

Понятие развития в общем виде определяется как изменение процесса, явления от более простого к более сложному и более эффективному. Под управляемым развитием предприятия будем понимать выделенную в составе предприятия систему, в которой объединены все процессы, ведущие к изменению состава, свойств, структуры связей и отношений составляющих элементов производственно-экономической системы: инновационные процессы, объединяемые в программы развития; рост предприятия; реинжиниринг бизнес-процессов предприятия; процессы реструктуризации и приватизации предприятий; процессы кризисного развития и антикризисного управления предприятием, ведущие к количественным и качественным изменениям во всех функциональных областях производственно-экономической системы, а также контуры ее управления на основе обратной связи, в которых решаются задачи стратегического и тактического управления и запускаются механизмы самоорганизации оперативного управления развитием [15].

Многие процессы развития характеризуются нарастающей сложностью организации, тем более в таких сложных производственно-экономических системах, как предприятия. При исследовании проблем управления развитием организации исследователи применяют широкий спектр методологических принципов: системный подход (организационное проектирование), функциональный подход (функционально-стоимостной анализ), стратегический мониторинг в управлении финансово-хозяйственной деятельностью, функциональные стратегии развития (инвестиционная, инновационная, маркетинговая, адаптационная, стратегия развития производства), ресурсные стратегии развития (стратегия материального обеспечения, финансового обеспечения, обеспечения трудовыми ресурсами), стратегия развития структурных единиц, концепция управления развитием потенциала, проектно-плановый и программный подходы, подходы, организованные как синтез специальных теорий: стратегического управления, антикризисного управления, моделирования управляемого развития, теории стратегии и др. Выбор конкретного принципа управления развитием, либо их совокупности, носит субъективный характер, определяемый целевыми установками организации и особенностями руководителя.

В основе системного подхода выступает предположение, что любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой и обратную связь. Сущность системного подхода состоит в следующем: формулирование целей и установление их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением; получение максимального эффекта в смысле достижения поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора; количественная оценка целей и средства их достижения, основанная на всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности [22]. Основные выводы системного подхода к управлению развитием предприятий заключаются в определении двух важнейших составляющих выживания организации в современных условиях: способность управляющих предугадывать возможные изменения во внешней среде и способность приспосабливаться к этим изменениям. Однако теория систем сама по себе еще не позволяет оценить, какие же именно элементы организации как системы и элементы внешней среды особенно важны в управлении развитием.

Функциональный подход развивает идеи классической теории управления. Управление, с позиции данного подхода, рассматривается как целостный процесс реализации управленческих функций. В число функций управления входят: планирование, организация, мотивация, руководство, координация, коммуникация, контроль, принятие решений. Система управления развития предприятием в рамках функционального подхода представляется как иерархическая структура взаимосвязанных процессов реализации функций управления. Соотнесение функций управления относительно деятельности органа управления означает направление их на решение задач, связанных со спецификой управляемых объектов. В случае управления развитием предприятия такими задачами может выступать разработка и внедрение нововведений или инноваций, которые могут затрагивать как ассортимент выпускаемой продукции предприятия, так и отдельные элементы оборудования и технологии в целом [18].

Частные стратегии развития предприятия, развивающие и детализирующие общую стратегию экономического развития можно разделить на следующие виды: стратегии развития каждой структурной единицы; функциональные стратегии; ресурсные стратегии.

Концепция развития структурной единицы крупного предприятия, во-первых, определяет деловую политику структурной единицы, причем проводимую не только в рамках предприятия, но и самостоятельно. Соотношение самостоятельной и подчиненной политики структурной единицы зависит от организационной формы предприятия, вида взаимосвязи структурных единиц и степени централизации управления. Во-вторых, совокупность стратегий развития структурных единиц предприятия представляет собой горизонтальную декомпозицию системы долгосрочных целей и общей стратегии развития, которая позволяет сформировать деловую политику всех структурных единиц не только во взаимосвязи с обшей стратегией предприятия в целом, но и во взаимозависимости всех его структурных единиц, а также обеспечивает пропорциональность развития структурных единиц, помогает выявить «узкие места» и несоответствия в их настоящей деятельности и перспективном развитии и обеспечить сбалансированное развитие крупного промышленного предприятия. Все это позволяет организовать гибкую систему координации действий всех структурных единиц предприятия в целом, способную быстро адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде предприятия. В-третьих, рассматриваемая концепция отражает специфику деятельности предприятия - производственной, финансовой, коммерческой. Разработанная для каждой структурной единицы частная стратегия является, в свою очередь, элементом совокупности частных стратегий предприятия [12].

К числу функциональных можно отнести стратегии, определяющие перспективную деятельность предприятия - установление целей и определение путей и способов их достижения по каждой функциональной сфере деятельности. Функциональные стратегии носят сквозной вертикальный характер и в обязательном порядке находят отражение в стратегиях развития структурных единиц предприятия. К их числу относят инновационную, инвестиционную, маркетинговую, производственную, адаптационную стратегии, каждая из которых определяет цели и задачи деятельности крупного промышленного предприятия в целом и его отдельных структурных единиц в той или иной функциональной сфере деятельности [14].

Управление развитием предприятия в рамках инновационного подхода происходит на основе системного понятия «жизненный цикл инноваций». Использование такой схемы системы управления инновационными проектами позволяет обеспечить взаимосвязанную деятельность функциональных подразделений инновационного проекта в рамках установленной организационной структуры управления, эффективное планирование инновационной программы, оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранным критерием оптимальности и управление риском на различных стадиях реализации инновационных проектов. Однако возможности предприятий по привлечению инноваций различны, что связано с существующими ресурсными ограничениями, особенно финансовыми [6].

Основной идеей концепции маркетингового управления как системного подхода к планированию и внедрению изменений является приоритет рыночных взаимодействий над внутрифирменными. Другими словами, каждое вводимое изменение должно иметь целью приближение к запланированному качеству работы предприятия с рынком. В большинстве случаев маркетинговая стратегия заставляет выстраивать баланс между выгодой долго-срочной и немедленной. Этот баланс определяет необходимое качество рыночных взаимодействий, а изменения направлены к его последовательному достижению. Говоря об общей применимости концепции маркетингового управления развитием предприятий, отметим, что хотя она и приемлема для всех типов стратегий и стилей руководства, наиболее эффективным подход является для предприятий стратегии долгосрочного присутствия на рынке и для руководителей, применяющих демократический стиль управления [4].

Относительно новой концепцией управлением развитием предприятий является адаптационная стратегия, базирующаяся на результатах исследований в области адаптации предприятий. Адаптационная стратегия предполагает процесс целенаправленного изменения параметров, структуры и свойств любого объекта в ответ на происходящие перемены как во внешней среде деятельности объекта, так и внутри него. Внешняя среда деятельности предприятий нестабильна, подвержена частым изменениям разнообразного масштаба, и предприятие должно быть готово к таким изменениям, что проявляется, в частности, в наличии адаптационной стратегии, а также организационного механизма ее реализации - комплекса технических, организационных, информационных, правовых и управленческих структурных мер, обеспечивающих оперативную перестройку деятельности всех структурных единиц, а также внесение соответствующих изменений в частные и обеспечивающие стратегии предприятия [24].

В качестве альтернативного подхода к ресурсным стратегиям развития предприятий рассмотрим другую систему взглядов, ориентирующую изменения. В основу ее положена идея, что перспективные возможности открываются для любого предприятия в любой ситуации, обладающим определенным потенциалом. В качестве главных факторов потенциала выделяют: систему управления; персонал; стиль руководства; маркетинг; собственно товар или услугу; производство; сбыт; поставки; эксклюзивные возможности; общую эффективность. В рамках данной концепции проблема совершенствования предприятия в целом упрощена разбиением на отдельные блоки, сведена к уровню локальных задач, поддающихся решению. Концепция управления потенциалом предприятия оставляет руководителю больший простор для творчества, поскольку не ограничивает его в выборе изменяемых факторов. Но по этой же причине результат может быть полезным для предприятия или декоративным: правильная расстановка приоритетов здесь полностью в компетенции руководителя, для решения могут быть выбраны как актуальные в данной ситуации вопросы, так и второстепенные, обусловленные сценарием или привычкой [29].

Информация о работе Выбор стратегии роста предприятия