Анализ доходов и расходов бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы и является рассмотрение налоговых доходов бюджета на примере России. К основным задачам работы относятся:
рассмотрение теоретических основ бюджетной системы Российской Федерации;
анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации за
1995-2003 гг.;
разработка мероприятий по оптимизации налоговых доходов в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая финансов.doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

Проведя анализ налоговых доходов бюджета в 2001-2005 годы можно сделать выводы:

Следует отметить, что в 2004-2005 годы реальные доходы бюджета снижаются, что является негативным фактором. В первую очередь это вызвано снижением налоговых ставок, а во вторую – медленным ростом экономики (в ценах 2005 года – всего 9% за 2004 год и 5% за 2003). Снижение доходов федерального бюджета за счет изменения бюджетной классификации в целом не компенсируется ростом иных доходов, потому совокупные доходы в 2005 году в реальном выражении ниже чем в 2003 году.

Выявлена еще одна проблема – темпы роста налоговых поступлений в бюджет явно недостаточны, несмотря на рост ВВП. К тому же в них преобладают до сих пор, в основном, косвенные налоги. Природоресурсные платежи до сих пор не заняли необходимого места в налоговых доходах бюджета.

Снижение налоговых поступлений в настоящее время делает бюджет 2005 года в сопоставлении с приведенным 2004 годом более маленьким, то есть расходы и доходы этого бюджета будут ниже.

Поэтому необходимо кардинальное изменение налоговой системы РФ, причем не только и не столько техническое, сколько концептуальное: создаваемая налоговая система должна быть не только законодательно безупречной, но и должна стимулировать экономический рост в стране, без чего никакое удвоение ВВП невозможно. При этом важнейшими элементами новой налоговой системы должны стать:

    • стимулирование предпринимательской деятельности;
    • упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, объединения налогов и платежей, имеющих одинаковую налоговую базу, минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
    • переход на международные стандарты бухучета и аудита;
    • общее снижение налогового бремени на производителей товаров и услуг, смещение акцентов в налогообложении с текущих доходов на имущество, рентные платежи и доходы граждан;
    • снижение уровня косвенных налогов, включая социальные, с целью предотвращения экономически необоснованного расширения налично-денежного оборота и связанных с ним криминальных явлений;
    • реализацию в полной мере принципа равенства налогового бремени; усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков; отмену неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов; исключение из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
    • обеспечение стабильности налоговой системы, то есть определенности для налогоплательщиков по объемам налоговых платежей на длительный период и улучшение качества налогового законодательства (кодификация инструктивных документов, повышение прозрачности налоговых формулировок и так далее).
    • повышение собираемости налогов путем более широкого применения методов взыскания на имущество неплательщиков;
    • приведение уровня налогообложения банков в соответствие с налоговыми нормами, действующими в отношении предприятий.

Данные мероприятия позволят не только увеличить налоговые доходы бюджета, но и будут стимулировать развитие цивилизованного предпринимательства и, в конечном счете, будут способствовать реальному экономическому росту в России, основанному не на сырьевой конъюнктуре, а на внутренних инвестициях.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 05.08.2000 №116-ФЗ, от 08.08.2001 №126-ФЗ, от 29.05.2002 №57-ФЗ, от 10.07.2002 №86-ФЗ, от 24.07.2002 №104-ФЗ, от 24.07.2002 №110-ФЗ, от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 08.12.2003  
    №158-ФЗ, от 23.12.2003 №184-ФЗ).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999  
    №154-ФЗ, от 02.01.2000 №13-ФЗ, от 28.12.2001 №180-ФЗ, от 29.12.2001 №190-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 06.06.2003 №65-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 07.07.2003 №104-ФЗ, от 23.12.2003 №185-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 29.07.2004 №95-ФЗ).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000  
    №118-ФЗ, от 29.12.2000 №166-ФЗ, от 30.05.2001 №71-ФЗ, от 06.08.2001 №110-ФЗ, от 07.08.2001 №118-ФЗ, от 08.08.2001 №126-ФЗ, от 27.11.2001 №148-ФЗ, от 29.11.2001 №158-ФЗ, от 28.12.2001 №179-ФЗ, от 29.12.2001 №187-ФЗ, от 31.12.2001 №198-ФЗ, от 29.05.2002 №57-ФЗ, от 24.07.2002 №104-ФЗ, от 24.07.2002 №110-ФЗ, от 25.07.2002 №116-ФЗ, от 27.12.2002 №182-ФЗ, от 31.12.2002 №187-ФЗ, от 31.12.2002 №190-ФЗ, от 31.12.2002 №191-ФЗ, от 31.12.2002 №193-ФЗ, от 31.12.2002 №196-ФЗ, от 06.05.2003 №51-ФЗ, от 22.05.2003 №55-ФЗ, от 28.05.2003 №61-ФЗ, от 06.06.2003  
    №65-ФЗ, от 23.06.2003 №78-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 07.07.2003  
    №110-ФЗ, от 07.07.2003 №117-ФЗ, от 11.11.2003 №139-ФЗ, от 11.11.2003 №147-ФЗ, от 11.11.2003 №148-ФЗ, от 08.12.2003 №163-ФЗ, от 23.12.2003 №178-ФЗ, от 05.04.2004 №16-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 30.06.2004  
    №60-ФЗ, от 30.06.2004 №62-ФЗ, от 20.07.2004 №65-ФЗ, от 20.07.2004  
    №66-ФЗ, от 29.07.2004 №95-ФЗ).
  5. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.1993 №4807-1.
  6. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 №115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 №31-ФЗ, от 26.03.1998 №40-ФЗ, от 05.08.2000 №115-ФЗ, от 08.08.2001 №127-ФЗ,  
    от 06.05.2003 №53-ФЗ).
  7. Бушмин Е. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов // Вопросы экономики. – 2003. – №5. – с. 98-105.
  8. Бюджетная система Российской Федерации / под ред. О. В. Врублевской,  
    М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 838 с.
  9. Васильева А., Гурвич Е., Субботин В. Экономический анализ налоговой реформы // Вопросы экономики. – 2003. – №6. – с. 73-89.
  10. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 526 с.
  11. Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 752 с.
  12. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. – 2002. – №4. – с. 53-58.
  13. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И. Система федеральной финансовой помощи субъектам РФ и фискальное поведение региональных властей в 1994-2000 годах// Вопросы экономики. – 2002. – №8. – с. 83-91.
  14. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвереков С.  Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России // Вопросы экономики. – 2003. – №10. – с. 95-111.
  15. Квон Г. Опасная уязвимость // Эксперт. – 2003. – №32. – с. 32-36.
  16. Мамсуров Т. Д., Кесельбренер Л. Я. Бюджетный федерализм: экономика и политика. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 383 с.
  17. Мау В.  Итоги  2003  года и итоги четырехлетия: политика против экономики // Вопросы экономики. – 2004. – №3. – с. 4-23.
  18. Миляков Н. В. Финансы. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 543 с.
  19. Налоги / под ред. Д. Г. Черника. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 430 с.
  20. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2002. – 640 с.
  21. Россия в цифрах. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005 – 461 с.
  22. Рубченко М. Заигрались // Эксперт. – 2004. – №41. – с. 21-28.
  23. Рюмин С. Роковые письма // Эксперт. – 2004. – №27. – с. 46.
  24. Ступин И. Спор вокруг налога // Эксперт. – 2004. – №23. – с. 46-47.
  25. Тенденции развития российской экономики в 2004 году / Под ред. Е.Гайдара и др. – М.: ИЭПП, 2005
  26. Улюкаев А. В. Проблемы государственной бюджетной политики. – М.: Дело, 2004. – 544 с.
  27. Финансы / под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского, Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2002. – 504 с.
  28. Финансы / под ред. В. П. Литовченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 724 с.
  29. Финансы / под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 607 с.
  30. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. В. К. Сенчагова,  
    А. И. Архипова. – М.: Издательство Проспект, 2004. – 720 с.
  31. Эйсмонт О. Неуловимая рента  // Эксперт. – 2004. – №10. – с. 80.

Приложение

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

№  
п/п

Группы доходов

Подгруппы

Наименование

1

1000000

 

Налоговые доходы

   

1010000

налоги на прибыль

   

1020000

налоги на товары и услуги; лицензионные и регистрационные сборы

   

1030000

налоги на совокупный доход

   

1040000

налоги на имущество

   

1050000

платежи за пользование природными ресурсами

   

1060000

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

   

1400000

прочие налоги, пошлины и сборы

2

2000000

 

Неналоговые доходы

   

2010000

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных или муниципальных организаций

   

2040000

доходы от продажи нематериальных активов

   

2050000

поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

   

2060000

административные платежи и сборы

   

2070000

штрафные санкции, возмещение ущерба

   

2080000

доходы от внешнеэкономической деятельности

   

2090000

прочие неналоговые доходы

3

3000000

 

Безвозмездные перечисления

   

3010000

от нерезидентов

   

3020000

от других бюджетов бюджетной системы

   

3030000

от государственных внебюджетных фондов

   

3040000

от государственных организаций

   

3050000

от наднациональных организаций

   

3060000

средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды

   

3070000

прочие безвозмездные перечисления

4

4000000

 

Доходы целевых бюджетных фондов

   

4080000

Фонд Министерства РФ по атомной энергии

5

5000000

 

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

   

5010000

доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

   

5020000

рыночные продажи товаров и услуг

   

5030000

безвозмездные поступления по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности


 

 

 


 


1 Источник: данные Госкомстата РФ (www.budgetrf.ru)

2 Источник: Россия в цифрах. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005. – 431 с

3 Тенденции развития российской экономики в 2004 году / Под ред. Е.Гайдара и др. – М.: ИЭПП, 2005

4 Источник: Россия в цифрах. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005. – 431 с.


Информация о работе Анализ доходов и расходов бюджета РФ