Проведя анализ
налоговых доходов бюджета в 2001-2005 годы
можно сделать выводы:
Следует отметить,
что в 2004-2005 годы реальные доходы бюджета
снижаются, что является негативным фактором.
В первую очередь это вызвано снижением
налоговых ставок, а во вторую – медленным
ростом экономики (в ценах 2005 года – всего
9% за 2004 год и 5% за 2003). Снижение доходов
федерального бюджета за счет изменения
бюджетной классификации в целом не компенсируется
ростом иных доходов, потому совокупные
доходы в 2005 году в реальном выражении
ниже чем в 2003 году.
Выявлена еще
одна проблема – темпы роста налоговых
поступлений в бюджет явно недостаточны,
несмотря на рост ВВП. К тому же в них преобладают
до сих пор, в основном, косвенные налоги.
Природоресурсные платежи до сих пор не
заняли необходимого места в налоговых
доходах бюджета.
Снижение налоговых
поступлений в настоящее время делает
бюджет 2005 года в сопоставлении с приведенным
2004 годом более маленьким, то есть расходы
и доходы этого бюджета будут ниже.
Поэтому необходимо
кардинальное изменение налоговой системы
РФ, причем не только и не столько техническое,
сколько концептуальное: создаваемая
налоговая система должна быть не только
законодательно безупречной, но и должна
стимулировать экономический рост в стране,
без чего никакое удвоение ВВП невозможно.
При этом важнейшими элементами новой
налоговой системы должны стать:
- стимулирование предпринимательской
деятельности;
- упрощение налоговой системы
за счет установления исчерпывающего
перечня налогов и сборов с сокращением
их общего числа, объединения налогов
и платежей, имеющих одинаковую налоговую
базу, минимизации налогов и сборов, имеющих
целевую направленность, а также за счет
максимальной унификации действующих
режимов исчисления и порядка уплаты различных
налогов и сборов;
- переход на международные стандарты
бухучета и аудита;
- общее снижение налогового
бремени на производителей товаров и услуг,
смещение акцентов в налогообложении
с текущих доходов на имущество, рентные
платежи и доходы граждан;
- снижение уровня косвенных
налогов, включая социальные, с целью предотвращения
экономически необоснованного расширения
налично-денежного оборота и связанных
с ним криминальных явлений;
- реализацию в полной мере принципа
равенства налогового бремени; усиление
справедливости налоговой системы за
счет выравнивания условий налогообложения
для всех налогоплательщиков; отмену неэффективных
и оказывающих наиболее негативное влияние
на хозяйственную деятельность налогов
и сборов; исключение из самих механизмов
применения налогов и сборов тех норм,
которые искажают их экономическое содержание;
- обеспечение стабильности
налоговой системы, то есть определенности
для налогоплательщиков по объемам налоговых
платежей на длительный период и улучшение
качества налогового законодательства
(кодификация инструктивных документов,
повышение прозрачности налоговых формулировок
и так далее).
- повышение собираемости налогов
путем более широкого применения методов
взыскания на имущество неплательщиков;
- приведение уровня налогообложения
банков в соответствие с налоговыми нормами,
действующими в отношении предприятий.
Данные мероприятия
позволят не только увеличить налоговые
доходы бюджета, но и будут стимулировать
развитие цивилизованного предпринимательства
и, в конечном счете, будут способствовать
реальному экономическому росту в России,
основанному не на сырьевой конъюнктуре,
а на внутренних инвестициях.
Литература
- Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993 (с изм., внесенными Указами Президента
РФ от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679).
- Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм., внесенными
Федеральными законами от 05.08.2000 №116-ФЗ,
от 08.08.2001 №126-ФЗ, от 29.05.2002 №57-ФЗ, от 10.07.2002
№86-ФЗ, от 24.07.2002 №104-ФЗ, от 24.07.2002 №110-ФЗ,
от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 08.12.2003
№158-ФЗ, от 23.12.2003 №184-ФЗ).
- Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть первая. Федеральный
закон от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 09.07.1999
№154-ФЗ, от 02.01.2000 №13-ФЗ, от 28.12.2001 №180-ФЗ,
от 29.12.2001 №190-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 06.06.2003
№65-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 07.07.2003 №104-ФЗ,
от 23.12.2003 №185-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 29.07.2004
№95-ФЗ).
- Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть вторая. Федеральный
закон от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 05.08.2000
№118-ФЗ, от 29.12.2000 №166-ФЗ, от 30.05.2001 №71-ФЗ,
от 06.08.2001 №110-ФЗ, от 07.08.2001 №118-ФЗ, от 08.08.2001
№126-ФЗ, от 27.11.2001 №148-ФЗ, от 29.11.2001 №158-ФЗ,
от 28.12.2001 №179-ФЗ, от 29.12.2001 №187-ФЗ, от 31.12.2001
№198-ФЗ, от 29.05.2002 №57-ФЗ, от 24.07.2002 №104-ФЗ,
от 24.07.2002 №110-ФЗ, от 25.07.2002 №116-ФЗ, от 27.12.2002
№182-ФЗ, от 31.12.2002 №187-ФЗ, от 31.12.2002 №190-ФЗ,
от 31.12.2002 №191-ФЗ, от 31.12.2002 №193-ФЗ, от 31.12.2002
№196-ФЗ, от 06.05.2003 №51-ФЗ, от 22.05.2003 №55-ФЗ,
от 28.05.2003 №61-ФЗ, от 06.06.2003
№65-ФЗ, от 23.06.2003 №78-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ,
от 07.07.2003
№110-ФЗ, от 07.07.2003 №117-ФЗ, от 11.11.2003 №139-ФЗ,
от 11.11.2003 №147-ФЗ, от 11.11.2003 №148-ФЗ, от 08.12.2003
№163-ФЗ, от 23.12.2003 №178-ФЗ, от 05.04.2004 №16-ФЗ,
от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 30.06.2004
№60-ФЗ, от 30.06.2004 №62-ФЗ, от 20.07.2004 №65-ФЗ,
от 20.07.2004
№66-ФЗ, от 29.07.2004 №95-ФЗ).
- Закон РФ «Об основах бюджетных
прав и прав по формированию и использованию
внебюджетных фондов представительных
и исполнительных органов государственной
власти, республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления» от 15.04.1993 №4807-1.
- Федеральный закон «О бюджетной
классификации Российской Федерации»
от 15.08.1996 №115-ФЗ (в ред. Федеральных законов
от 02.03.1998 №31-ФЗ, от 26.03.1998 №40-ФЗ, от 05.08.2000
№115-ФЗ, от 08.08.2001 №127-ФЗ,
от 06.05.2003 №53-ФЗ).
- Бушмин Е. Роль и место бюджетных
процедур в системе государственных финансов
// Вопросы экономики. – 2003. – №5. – с. 98-105.
- Бюджетная система Российской
Федерации / под ред. О. В. Врублевской,
М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
– 838 с.
- Васильева А., Гурвич Е., Субботин
В. Экономический анализ налоговой реформы
// Вопросы экономики. – 2003. – №6. – с. 73-89.
- Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы.
– М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Ко», 2004. – 526 с.
- Годин А. М., Максимова Н. С.,
Подпорина И. В. Бюджетная система Российской
Федерации. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 752 с.
- Горегляд В. Бюджетная система
и экономический потенциал страны // Вопросы
экономики. – 2002. – №4. – с. 53-58.
- Кадочников П., Синельников-Мурылев
С., Трунин И. Система федеральной финансовой
помощи субъектам РФ и фискальное поведение
региональных властей в 1994-2000 годах// Вопросы
экономики. – 2002. – №8. – с. 83-91.
- Кадочников П., Синельников-Мурылев
С., Трунин И., Четвереков С. Перераспределение
региональных доходов в рамках системы
межбюджетных отношений в России // Вопросы
экономики. – 2003. – №10. – с. 95-111.
- Квон Г. Опасная уязвимость
// Эксперт. – 2003. – №32. – с. 32-36.
- Мамсуров Т. Д., Кесельбренер
Л. Я. Бюджетный федерализм: экономика
и политика. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 383 с.
- Мау В. Итоги 2003 года
и итоги четырехлетия: политика против
экономики // Вопросы экономики. – 2004. –
№3. – с. 4-23.
- Миляков Н. В. Финансы. – М.:
ИНФРА-М, 2004. – 543 с.
- Налоги / под ред. Д. Г. Черника.
– М.: ЮНИТИ, 2003. – 430 с.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение
в Российской Федерации. – М.: Международный
центр финансово-экономического развития,
2002. – 640 с.
- Россия в цифрах. – М.: Федеральная
служба государственной статистики, 2005
– 461 с.
- Рубченко М. Заигрались // Эксперт.
– 2004. – №41. – с. 21-28.
- Рюмин С. Роковые письма // Эксперт.
– 2004. – №27. – с. 46.
- Ступин И. Спор вокруг налога
// Эксперт. – 2004. – №23. – с. 46-47.
- Тенденции развития российской
экономики в 2004 году / Под ред. Е.Гайдара
и др. – М.: ИЭПП, 2005
- Улюкаев А. В. Проблемы государственной
бюджетной политики. – М.: Дело, 2004. – 544
с.
- Финансы / под ред. О. В. Врублевской,
М. В. Романовского, Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт-М,
2002. – 504 с.
- Финансы / под ред. В. П. Литовченко.
– М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Ко», 2004. – 724 с.
- Финансы / под ред. Г. Б. Поляка.
– М.: ЮНИТИ, 2003. – 607 с.
- Финансы, денежное обращение
и кредит / под ред. В. К. Сенчагова,
А. И. Архипова. – М.: Издательство Проспект,
2004. – 720 с.
- Эйсмонт О. Неуловимая рента
// Эксперт. – 2004. – №10. – с. 80.
Приложение
Классификация
доходов бюджетов Российской Федерации
№
п/п |
Группы доходов |
Подгруппы |
Наименование |
1 |
1000000 |
|
Налоговые доходы |
|
|
1010000 |
налоги на прибыль |
|
|
1020000 |
налоги на товары и услуги; лицензионные
и регистрационные сборы |
|
|
1030000 |
налоги на совокупный доход |
|
|
1040000 |
налоги на имущество |
|
|
1050000 |
платежи за пользование природными ресурсами |
|
|
1060000 |
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические
операции |
|
|
1400000 |
прочие налоги, пошлины и сборы |
2 |
2000000 |
|
Неналоговые доходы |
|
|
2010000 |
доходы от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, или от деятельности государственных
или муниципальных организаций |
|
|
2040000 |
доходы от продажи нематериальных активов |
|
|
2050000 |
поступления капитальных трансфертов
из негосударственных источников |
|
|
2060000 |
административные платежи и сборы |
|
|
2070000 |
штрафные санкции, возмещение ущерба |
|
|
2080000 |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
|
|
2090000 |
прочие неналоговые доходы |
3 |
3000000 |
|
Безвозмездные перечисления |
|
|
3010000 |
от нерезидентов |
|
|
3020000 |
от других бюджетов бюджетной системы |
|
|
3030000 |
от государственных внебюджетных фондов |
|
|
3040000 |
от государственных организаций |
|
|
3050000 |
от наднациональных организаций |
|
|
3060000 |
средства, передаваемые в целевые бюджетные
фонды |
|
|
3070000 |
прочие безвозмездные перечисления |
4 |
4000000 |
|
Доходы целевых бюджетных фондов |
|
|
4080000 |
Фонд Министерства РФ по атомной энергии |
5 |
5000000 |
|
Доходы от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности |
|
|
5010000 |
доходы от собственности по предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности |
|
|
5020000 |
рыночные продажи товаров и услуг |
|
|
5030000 |
безвозмездные поступления по предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности |
1
Источник: данные Госкомстата РФ (www.budgetrf.ru)
2
Источник: Россия в цифрах. – М.: Федеральная
служба государственной статистики, 2005.
– 431 с
3
Тенденции развития российской экономики
в 2004 году / Под ред. Е.Гайдара и др. – М.:
ИЭПП, 2005
4
Источник: Россия в цифрах. – М.: Федеральная
служба государственной статистики, 2005.
– 431 с.