Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:34, курсовая работа
Разработке стратегий маркетинга посвящено немало работ как зарубежных, так и отечественных ученых. На рубеже 1980-х и 1990-х гг. были опубликованы работы зарубежных ученых: Ж. Ламбена, Г. Ассэля, П. Дихсона, Д. Кревенса. Нельзя не упомянуть Ф. Котлера: учебник «Меркетинг менеджмента» издан в 1997 г. Цель данной работы -- рассмотрение особенностей маркетинговых мероприятий на фазах жизненного цикла товара. Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач: -- определение сущности товара, его жизненного цикла; -- характеристика стратегий маркетинга и мероприятий маркетинга; -- характеристика фаз жизненного цикла товара.
Введение ……………………………………………………………………. 2
Раздел I Товар в системе маркетинга………………………... 3
1.1 Уровни товара……….. 3
1.2 Стадии жизненного цикла товара…………………... 4
1.3. Виды кривых жизненного цикла товара…….10
Раздел II Жизненный цикл туристического продукта международной туристической компании "Спутник"……………………….. 12
2.1 Международная туристическая компания «Спутник»…………………………………. 12
2.2 Концепция жизненного цикла в международной туристической компании «Спутник»…………………………………………………. 17
2.3 Ошибки в управлении жизненным циклом продукта в международной туристической компании «Спутник»……………… 19
2.4. Измерение контроля жизненных циклов в международной туристической компании «Спутник»………………………………….21
Заключение…………………………………………………………. 22
Литература………………………………………………………….. 24
Приложение………………………………………………………… 26
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………….
Раздел I Товар в системе маркетинга………………………... 3
1.1 Уровни товара……….. 3
1.2 Стадии жизненного цикла товара…………………... 4
1.3. Виды кривых жизненного цикла товара…….10
Раздел II Жизненный цикл туристического продукта международной туристической компании "Спутник"……………………….. 12
2.1 Международная туристическая компания
«Спутник»…………………………………. 12
2.2 Концепция жизненного цикла в международной
туристической компании «Спутник»………………………………………………….
2.3 Ошибки в управлении жизненным циклом продукта в международной туристической компании «Спутник»……………… 19
2.4. Измерение контроля жизненных циклов в международной туристической компании «Спутник»………………………………….21
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Предметом маркетинговых операций называют товар (группу или комплекс), а также услуги. Товар -- многоаспектное понятие, включающее: потребительскую ценность (способность произведенной продукции удовлетворять конкретные запросы потребителей), представленность продукции на рынок для продажи (с определенной ценой) и наличие спроса на продукцию на рынке. Каждый товар имеет свой собственный жизненный цикл обращения или присутствия на рынке, период определенной рыночной устойчивости и рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром.
Понятие «жизненный цикл» применимо как к видам товаров, так и к их подвидам, модификациям и маркам. Различные товары имеют разную длительность жизненного цикла и каждой его стадии: от нескольких дней до нескольких десятков лет. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит от конкретного рынка. С помощью средств маркетинга жизненный цикл товара на целевом рынке может быть как продлен, так и сокращен. Задачами маркетинга являются: сокращение фазы внедрения товара на рынок, ускорение процесса роста, продление фазы зрелости, замедление фазы старения. Каждому этапу жизненного цикла соответствует своя маркетинговая стратегия.
Разработке стратегий маркетинга посвящено немало работ как зарубежных, так и отечественных ученых. На рубеже 1980-х и 1990-х гг. были опубликованы работы зарубежных ученых: Ж. Ламбена, Г. Ассэля, П. Дихсона, Д. Кревенса. Нельзя не упомянуть Ф. Котлера: учебник «Меркетинг менеджмента» издан в 1997 г.
Цель данной работы -- рассмотрение особенностей маркетинговых мероприятий на фазах жизненного цикла товара.
Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
-- определение сущности товара, его жизненного цикла;
-- характеристика
стратегий маркетинга и
-- характеристика фаз жизненного цикла товара.
Товар - это основной элемент деятельности общества. Для того, чтобы получить прибыль и существовать, любое предприятие должно произвести свой товар, определить его цену и выйти с ним на внешний или внутренний рынок. Иными словами, товар - это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке.
Существует три основных уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением.
При создании товара разработчику нужно воспринимать идею на трех уровнях. Основополагающим является уровень товара по замыслу, на котором дают ответ на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар - это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Женщина, покупающая помаду, не просто приобретает краску для губ. Задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.
Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Губная помада, компьютеры, учебные семинары и кандидаты политических партий - все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и специфической упаковкой.
И, наконец, разработчик
может предусмотреть
Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом, к тому, как покупатель товара комплексно подходит к проблеме, которую он пытается решить благодаря использованию товара. При таком подходе деятель рынка выявит немало возможностей подкрепить свое товарное поведение наиболее эффективным с точки зрения конкуренции способом.
Найдя свой товар на рынке
(нужный прежде всего потребителю),
производитель, маркетолог предприятия
должен определить, сколько времени
просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать
его жизненный цикл. Любой товар подобно
живому организму, рождается, живет и умирает.
Жизненный цикл продукта впервые исследован
на примере марочных товаров. Само понятие
жизненного цикла разработано в конце
50-х и начале 60-х годов во время периода
стабильности, равномерного экономического
роста и увеличения спроса на потребительские
товары. В жизненном цикле отражаются
изменение роста, вкуса, стиля, влияния
технического прогресса.
Цикл можно обнаружить не только у марок
и продуктов, но и у материалов, формы,
цвела, технологий. Жизненный цикл товара
не всегда прекращается вместе с его исчезновением
с рынка.
Некоторые товары могут начать новый цикл
уже в течение стадии насыщения, продлевая
свое существование.
Каждый товар, какими бы отличными потребительскими
свойствами он не обладал, имеет определённый
период рыночной устойчивости, т.е. существует
на рынке ограниченное время. Рано или
поздно он вытесняется с рынка другим,
более совершенным или более дешёвым товаром.
Данный феномен и называют жизненным циклом
товара.
Жизненный цикл
продукта - это время с момента первоначального
появления продукта на рынке до прекращения
его реализации на том же рынке.
Данная концепция описывает сбыт продукта,
прибыль, потребителей, конкурентов и
стратегию маркетинга с момента поступления
товара на рынок до его снятия с рынка.
Исследователями было обнаружено, что спрос на товар изменяется отнюдь не хаотично, но определённым образом, который графически может быть изображён кривой. Данная кривая получила название "кривой жизненного цикла товара". Такая кривая (в упрощённо-усреднённом виде) представлена на рис.1.
Рис.1: кривая ЖЦТ. Сплошной линией обозначен совокупный объём продаж отрасли, пунктиром - совокупная прибыль отрасли (см. приложение 1).
Большинство исследователей выделяет 4 фазы жизненного цикла товара: внедрение, рост продаж, зрелость, спад. Но некоторые авторы, например С.Н. и А.Г. Белоусов, выделяют и пятую фазу - исследование и разработка товара. Но, так как эта фаза всё-таки больше производственная, чем маркетинговая, студент в своей курсовой работе не станет заострять на ней своё внимание. Остальные же 4 фазы будут более подробно рассмотрены ниже.
Решения, которые производители принимают в своей товарной политике, во многом зависят от стадии жизненного цикла товара. Поэтому анализ жизненного цикла товара осуществляется непрерывно на протяжении всей деятельности компании, он является важнейшей задачей маркетинговых исследований, источником информации для принятия решений по всем вопросам товарной политики. Часто, определить фазу ЖЦТ товара бывает сложно, поэтому началом нового этапа развития считается момент, когда уменьшение или увеличение продаж становится ярко выраженным. Грамотное проведение маркетинга может как продлить, так и сократить срок жизни товара. Управление жизненным циклом товара предполагает внесение изменений в товарные, ценовые, сбытовые, коммуникационные стратегии. Подробнее эти меры также рассмотрены ниже.
Этот период, период появления товара на рынке и постепенного увеличения объёма его продаж, является самым важным этапом ЖЦТ. Продажи на этом этапе, как правило, не велики и во многом зависят от степени новизны товара. Так, рост продаж модификации уже известного товара выше, чем у принципиально новой продукции. Конкуренция в это время ограничена, а затраты на производство и маркетинг велики.
