Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 19:13, курсовая работа
Целью данной работы и является рассмотрение налоговых доходов бюджета на примере России. К основным задачам работы относятся:
рассмотрение теоретических основ бюджетной системы Российской Федерации;
анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации за
1995-2003 гг.;
разработка мероприятий по оптимизации налоговых доходов в Российской Федерации.
Неналоговые доходы включают:
Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления.
Доходы целевых бюджетных фондов включают:
Поскольку бюджетная классификация рассчитана на всю бюджетную систему страны, то, соответственно, в ней нет подразделения на источники бюджетных доходов различных уровней [11]. Такое разделение устанавливается либо законом о федеральном бюджете, либо законом о налоговой системе РФ.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации приведена в приложении к данной работе.
В Российской Федерации налоговые доходы планируются ежегодно в бюджете Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований также включают планы по налоговым поступлениям. Следует заметить, что хотя Бюджетный кодекс РФ вводит как обязательное условие возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год, однако механизм реализации данной нормы в настоящее время еще четко не установлен [12].
Рассматривая особенности формирования и исполнения бюджетов на 2001-2005 гг., можно отметить, что действовали следующие показатели:
Таблица 2.1
Макроэкономические показатели в 2001-2005 гг., млрд.руб.
Показатель |
|||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 (план) | |
ВВП, млрд.руб. |
8 943,6 |
10 817,5 |
13 201,0 |
16 114,0 |
18 709,1 |
Инфляция, % |
18,6% |
15,1% |
12,0% |
11,7% |
- |
Индекс инфляции по отношению к 2005 году |
171% |
144% |
125,1% |
111,7% |
100,0% |
ВВП, млрд.руб. в ценах 2005 г. |
15 273,7 |
15 576,6 |
16 515,0 |
17 999,4 |
18 709,1 |
Таким образом, имеются в виду следующие тенденции:
Данные макроэкономические показатели свидетельствуют о стабилизации Российской экономике и должны положительно сказаться на динамике реальных бюджетных доходов, что и следует проверить далее.
Как уже отмечалось, основным источником формирования доходного потенциала бюджетной системы с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами являются налоговые поступления. Не является в этом плане исключением и Россия (табл. 2). Представим динамику и структуру доходов консолидированного бюджета в 2001-2005 гг.:
Таблица 2
Структура доходов консолидированного бюджета, млрд.руб.2
Виды доходов |
Годы | ||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 (план) | |
Всего доходов, млрд. руб. |
2 301,2 |
3 448,8 |
4 321,4 |
4 350,3 |
4 445,3 |
Налоговые доходы, млрд.руб. |
1 871,9 |
2 616,2 |
3 221,9 |
3 616,2 |
3 331,3 |
Доля налоговых доходов в доходах, % |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
0,7 |
Доля налоговых доходов в ВВП, % |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Доходы с учетом инфляции (в ценах 2005) |
3 929,9 |
4 966,1 |
5 406,2 |
4 859,3 |
4 445,3 |
Налоговые доходы с учетом инфляции (в ценах 2005) |
3 196,8 |
3 767,2 |
4 030,7 |
4 039,3 |
3 331,3 |
Как видно из таблицы 2, на протяжении достаточно длительного периода доля налоговых доходов в консолидированном бюджете страны остается преобладающей, хотя и наблюдается (за исключением 2004 г.) тенденция ее незначительного понижения. В определенной степени это может являться результатом проводимой налоговой реформы, основной целью которой Правительство РФ ставит снижение налоговой нагрузки на экономику. Изменение доли налоговых поступлений в 2005 году связано с изменением бюджетной классификации, в связи с чем доходы от таможенных платежей исключены из налоговых доходов (а это еще 864 млрд.рублей).
Графически интерпретировать доходы консолидированного бюджета можно следующим графиком:
млрд.руб.
Рис.3. Изменение доходов бюджета и налоговых доходов (в ценах 2005 года)
Следует отметить, что в 2004-2005 годы реальные доходы бюджета снижаются, что является негативным фактором. В первую очередь это вызвано снижением налоговых ставок, а во вторую – медленным ростом экономики (в ценах 2005 года – всего 9% за 2004 год и 5% за 2003).
Если рассматривать распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, то можно увидеть следующую картину:
Таблица 3
Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы3
млрд.руб.
Виды доходов |
Годы | ||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 (план) | |
Без учета инфляции |
|||||
Федеральный бюджет |
1 448,9 |
2 012,1 |
2 376,2 |
2 712,1 |
2 232,0 |
Территориальные бюджеты |
423,0 |
604,1 |
845,7 |
904,0 |
1 099,3 |
Консолидированный бюджет |
1 871,9 |
2 616,2 |
3 221,9 |
3 616,2 |
3 331,3 |
С учетом инфляции (в ценах 2005 года) |
|||||
Федеральный бюджет |
2 474,3 |
2 897,3 |
2 972,7 |
3 029,4 |
2 232,0 |
Территориальные бюджеты |
722,5 |
869,9 |
1 058,0 |
1 009,8 |
1 099,3 |
Консолидированный бюджет |
3 196,8 |
3 767,2 |
4 030,7 |
4 039,3 |
3 331,3 |
Результаты с учетом инфляции (в ценах 2005 года) также следует отобразить графически:
млрд.руб.
Рис.4. Структура налоговых доходов в 2001-2005 годах в разрезе уровней бюджетов (в ценах 2005 года)
Как видно из диаграммы, снижение доходов федерального бюджета за счет изменения бюджетной классификации в целом не компенсируется ростом иных доходов, потому совокупные доходы в 2005 году в реальном выражении ниже чем в 2003 году. Поступления же налогов в территориальные бюджеты растут.
Это очередной раз подтверждает то, что изменение налоговой нагрузки за счет федеральных налогов (ЕСН в федеральный бюджет, НДС) не влечет пока за собою особенный рост экономики и роста поступлений налогов со стороны предприятий.
В целом, налоговая система России ориентирована, прежде всего, на потребности бюджетного финансирования, что означает приоритет фискальной функции налогов и предпочтение инфляционных налогов. Такая ориентация налоговой системы крайне неэффективна: с одной стороны, она предполагает поддержание излишне высокого налогового бремени, которое подавляет стремление к деловой активности, а с другой – доходы, которые государство получает от налоговой системы, явно недостаточны для удовлетворения потребностей бюджета и обеспечения государственного финансирования крупномасштабных инвестиционных программ (например, строительства новых трубопроводов, создания реально действующих механизмов массовой ипотеки и так далее [17]).
Таким образом, выявлена проблема – снижение налоговых поступлений в бюджетную систему (в реальном выражении) за счет снижения ставок налогов и низких темпов роста реального ВВП.
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Фактически, федеральный бюджет является основным финансовым планом государства и утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.
Если рассматривать особенности налоговых поступлений в федеральный бюджет, следует сделать разбивку по видам налогов и далее представить ее в виде таблицы:
Таблица 4
Налоговые поступления в федеральный бюджет, млрд.руб.4
Виды доходов |
Годы | ||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Всего доходов без целевых бюджетных фондов |
1 550,4 |
2 153,8 |
2 538,7 |
3 426,3 |
3 326,0 |
Налоговые поступления, в т. ч. |
1 448,9 |
2 012,1 |
2 376,2 |
2 712,1 |
2 232,0 |
* налог на прибыль |
224,2 |
238,0 |
218,3 |
206,0 |
259,0 |
* подоходный налог с граждан |
2,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
* НДС |
670,9 |
881,3 |
1 170,3 |
1 070,0 |
1 120,8 |
* акцизы |
244,2 |
265,1 |
286,9 |
117,2 |
84,8 |
* налоги на совокупный доход |
4,0 |
5,8 |
8,9 |
167,2 |
0,0 |
* платежи за пользование природными ресурсами |
48,4 |
222,5 |
225,9 |
434,4 |
483,0 |
* налоги на покупку валюты |
2,0 |
2,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
* налоги на внешнеэкономическую деятельность |
247,6 |
390,7 |
411,3 |
693,6 |
0,0 |
* прочие налоги и сборы |
5,1 |
6,2 |
54,6 |
23,7 |
284,4 |
Неналоговые доходы |
83,4 |
124,5 |
162,5 |
714,2 |
1 094,0 |