Жизненный цикл товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Разработке стратегий маркетинга посвящено немало работ как зарубежных, так и отечественных ученых. На рубеже 1980-х и 1990-х гг. были опубликованы работы зарубежных ученых: Ж. Ламбена, Г. Ассэля, П. Дихсона, Д. Кревенса. Нельзя не упомянуть Ф. Котлера: учебник «Меркетинг менеджмента» издан в 1997 г. Цель данной работы -- рассмотрение особенностей маркетинговых мероприятий на фазах жизненного цикла товара. Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач: -- определение сущности товара, его жизненного цикла; -- характеристика стратегий маркетинга и мероприятий маркетинга; -- характеристика фаз жизненного цикла товара.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 2

Раздел I Товар в системе маркетинга………………………... 3
1.1 Уровни товара……….. 3
1.2 Стадии жизненного цикла товара…………………... 4
1.3. Виды кривых жизненного цикла товара…….10

Раздел II Жизненный цикл туристического продукта международной туристической компании "Спутник"……………………….. 12
2.1 Международная туристическая компания «Спутник»…………………………………. 12
2.2 Концепция жизненного цикла в международной туристической компании «Спутник»…………………………………………………. 17
2.3 Ошибки в управлении жизненным циклом продукта в международной туристической компании «Спутник»……………… 19
2.4. Измерение контроля жизненных циклов в международной туристической компании «Спутник»………………………………….21

Заключение…………………………………………………………. 22
Литература………………………………………………………….. 24
Приложение………………………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

маркетинг курсовая.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

- что происходит  с рынком, в какой стадии он  может находиться; угрожают ли  ему факторы технологии или окружающей среды; 
- что происходит на рынке, каковы текущие тенденции, что делают конкуренты и потребители; 
- какие приемы маркетинга принесут успех товару.

 

Являясь инструментом стратегического  планирования, концепция жизненного цикла товара позволяет лучше:

- осмысливать  будущее предприятия; 
- координировать все усилия всех звеньев предприятия; 
- прояснять цели политики предприятия; 
- лучше подготовиться к неожиданным изменениям.

Планирование будущих  стратегий предприятия в конкурентной среде может быть очень полезным для продления жизни товара и предотвращения падения продаж и прибыли.  

Жизненный цикл продукта, ситуация компании, рыночная ситуация и структура сбыта

Ситуация компании и рыночная ситуация

Стадии жизненного цикла

Выпуск на рынок

Рост

Зрелость

Насыщение

Упадок

Объем продаж

Низкий

Растущий

Высокий

Постоянный

Убывающий

Прибыли

Незначительные

Растущие

Растущие

Убывающие

Убывающие

Денежный поток

Отрицательные

Средний

Высокий

Высокий

Средний

Потребители

Новаторы

Массовый рынок

Массовый рынок

Массовый рынок

Опоздавшие

Число конкурентов

Незначительное

Растущее

Высокое

Убывающее

Продолжающее  убывать

Стратегические  цели, структуры сбыта

Расширение  рынка

Понижение на рынке

Защита доли рынка

Защита доли рынка или ее контролируемое сокращение

Повышение эффективности

Затраты на сбыт

Высокие

Высокие

Убывающие

Убывающие

Низкие

Ключевые маркетинговые  инструменты

Продукт/реклама

Распределение /реклама

Продукт /цена

Цена/реклама

Распределение /цена

Продукт

Первоначальный  вариант/дальней- шая доводка

Модернизированный

Дифференциация, поиск новых мест применения, расширение ассортимента

Улучшение за счет маргинальной дифференциации (упаковка, цвет и т.д.)

Рационализация, сокращение ассортимента продукта

Цена

Высокая для "снятия сливок" или низкая для проникновения

Поддержание или  снижение

Тенденция к  снижению зависимости от дифференциации и конкуренции

Стабильная

Снижающаяся с  целью дифференциации с новыми продуктами

Распределение

Ограниченное

Интенсивное

Интенсивное

Интенсивной /выборочный отказ от торговых точек

Выборочное

Цели коммуникации

Ознакомить  потребителей с продуктом и сделать  его принимаемым дистрибьюторами

Предпочтение  торговой марке

Верность торговой марке

Верность торговой марке

Подчеркивание преимуществ продукта по надежности /цене


 

    1. Виды жизненных циклов товара

Кривую  жизненного цикла товара, приведённую  на рис.1 можно назвать идеальной  или усреднённой. В реальности же кривая ЖЦТ может иметь иную форму, так как в рыночной практике жизненный  цикл товара значительно отличается от классического как по форме, так и по продолжительности. Большинство исследователей выделяет 6 основных разновидностей ЖЦТ: "Бум", "Увлечение", "Провал", "Возобновление", "Гребешковая линия", "Сезонность".

- кривая увлечения описывает товар, который получает быстрый взлёт и падение популярностиВ течении одного сезона такой товар переживает все стадии жизненного цикла, от роста сбыта до его стремительного падения. Значительную прибыль получают продавцы, своевременно ушедшие с рынка, т. к. объём продаж резко падает. Пример такого ЖЦТ - игрушки "Тамагочи", которые практически мгновенно завоевали популярность не только среди детей, но даже и среди взрослого населения страны, и всего через несколько месяцев почти полностью исчезли с рынка. Разновидностью такого цикла является "Продолжительное увлечение", которому присуще нарастание сбыта товара, а затем стремительное его падение до среднего уровня продажи. Кривая увлечения представлена на рисунке 2  (см. приложение 2).

- "Бум". Такой вид ЖЦТ описывает популярный товар со стабильным сбытом на протяжении долгого времени. Примером здесь может служить продукция компании "Кока-Кола", которая долгие годы занимает лидирующее положение на рынке разных стран среди производителей прохладительных напитков, и тем самым позволяет производителям получать наибольшие прибыли. Кривая такого ЖЦТ изображена на рис.3. (см. приложение 3)

- "Сезонность" или повторный жизненный цикл имеет место, когда товар хорошо продаётся в течении периодов, разнесённых во времени. Это относится к товарам сезонного спроса. Например, спрос на тёплую одежду, обувь в несколько раз увеличивается осенью и зимой, и опускается до минимума в весенне-летний период. Кривая сезонного ЖЦТ показана на рисунке 4. (см. приложение 4)

 

- кривая провала описывает товар, который вообще не имеет успеха на рынке и выражает неудачное появление товара на рынке. Для иллюстрации такого ЖЦТ можно привести уже упоминавшийся выше сотовый телефон Motorola Razer 2, который не смог повторить успех своей предшественника. График жизненного цикла товара "провал" показан на рисунке 5. (см. приложение 5)

- возобновление. Эта кривая описывает товар, который считался устаревшим, однако вновь стал популярным. В качестве примера можно привести возобновление спроса на старые модели машин, мебели. Кривая такого жизненного цикла изображена на рисунке 6. (см. приложение 6)

- гребешковая кривая состоит из последовательного ряда циклов, являющихся следствием открытия новых характеристик товара, новых способов его использования. Хорошим примером такого ЖЦТ служит нейлон: этот материал находит всё новые сферы применения (парашюты, чулки, бельё, ковровые покрытия и др.). Такая кривая приведена на рисунке 7. (см. приложение 7)

Есть ещё один способ классификации разновидностей жизненного цикла товара, в зависимости от типа товара. Всего выделяется 4 типа товара и, соответственно, 4 формы кривых ЖЦТ: сложный товар, простой товар, модные товары, товары-причуды.

Сложный товар - это товар, который требует от потребителей значительного обучения и у которого вследствие этого растянут этап внедрения. Такой вид имеет, например, кривая жизненного цикла бытовых компьютеров, так как потребителям необходимо осознать выгоды от их приобретения или обучиться по-новому выполнять знакомые задачи.

 

Простой товар, наоборот находит быстрый сбыт, потому что потребители без труда осваивают его и сразу же осознают выгоды от его приобретения. Такой товар обычно могут легко скопировать конкуренты, поэтому маркетинговая стратегия должна заключаться в быстром расширении распределительной сети. Важно так же располагать производственными мощностями, способными удовлетворить имеющийся спрос. Одним из примеров такого товара могут служить сухарики, которые, появившись сравнительно недавно, выпускаются уже под несколькими торговыми марками.

Модные товары быстро устаревают, а затем вновь возвращаются в употребление. Кривая, представленная автором пособия для изображения жизненного цикла модных товаров идентично кривой сезонных товаров.

Товары-причуды, например наклейки для машин в виде клякс или царапин и т.п. - характеризуются быстрым взлётом на этапе внедрения и таким же быстрым спадом. Таким товарам обычно присущи непривычные новые черты.

Глава 2. Жизненный цикл туристического продукта международной туристической компании "Спутник"

 Международная туристическая компания «Спутник»

В 1958 году для связей, туристского обмена, сотрудничества с зарубежными партнерами - фирмами  союзов молодежи государств мира было создано Бюро Международного Молодежного  Туризма (БММТ) "Спутник"

И вот, в 2008 году Международная туристическая компания «Спутник» празднует свое-50-летие! Полвека - это действительно большой срок, тем более для бизнеса в России. Сейчас мы живем в совершенно другой стране, и другом мире. Поменялось абсолютно все: и политический строй, и уровень жизни, идеалы и возможности людей. Сегодня туризм не является прерогативой узкого круга людей. Совершить путешествие может любой человек и в любую точку мира. Новые поколения не могут себе представить, что еще 30 лет назад выезды за границу были закрыты для простых граждан. И тем значимее в развитие национального туризма вклад туристической компании «Спутник», которая предоставила тысячам советских молодых людей своими глазами увидеть запретные до той поры зарубежные страны.

За 50 лет своей деятельности на туристическом рынке «Спутник»  отправил в путешествия более 30 млн. человек, из них выехали за границу 4,5 млн. россиян, на внутренних маршрутах побывали около 24 млн. туристов, 1,6 млн. молодых людей отдохнули в международных молодежных центрах, 5,2 млн. иностранных туристов «Спутник» показал Россию.

Сегодня «Спутник» - старейший  туристический бренд на Юге России. Среди сотен агентств, «Спутник» в первую очередь отличают богатый выбор программ отдыха и индивидуальный подход к каждому туристу, сочетающийся со ставшей уже стандартом высокий уровень обслуживания клиентов. Профессионально организованный отдых всегда был востребован у населения, тем более в постоянном ускоряющемся ритме мегаполиса. Изначально делая ставку на высокий уровень обслуживания и комфорт своих туристов, а не на механическое обслуживание туристов, «Спутник» зарекомендовал себя как компанию, индивидуально работающую с каждым посетителем.

Компания внесла значительный вклад в развитие туризма, в южном  регионе «Спутник» открыл практически  все направления, которые сейчас представлены на ростовском рынке. Во многом благодаря «Спутнику» Южный  федеральный округ занимает 3-4-е место после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству туристов, выезжающих в различные страны.

От массовых, поточных туров рынок переходит на индивидуальный туризм и создание уникального турпродукта.

Изменения во вкусах клиентов прослеживаются достаточно четко: если еще несколько лет назад туристы  предпочитали ездить в Турцию, Таиланд, Египет, Арабские Эмираты, Болгарию, то теперь все чаще заказываются поездки  в США, Кубу, Китай, Японию, Малайзию, Тунис.

Наталия Пономарева, генеральный  директор Международной туристической  компании «Спутник»: «Все большим спросом  начинает пользоваться интеллектуальный и познавательный туризм. Русских  туристов вообще отличает стремление узнать как можно больше о той  стране, где они находятся. Они, как правило, не пропускают ни одной экскурсии, интересуются историей и обычаями страны, тогда как те же европейцы часто предпочитают в это время спокойно полежать на пляже».

Клиенты становятся все  более требовательными и взыскательными. И «Спутник», как компания, изначально работающая не на количественный показатель, а на качественный, оказывается в выигрышном положении.21 век требует совершенно нового и индивидуального подхода к клиенту.

Соответствуя новым  технологиям и стандартам обслуживания, «Спутник» предлагает своим туристам максимально высокий уровень обслуживания, удобство и комфорт при организации любой поездки. Компания открывает круглосуточную поддержку своих туристов. В офисе работают авиа и ж/д кассы, что обеспечивает приобретение не просто путевки, а уже полностью уже полностью «укомплектованного» путешествия.

Сегодня "Спутник" - это многопрофильная туркомпания, работающая по всем мировым направлениям. Мы предлагаем все существующие в  мире виды отдыха и путешествий: пляжный отдых, экскурсионные и паломнические туры, горнолыжные туры, оздоровительные программы, деловые поездки и инсентив-туры, свадебные путешествия. И, конечно, же, наше первое и «родное» направление - детский и молодежный отдых, который вновь набирает силу.

Компания представляет такие виды услуг, как:

  1. Бронирование отелей и гостиниц более чем в 113 странах, в том числе и в России.
  2. Бронирование авиа- и ж/д билетов более чем в 30 стран.
  3. Консультация по визовым вопросам и страхованию.
  4. Разработка любых индивидуальных туров.
  5. А так же аренда транспорта, в том числе и яхт,  организация трансфера.

 

Организация детского и  молодежного туризма остается важнейшей  сферой деятельности компании. В этой области у «Спутника» нет конкурентов. Компания проводит специализированные детские туристические поездки в европейские страны, Турцию, Египет, Мальту, Испанию, Италию....по всем регионам России....В отличие от многих туристических компаний, в «Спутнике» детский и молодежный отдых выделен в отдельное направление с обширным пакетом предложений по разным видам отдыха для детей и молодежи от 4 до 23 лет.

Несмотря на высокую  конкуренцию, «Спутник» занимает лидирующие позиции на рынке туруслуг.

Компания является и  туроператором, предлагая уникальные программы по странам Европы и  внутрироссийскому туризму, и выступает в качестве турагента крупнейших международных и федеральных операторов по всему миру. Для разных категорий туристов «Спутник» создает специальные программы, учитывающие возрастные и психологические особенности группы, материальные возможности туристов.

Эксклюзивное предложение  «Спутника» - кругосветные путешествия  и продажа электронных билетов  в любую точку земли в офисе  компании, опять же появившиеся впервые  в «Спутнике»

Признаваемый всеми  авторитет компании открывает возможность находить компромиссные решения и проводить гибкую ценовую политику в интересах своих клиентов. Компания активно содействует установлению цивилизованных отношений в турбизнесе. «Спутник» является членом Российского Союза Туристической Индустрии. С 2003 года «Спутник» - учредитель некоммерческого партнерства «СанКурТур».

Информация о работе Жизненный цикл товара