Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 19:13, курсовая работа
Целью данной работы и является рассмотрение налоговых доходов бюджета на примере России. К основным задачам работы относятся:
рассмотрение теоретических основ бюджетной системы Российской Федерации;
анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации за  
1995-2003 гг.;
разработка мероприятий по оптимизации налоговых доходов в Российской Федерации.
Неналоговые доходы включают:
Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления.
Доходы целевых бюджетных фондов включают:
Поскольку бюджетная классификация рассчитана на всю бюджетную систему страны, то, соответственно, в ней нет подразделения на источники бюджетных доходов различных уровней [11]. Такое разделение устанавливается либо законом о федеральном бюджете, либо законом о налоговой системе РФ.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации приведена в приложении к данной работе.
В Российской Федерации налоговые доходы планируются ежегодно в бюджете Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований также включают планы по налоговым поступлениям. Следует заметить, что хотя Бюджетный кодекс РФ вводит как обязательное условие возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год, однако механизм реализации данной нормы в настоящее время еще четко не установлен [12].
Рассматривая особенности формирования и исполнения бюджетов на 2001-2005 гг., можно отметить, что действовали следующие показатели:
Таблица 2.1
Макроэкономические показатели в 2001-2005 гг., млрд.руб.
| Показатель | |||||
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 (план) | |
| ВВП, млрд.руб. | 8 943,6 | 10 817,5 | 13 201,0 | 16 114,0 | 18 709,1 | 
| Инфляция, % | 18,6% | 15,1% | 12,0% | 11,7% | - | 
| Индекс инфляции по отношению к 2005 году | 171% | 144% | 125,1% | 111,7% | 100,0% | 
| ВВП, млрд.руб. в ценах 2005 г. | 15 273,7 | 15 576,6 | 16 515,0 | 17 999,4 | 18 709,1 | 
Таким образом, имеются в виду следующие тенденции:
Данные макроэкономические показатели свидетельствуют о стабилизации Российской экономике и должны положительно сказаться на динамике реальных бюджетных доходов, что и следует проверить далее.
Как уже отмечалось, основным источником формирования доходного потенциала бюджетной системы с точки зрения реального наполнения ее финансовыми ресурсами являются налоговые поступления. Не является в этом плане исключением и Россия (табл. 2). Представим динамику и структуру доходов консолидированного бюджета в 2001-2005 гг.:
Таблица 2
Структура доходов консолидированного бюджета, млрд.руб.2
| Виды доходов | Годы | ||||
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 (план) | |
| Всего доходов, млрд. руб. | 2 301,2 | 3 448,8 | 4 321,4 | 4 350,3 | 4 445,3 | 
| Налоговые доходы, млрд.руб. | 1 871,9 | 2 616,2 | 3 221,9 | 3 616,2 | 3 331,3 | 
| Доля налоговых доходов в доходах, % | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 
| Доля налоговых доходов в ВВП, % | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 
| Доходы с учетом инфляции (в ценах 2005) | 3 929,9 | 4 966,1 | 5 406,2 | 4 859,3 | 4 445,3 | 
| Налоговые доходы с учетом инфляции (в ценах 2005) | 3 196,8 | 3 767,2 | 4 030,7 | 4 039,3 | 3 331,3 | 
Как видно из таблицы 2, на протяжении достаточно длительного периода доля налоговых доходов в консолидированном бюджете страны остается преобладающей, хотя и наблюдается (за исключением 2004 г.) тенденция ее незначительного понижения. В определенной степени это может являться результатом проводимой налоговой реформы, основной целью которой Правительство РФ ставит снижение налоговой нагрузки на экономику. Изменение доли налоговых поступлений в 2005 году связано с изменением бюджетной классификации, в связи с чем доходы от таможенных платежей исключены из налоговых доходов (а это еще 864 млрд.рублей).
Графически интерпретировать доходы консолидированного бюджета можно следующим графиком:
млрд.руб.
Рис.3. Изменение доходов бюджета и налоговых доходов (в ценах 2005 года)
Следует отметить, что в 2004-2005 годы реальные доходы бюджета снижаются, что является негативным фактором. В первую очередь это вызвано снижением налоговых ставок, а во вторую – медленным ростом экономики (в ценах 2005 года – всего 9% за 2004 год и 5% за 2003).
Если рассматривать распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, то можно увидеть следующую картину:
Таблица 3
Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы3
млрд.руб.
| Виды доходов | Годы | ||||
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 (план) | |
| Без учета инфляции | |||||
| Федеральный бюджет | 1 448,9 | 2 012,1 | 2 376,2 | 2 712,1 | 2 232,0 | 
| Территориальные бюджеты | 423,0 | 604,1 | 845,7 | 904,0 | 1 099,3 | 
| Консолидированный бюджет | 1 871,9 | 2 616,2 | 3 221,9 | 3 616,2 | 3 331,3 | 
| С учетом инфляции (в ценах 2005 года) | |||||
| Федеральный бюджет | 2 474,3 | 2 897,3 | 2 972,7 | 3 029,4 | 2 232,0 | 
| Территориальные бюджеты | 722,5 | 869,9 | 1 058,0 | 1 009,8 | 1 099,3 | 
| Консолидированный бюджет | 3 196,8 | 3 767,2 | 4 030,7 | 4 039,3 | 3 331,3 | 
Результаты с учетом инфляции (в ценах 2005 года) также следует отобразить графически:
млрд.руб.
Рис.4. Структура налоговых доходов в 2001-2005 годах в разрезе уровней бюджетов (в ценах 2005 года)
Как видно из диаграммы, снижение доходов федерального бюджета за счет изменения бюджетной классификации в целом не компенсируется ростом иных доходов, потому совокупные доходы в 2005 году в реальном выражении ниже чем в 2003 году. Поступления же налогов в территориальные бюджеты растут.
Это очередной раз подтверждает то, что изменение налоговой нагрузки за счет федеральных налогов (ЕСН в федеральный бюджет, НДС) не влечет пока за собою особенный рост экономики и роста поступлений налогов со стороны предприятий.
В целом, налоговая система России ориентирована, прежде всего, на потребности бюджетного финансирования, что означает приоритет фискальной функции налогов и предпочтение инфляционных налогов. Такая ориентация налоговой системы крайне неэффективна: с одной стороны, она предполагает поддержание излишне высокого налогового бремени, которое подавляет стремление к деловой активности, а с другой – доходы, которые государство получает от налоговой системы, явно недостаточны для удовлетворения потребностей бюджета и обеспечения государственного финансирования крупномасштабных инвестиционных программ (например, строительства новых трубопроводов, создания реально действующих механизмов массовой ипотеки и так далее [17]).
Таким образом, выявлена проблема – снижение налоговых поступлений в бюджетную систему (в реальном выражении) за счет снижения ставок налогов и низких темпов роста реального ВВП.
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Фактически, федеральный бюджет является основным финансовым планом государства и утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.
Если рассматривать особенности налоговых поступлений в федеральный бюджет, следует сделать разбивку по видам налогов и далее представить ее в виде таблицы:
Таблица 4
Налоговые поступления в федеральный бюджет, млрд.руб.4
| Виды доходов | Годы | ||||
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
| Всего доходов без целевых бюджетных фондов | 1 550,4 | 2 153,8 | 2 538,7 | 3 426,3 | 3 326,0 | 
| Налоговые поступления, в т. ч. | 1 448,9 | 2 012,1 | 2 376,2 | 2 712,1 | 2 232,0 | 
| * налог на прибыль | 224,2 | 238,0 | 218,3 | 206,0 | 259,0 | 
| * подоходный налог с граждан | 2,5 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 
| * НДС | 670,9 | 881,3 | 1 170,3 | 1 070,0 | 1 120,8 | 
| * акцизы | 244,2 | 265,1 | 286,9 | 117,2 | 84,8 | 
| * налоги на совокупный доход | 4,0 | 5,8 | 8,9 | 167,2 | 0,0 | 
| * платежи за пользование природными ресурсами | 48,4 | 222,5 | 225,9 | 434,4 | 483,0 | 
| * налоги на покупку валюты | 2,0 | 2,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 
| * налоги на внешнеэкономическую деятельность | 247,6 | 390,7 | 411,3 | 693,6 | 0,0 | 
| * прочие налоги и сборы | 5,1 | 6,2 | 54,6 | 23,7 | 284,4 | 
| Неналоговые доходы | 83,4 | 124,5 | 162,5 | 714,2 | 1 094,0 |