Основная задача маркетинговых служб на данной фазе жизненного цикла товара состоит в создании рынка для новой продукции, что требует высоких затрат на её рекламу, разъяснение свойств и качеств товара. Необходимо создавать каналы сбыта для реализации новинки. Установлено, что первыми покупателями новинок становятся так называемые покупатели-"новаторы", которые составляют лишь около 2% от общего числа потенциальных потребителей, а также "ранние исследователи" - 13,5% потребителей, соответственно. Это лица, склонные к риску, которым нравится сам по себе статус первых покупателей, а также люди, быстро воспринимающие новые идеи. Важную стимулирующую роль на данном этапе играет ценовая политика, которая может проводится в двух направлениях в зависимости от вида товара. Для престижных, высокотехнологичных, или просто модных товаров чаще всего на данном этапе ЖЦТ применяется политика "снятия сливок", т.е. установление максимально высоких цен на новинку. Примером такой ценовой политики могут служить цены на новые персональные компьютеры, или одежду "от кутюр". Для продукции же массового спроса, обычно, проводится политика "проникновения на рынок", для которой характерно установление низких цен для скорейшего завоевания рынка.
Если товар выживает на первой стадии своего жизненного цикла, он переходит в фазу роста продаж. Данная фаза характеризуется быстрым ростом спроса на продукцию. Спрос увеличивается за счёт покупателей, т. н. "раннего большинства" (около 35% покупателей). Затраты на производство стабилизируются, предприятие начинает получать прибыль. К трудностям на данном этапе ЖЦТ можно отнести появление конкурентов. На данной фазе жизненного цикла товара прибыль от его реализации максимальна, поэтому нет ничего удивительного в том, что предприятия стремятся продлить эту фазу. Именно на продление этого этапа и направлена работа маркетинговых служб, которые используют следующие средства для достижения поставленных целей:
Усовершенствование товара, повышение его качества. Также возможно добавление новых функций, создание разновидностей товара.Продвижение имиджа товара, создание торговой марки и формирования привязанности к ней, а также выделение конкурентных преимуществ продукции. Интенсивный сбыт - увеличение числа торговых точек, проникновение на новые рынки. Проникновение на новые сегменты рынка. Переориентирование рекламы с распространения информации о товаре на стимулирование его приобретения. Некоторое снижение цен для привлечения большего числа потребителей.
На этой фазе жизненного цикла товар уже имеет свой рынок, а спрос на него становится массовым, так как товар покупает "запоздалое большинство" - 34%, люди, настроенные скептически и воспринимающие новинку лишь после того, как её опробовало большинство. Темпы роста сбыта замедляются, конкуренция достигает максимума, размер прибыли снижается. Однако, она всё ещё достаточно высока, т. к. в результате более полного освоения технологии происходит уменьшение затрат на производство. Поэтому маркетологи стремятся продлить и эту стадию, хотя бы для того, чтобы накопить средства для создания нового товара. Для этого они ищут дополнительные рынки сбыта, стимулируют более интенсификацию потребления товара уже существующими покупателями. Также производится модификация товара: улучшение качества, свойств, внешнего оформления, идёт поиск новых сфер его применения. Возрастает конкурентная направленность всех форм продвижения. Ценовая политика имеет выраженную ценностную направленность Ценообразование на основе воспринимаемой ценности товара потребителями., увеличивается роль неценовой конкуренции.
Модель жизненного цикла
товара позволяет объяснить поведение
товара на рынке в зависимости
от множества переменных, описывать
будущий сценарий развития продукта.
В современных условиях моделирование
цикла составляет важнейший инструмент стратегического
планирования.
Хотя модель жизненного цикла товара представляет
упрощенное видение реальности, тем не
менее оно дает маркетологу возможность
отслеживать и прочно удерживать уровень
продаж па рынке.
Вследствие скрупулезного и осторожного
анализа динамики жизненного цикла товара
руководство предприятии может знать,
что, когда и как подлежит изменению, а
именно: