Жизненный цикл товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Разработке стратегий маркетинга посвящено немало работ как зарубежных, так и отечественных ученых. На рубеже 1980-х и 1990-х гг. были опубликованы работы зарубежных ученых: Ж. Ламбена, Г. Ассэля, П. Дихсона, Д. Кревенса. Нельзя не упомянуть Ф. Котлера: учебник «Меркетинг менеджмента» издан в 1997 г. Цель данной работы -- рассмотрение особенностей маркетинговых мероприятий на фазах жизненного цикла товара. Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач: -- определение сущности товара, его жизненного цикла; -- характеристика стратегий маркетинга и мероприятий маркетинга; -- характеристика фаз жизненного цикла товара.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 2

Раздел I Товар в системе маркетинга………………………... 3
1.1 Уровни товара……….. 3
1.2 Стадии жизненного цикла товара…………………... 4
1.3. Виды кривых жизненного цикла товара…….10

Раздел II Жизненный цикл туристического продукта международной туристической компании "Спутник"……………………….. 12
2.1 Международная туристическая компания «Спутник»…………………………………. 12
2.2 Концепция жизненного цикла в международной туристической компании «Спутник»…………………………………………………. 17
2.3 Ошибки в управлении жизненным циклом продукта в международной туристической компании «Спутник»……………… 19
2.4. Измерение контроля жизненных циклов в международной туристической компании «Спутник»………………………………….21

Заключение…………………………………………………………. 22
Литература………………………………………………………….. 24
Приложение………………………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

маркетинг курсовая.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Знаком отличия «Спутника» является то, что все без исключения туры и программы соответствуют  требованиям максимального комфорта и безопасности для туристов.

Преимущество «Спутника» заключается в том, что за долгие годы работы на рынке мы смогли создать свой круг надежных и проверенных партнеров. Мы можем быть полностью уверены не только в том, что подберем идеальный вариант отдыха для наших клиентов, но и в том, что они с комфортом доберутся до пункта назначения, что их ждет прекрасное обслуживание в гостинице, и в том, что они вовремя и без задержек вернуться обратно. Именно это мы подразумеваем, когда говорим, о том, что «Спутник» предоставляет качественные и надежные услуги в мире путешествий.

Совершенно очевидно, что компания может принимать  более эффективные рыночные решения, и если Правление уделит этому  время, то узнает, какое место каждый туристский продукт занимает в жизненном  цикле. Определение соотношение  затрат и прибыли на продукт в течение всего жизненного цикла составляет результат самого жизненного цикла, т. е. периода, когда продукт может, приносит прибыль. Без этой информации ряда туристических продаж не может быть уделено достаточно внимания на рынке туризма. В то время как, имея такую информацию, рынок удваивает свои возможности, т. е. происходит:

- изменение формы и  установление контроля над жизненным  циклом каждого отдельно маршрута  и тура;

- увеличение периода  прибыльности, усиление поддержки  каждого тура во всех фазах его жизненного цикла (возникновения - формирование - расчет стоимости - реализация - результат и прибыль).

Размер и прибыльность любого бизнеса зависят от жизненного цикла тура (программы туров) и  его изменений. Насколько компании могут увеличивать цены и прибыль, настолько же ни один продукт не может избежать периода зрелости и умирания. Размещение и реализация туристских ресурсов должны отвечать целям и амбициям жизненного цикла туристского продукта. Цель данного раздела - показать, как концепция жизненного цикла продукта может быть обращена в инструмент активного получения прибыли, а также провести анализ жизненного цикла продукта, который помог компания "Спутник" осуществлять решения для получения высокой прибыли.

    1. Концепция жизненного цикла в международной туристической компании «Спутник»

Концепция жизненного цикла  туристского продукта в международной  туристической компании «Спутник»  возникает из того факта, что объем  продаж продукта, соответствует типичной модели четырех фазового цикла. Начальная  фаза - рождение (возникновения и формирование) продукта, когда продукт продается в малом объеме. Во время периода роста объем продаж увеличивается. В период зрелости объем продаж стабилизируется, прибыль начинает снижаться. В период спада происходит падение объемов сбыта, и прибыль резко уменьшается.

Длина жизненного цикла  продукта (тура, маршрута, программы), длина  каждой фазы и форма кривой, различные  для каждого продукта. Например, изменение цен происходит по трем причинам:

1. Исчезают необходимость  и возможность реализации. Так случилось с внутренним туризмом в России, когда он лишился протекционизма со стороны государства.

2. Появился более лучший  и дешевый продукт для удовлетворения  потребностей рынка. Поездки в  близлежащие страны Малой Азии (например, Турция), Юго-восточной Азии (например, Таиланд, Малайзия и др.).

3. Конкурентный продукт  благодаря улучшению рыночной  стратегии вдруг завоевывает  решающее преимущество. Так случилось  с конкурирующими туристскими  продуктами - Поездка в ОАЭ, Египет, Тунис, Каир вместо Болгарии, Крыма, Азербайджана и Грузия.

Цикл прибыльности продукта формируется различными дорогами в  зависимости от цикла его продаж. Во время введения продукт может  вообще не приносит прибыль, так как  его начальная реклама не окупается.

В период роста, прежде чем вступает в силу конкуренция, прибыль достигает пика. Затем она начинает падать, хотя общая прибыль может расти в течение некоторого времени, пока повышается объем продаж. В туристской индустрии усиленное увеличение объема продаж, является последствием снижение цены в фазе роста.

На последней стадии роста и ранней стадии зрелости увеличивается  конкуренция, которая существенно  урезает маржинальный доход, и все  сводится к получению общей прибыли. Например, резкое снижение цен на поездки  в г. Сочи для отдыха, прежде высоко прибыльные, сейчас имеют малую отдачу, так как такие основные компании, как "МИБС" (Москва), "Роза Ветров" (Москва), "Тройка" (Турция) очень быстро переключили туристский поток на Турцию, Греция, Кипр и другие страны.

Итак, в период спада снижение объема, очевидно, толкает стоимость к верхнему уровню, что сводит прибыль компании на нет. В последние годы наиболее осведомленные специалисты по маркетингу утверждают, что с развитием туризма пакеты туров (туристских продуктов) быстрее проходят стадию зрелости, а, следовательно, жизненный цикл делается короче. На самом деле эта тенденция соответствует тем главным проблемам, с которыми сталкивается рынок туризма.

Когда увеличивается  количество новых предложений, то туры, уже существующие на рынке, быстрее входят в стадию зрелости. Так, например, широкий прейскурант туров, маршрутов и программ появился в последние годы на рынке спроса Ростова. Эта тенденция возникла в результате того, что на туристском рынке России сейчас действует свыше 15 тысяч туристских агентств, каждое из которых предлагает, как минимум, до 50 разнообразных туров. Этим вызвано резкое уменьшение прибыли ранее крупных туристских объединений, таких как "Интурист" и "Спутник", а отсюда тенденция к ускорению появления на рынке спроса все большего разнообразии видов и направлений путешествий.

В последние 5-6 лет в  результате расширения доставок в Таиланд, Японию и другие страны Юго-восточной  Азии вместе с резки упрощение  Административно-визовых формальностей  значительно изменилась ситуация с выездом российских туристов в данный регион. И как результат - новый регион испытывает увеличение объема туристов, а, следовательно, растет и прибыль от данного региона.

Тенденция быстрого достижения стадии зрелости может также наблюдаться в средствах доставки туристов. В системе гражданской авиации в 1993 г. возник настоящий бум по вводу в расписание новых типов авиалайнеров. Потребовались более мощный, комфортабельные и безопасный средства доставок, и, как следствие, авиарынок был насыщен самолетами типа А-300, Боинг-747, ТУ-204 и др.

    1. Ошибки в управлении жизненным циклом продукта в международной туристической компании «Спутник»

Столкнувшись с проблемой  ранней зрелости и с проблемой  сокращения жизненного цикла, компания "Спутник" стала искать возможность управления жизненным циклом. Некоторые даже вкладывают в это дело капитал. Большинство из компаний, во-первых, ошиблись, отказавшись признать существования жизненного цикла продукта, во-вторых, отказались обратиться к концепции анализа жизненного цикла продукта с целью сформировать рыночную стратегию.

Другая причина неадекватного  управления жизненным циклом продукта - это пренебрежение туристского  обращения к долгосрочности жизненного цикла, а точнее, ко всей системе  туристских связей. Это можно проиллюстрировать на примере туристских компаний, чьи услуги, как правило, имеют жизненный цикл 1-2 года, а то и менее. Туристская компания "Спутник" не проявляет должно беспокойства по данному поводу, явно недооценивая жизненный цикл своего перечня услуг.

Новые и улучшенные продукты - это жизнеспособность любой организации  в туризме. Если расчет во времени  не точен, то компания может выйти  из бизнеса за два года. К счастью, быстрое развитие программ по обеспечению  спроса жизнеспособными предложениями - характерная черта многих туристских организаций.

Так, в "Спутнике" сокращаются  расходы на длительный отдых, так  как конкуренты вводят новый продукт  более мобильного типа. Зачарованные потенциальным ростом их собственных  программ, туристские предприятия отказались посмотреть фактам в лицо. Из-за того, что руководство предприятия отказывается обратиться к анализу жизненного цикла туристского продукта, оно напрасно тратить деньги и талант, которые могут быть выгодно направлены на рост более эффективного пакета туров и дальнейшее увеличение потенциала своих товаров.

В общем, такие ошибки в менеджменте понятны, и изменения  требований компании "Спутник" к  своим программам также допустимы. Жизненный цикл развивается медленнее, а период зрелости развивается быстрее, поэтому проблема может стать очень актуальной.

Классическая концепция  жизненного цикла должна быть, главным  образом, определена позиция турпродукта  в самом цикле, поскольку, как  видно по отдельным фактам, критические  факторы влияют на изменение прибыльности во всех четырех фазах - от роста до спада. В начальной фазе разработка и развитие продукта считается критической. Для туристского предложения, где потребности покупателей меняются от устоявшейся традиции, технологического совершенства и суммы затрат, существует необходимость знания данных факторов, чтоб турпродукт успешно вышел на рынок.

Во время периода  роста знание точных потребностей покупателей  считается необходимым, чтобы обеспечить успех большинству туристских предложений, а также удовлетворить требования к набору услуг и программ туризма. Репутация качества, базирующаяся на адекватных способностях туризма, может помочь фирме занять лидирующие позиции на рынке, как, например, это сделали туристские фирмы "Бегемот", "Спутник", "Роза Ветров", расширяющие сеть своих туристских агентств и набор маршрутов. Эффективная реклама и хорошая сеть продаж могут стать ключевыми факторами для резкого увеличения туристских потоков по конкретным направлениям. На стадии зрелости необходимо четкое определение эффективности рынка для туристического оператора (компании). Рыночное мастерство проявляется различными средствами, например: прирост прибыли за счет снижения цены, тем самым привлекается больше покупателям; поиск и продвижение новых способов использования туристского продукта; расширения каналов сбыта для достижения наибольшей эффективности на первичном рынке.

    1.  Измерение контроля жизненных циклов в международной туристической компании «Спутник»

Контроль жизненных  циклов всей туристской продукции по всей торговой линии:

- во-первых, планирование  новых улучшенных предложений  и сокращение торговой линии;

- во-вторых, распределение  денег и персонала между существующими  туристскими продуктами и пакетами  туров согласно возможностям  получения прибыли с учетом  всех составных звеньев жизненного цикла;

Контроль жизненного цикла по каждому отдельному продукту ведется с целью выявления  дополнительной прибыли.

Эффективное регулирование  жизненного цикла может быть найдено  в контроле жизненного цикла всей массы туристского предложения. Десятилетие потребовалось крупной туристской корпорации "Спутник", чтобы успешно преобразовать стадию зрелости в стадию роста путем улучшенной рыночной стратегии. Компания изменила формулу и марку обслуживания, стабилизировала цены и тем самым нашла новых потребителей для своей гостиничной и туристской сети по всей России через последовательную рекламную кампанию. Экономические показатели, в том числе и от транзитного туризма, в 90-е гг. увеличились в несколько раз. Сегодня "Спутник" остается одним из самых крупных туроператоров и является наиболее прибыльной корпорацией в Ростове-на-Дону и в России.

Этот пример служит советом  в практике принятия верных рыночных решений, число которых будет  увеличено, если управление туризмом будет  знать, в каком месте жизненного цикла находится продукт как отдельно, так и во всей своей совокупности.

 

Заключение

Маркетинг - это способ ведения бизнеса, сфокусированный  на клиенте. Это ориентация на клиента  должна пропитывать всю организацию.

Главной целью маркетинга является удовлетворение нужд клиентов, ведущее к увеличению доходов предприятия. Мудро поступает тот, кто занимается прогнозированием запросов клиента и принимает соответствующие меры для обеспечения их своевременного удовлетворения.

Если вы менеджер, вам не обойтись без знания маркетинга. В наши дни клиент - это король. Но менеджеры должны понимать, что удовлетворить всех клиентов невозможно. Нужно выбирать для себя таких, удовлетворение нужд, которых совпадает с целями предприятия. Чтобы успешно бороться за своего клиента, предприятие должно разрабатывать такой маркетинг-микс, который делает рынок, на который оно хочет выйти, более привлекательным для него, чем маркетинговые меры его конкурентов.

Турпродукт - представляет собой совокупность определенного количества и качества товаров и услуг рекреационного характера, подготовленного в данный конкретный момент для реализации потребителю.

Наличие информационного  материала, его знание персоналом туристского  предприятия и свободное представление  по запросу туриста является безусловным требованием создания туристского продукта и его успешной реализацией на рынке.

Идея подкрепления туристского  продукта заставляет пристально взглянуть  на систему поведения клиента, к  тому, как он комплексно подходит к  проблеме, которую пытается решить благодаря приобретению туристского продукта. С точки зрения конкуренции, такой подход позволяет туристскому предприятию выявить возможности подкрепить свое товарное предложение наиболее эффективным способом.

Туристские фирмы должны постоянно искать эффективные пути подкрепления предлагаемых на рынок продуктов.

Для успеха того или иного  коммерческого мероприятия по сбыту  туристских услуг необходимо наличие  определенного минимума стимулирующих  мер, которые осуществляются в комплексе  с рекламной работой и другой коммерческой деятельностью. Крупные туристские фирмы обычно имеют штатные службы стимулирования сбыта, которые занимаются изучением эффективности ранее принятых мер и дают рекомендации относительно наиболее действенных приемов. Концепция жизненного цикла туристского продукта имеет прикладное значение. Как я уже говорила выше, она применяется в маркетинге, при принятии стратегических решений, служит надежной базой для планирования туристского продукта. Знание этой концепции позволяет предвидеть изменения во вкусах потребителей, конкуренции и соответственно учесть их в плане маркетинга, достичь сбалансированного сочетания новых, растущих и зрелых продуктов, управлять жизненным циклом и удлинять его.

Информация о работе Жизненный цикл товара