Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 19:13, курсовая работа
Целью данной работы и является рассмотрение налоговых доходов бюджета на примере России. К основным задачам работы относятся:
рассмотрение теоретических основ бюджетной системы Российской Федерации;
анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации за
1995-2003 гг.;
разработка мероприятий по оптимизации налоговых доходов в Российской Федерации.
Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время является определение места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» под местными бюджетами понимаются сельский бюджет, бюджет сельсовета, поселковый, городской, районный [5]. Аналогичное определение дает и Бюджетный кодекс РФ [2].
Суть же проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти. Иначе говоря, государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями, и местные бюджеты практически выпадают из бюджетной системы [1]. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в Российской Федерации.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Схематично построение бюджетной системы Российской Федерации представлено на рис. 1.
Рис. 1. Построение бюджетной системы Российской Федерации
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляет бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом. Следует заметить, что консолидированный бюджет Российской Федерации и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не используется для проведения сравнительного анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового внутреннего продукта. Поэтому рост консолидированного бюджета – это, прежде всего, рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.
Бюджетная система РФ основана на следующих принципах [18].
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением этих отсрочек и рассрочек, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности, в том числе направлению средств, предусмотренных бюджетом, на цели, не обозначенные в нем, квалифицируются как грубые нарушения.
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, расходов и источников покрытия дефицита, основанную на однородных признаках, которая используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней [8].
Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом законодательного определения бюджетных стандартов, регламентирующих формы составлений к исполнению бюджетов всех уровней Российской Федерации.
Бюджетная классификация ориентирована на решение следующего круга проблем:
Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании.
Структура бюджетной классификации определяется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» [6]. В соответствии с ним законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления утверждают бюджетную классификацию для каждого субъекта, основанную на единой структуре бюджетной классификации Российской Федерации. При этом они вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. Министерство финансов РФ может вносить изменения в бюджетную классификацию РФ, не приводящие к ее структурным изменениям. Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации Российской Федерации, не должны содержать положений, ее изменяющих.
Бюджетная классификация РФ включает:
Классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ [28]. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Структура доходов бюджетов приведена на рис 2.
Рис. 2 Структура доходов бюджетов
Налоговые доходы включают: