Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 19:13, курсовая работа
Целью данной работы и является рассмотрение налоговых доходов бюджета на примере России. К основным задачам работы относятся:
рассмотрение теоретических основ бюджетной системы Российской Федерации;
анализ налоговых доходов бюджета Российской Федерации за
1995-2003 гг.;
разработка мероприятий по оптимизации налоговых доходов в Российской Федерации.
Как видно из данных табл. 4, налоги на внешнеэкономическую деятельность действительно снижаются в 2005 году, хотя до этого имеет место их рост. Но растут суммы НДС, налога на прибыль, природоресурсных платежей. Также растут и неналоговые доходы, что отчетливо проявляется в 2004-2005 годы.
Если рассматривать структуру налоговых доходов в разрезе отдельных налогов в доходах бюджета Российской Федерации, можно составить следующую таблицу:
Таблица 5
Структура налоговых поступлений, %
Виды доходов |
|||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Всего доходов без целевых бюджетных фондов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налоговые поступления, в т. ч. |
93,45 |
93,42 |
93,6 |
79,2 |
67,1 |
* налог на прибыль |
14,46 |
11,05 |
8,6 |
6,0 |
7,8 |
* подоходный налог с граждан |
0,16 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
* НДС |
43,27 |
40,92 |
46,1 |
31,2 |
33,7 |
* акцизы |
15,75 |
12,31 |
11,3 |
3,4 |
2,5 |
* налоги на совокупный доход |
0,26 |
0,27 |
0,35 |
4,9 |
0,0 |
* платежи за пользование природными ресурсами |
3,12 |
10,33 |
8,9 |
12,7 |
14,5 |
* налоги на покупку валюты |
0,13 |
0,11 |
0 |
0,0 |
2,0 |
* налоги на внешнеэкономическую деятельность |
15,97 |
18,14 |
16,2 |
20,2 |
0,0 |
* прочие налоги и сборы |
0,14 |
0,02 |
0,7 |
8,6 | |
Неналоговые доходы |
5,38 |
5,78 |
6,4 |
20,8 |
32,9 |
Из таблицы видно, что доля неналоговых поступлений в бюджет увеличивается с 5,38% в 2001 году до 32,9% в 2005 году. Таким образом, роль налоговых поступлений заметно снижается. 33,7% доходов бюджета – это НДС, то есть косвенный налог.
Основные налоговые поступления – это косвенные налоги (см. табл. 3), что свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение, по существу, представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны [24].
Несколько увеличивается роль природоресурсных налогов – их доля уже начинает превышать 14%, что говорит о росте эффективности использования природных ресурсов со стороны государства, когда частным организациям дается право их разрабатывать и получать большие доходы. Тем не менее, данному показателю еще далеко до НДС.
Далее представим изменение показателей доходов в ценах 2005 года:
Таблица 6
Доходы федерального бюджета в ценах 2005 года
Виды доходов |
ГОДЫ | ||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Всего доходов без целевых бюджетных фондов |
2 647,8 |
3 101,3 |
3 176,0 |
3 827,2 |
3 326,0 |
Налоговые поступления, в т. ч. |
2 474,3 |
2 897,3 |
2 972,7 |
3 029,4 |
2 232,0 |
* налог на прибыль |
382,9 |
342,7 |
273,1 |
230,1 |
259,0 |
* подоходный налог с граждан |
4,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
* НДС |
1 145,7 |
1 269,1 |
1 464,1 |
1 195,2 |
1 120,8 |
* акцизы |
417,0 |
381,8 |
358,9 |
130,9 |
84,8 |
* налоги на совокупный доход |
6,9 |
8,4 |
11,1 |
186,8 |
0,0 |
* платежи за пользование природными ресурсами |
82,6 |
320,4 |
282,7 |
485,2 |
483,0 |
* налоги на покупку валюты |
3,4 |
3,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
* налоги на внешнеэкономическую деятельность |
422,8 |
562,6 |
514,5 |
774,8 |
0,0 |
* прочие налоги и сборы |
8,7 |
9,0 |
68,3 |
26,5 |
284,4 |
Неналоговые доходы |
142,4 |
179,3 |
203,3 |
797,7 |
1 094,0 |
Как видно из таблицы, в 2005 году снижаются общие и налоговые доходы в реальном выражении, что несомненно является негативным фактором. Притом снижаются поступления по таким ключевым налогам как НДС, акцизы, налог на прибыль и природоресурсные налоги. Параллельно происходит рост неналоговых доходов. Такое положение не является оптимальным – напротив, с ростом рыночных отношений неналоговые доходы государства не должны так существенно влиять на его доходы и тем более увеличивать свое влияние столь резко. В России же последние 2 года это уже объективность. Правда, отчасти она объяснима переводом таможенных платежей в разряд неналоговых доходов.
Графически отобразить динамику доходов можно так:
млрд.руб.
Рис.5. Динамика налоговых доходов федерального бюджета в ценах 2005 года
Из диаграммы также отчетливо видна большая роль НДС, ее снижение в 2004-2005 гг. (снижение ставок, снижение поступлений), а также снижение роли акцизов и рост роли ресурсных налогов.
Далее рассмотрим, как изменялись темпы прироста основных бюджетных показателей:
Таблица 7
Сравнение темпов прироста основных показателей (в ценах 2005 года)
Темпы прироста |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
К предыдущему году |
||||
ВВП |
1,98% |
6,02% |
8,99% |
3,94% |
Доходы всего |
26,37% |
8,86% |
-10,12% |
-8,52% |
Налоговые доходы |
17,84% |
7,00% |
0,21% |
-17,53% |
- федеральный бюджет |
17,09% |
2,60% |
1,91% |
-26,32% |
- территориальные бюджеты |
20,41% |
21,62% |
-4,56% |
8,87% |
К 2001 году |
||||
ВВП |
1,98% |
8,13% |
17,85% |
22,49% |
Доходы всего |
26,37% |
37,57% |
23,65% |
13,11% |
Налоговые доходы |
17,84% |
26,09% |
26,35% |
4,21% |
- федеральный бюджет |
17,09% |
20,14% |
22,43% |
-9,79% |
- территориальные бюджеты |
20,41% |
46,45% |
39,78% |
52,17% |
Из приведенной таблицы отчетливо видно, что в 2005 году замедляется рост ВВП, с 2004 года снижаются доходы и незначительно растут налоговые доходы. В целом же рост ВВП значительно опережает рост доходов бюджета (22,5% против 13,1%), еще более – рост налоговых доходов. Пока нормальный темп прироста имеют только налоговые доходы территориальных бюджетов.
Графически темпы прироста можно показать так:
Рис.6. Изменение цепных темпов прироста основных показателей в 2001-2005 гг.
Таким образом, выявлена еще одна проблема – темпы роста налоговых поступлений в бюджет явно недостаточны, несмотря на рост ВВП. К тому же в них преобладают до сих пор, в основном, косвенные налоги. Природоресурсные платежи до сих пор не заняли необходимого места в налоговых доходах бюджета.
Снижение налоговых поступлений в настоящее время делает бюджет 2005 года в сопоставлении с приведенным 2004 годом более маленьким, то есть расходы и доходы этого бюджета будут ниже.
Очевидно, что необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в условиях поставленной задачи продолжения налоговой реформы и снижения налоговой нагрузки на экономику предполагает в ходе формирования доходов бюджетной системы и федерального бюджета активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. Однако следует учитывать современное состояние российской экономики:
По поводу данных подходов уже многие годы ведутся дискуссии, как среди экономистов, так и среди предпринимателей, но следует признать, что на практике с самого момента начала рыночных реформ доминирует фискальный подход, сдерживающий развитие производства.
Однако представляется, что согласованное решение этих двух взаимоисключающих, на первый взгляд, задач, в современных российских условиях вполне возможно. В настоящее время в отечественной экономике имеются два сектора – льготный и теневой, которые полностью или частично свободны от налогообложения. Их доля в реальном хозяйственном обороте достигает, по оценкам ряда экспертов 70% [15]. Таким образом, есть принципиальная возможность увеличения доходов бюджета и сокращения налогового бремени для отечественных товаропроизводителей в целом.
Однако для реализации этой возможности нужно решить ряд задач:
С точки же зрения оценки эффективности современной налоговой системы можно заметить, что она не обеспечивает решения даже фискальной функции, ради которой нарушены принципы бюджетного федерализма и не выполняются функции налоговой политики, связанные со стимулированием и регулированием экономического развития: масштабы мобилизации доходов в бюджетную систему РФ (24,7% ВВП в 2003 г.), достигаемые ценой большого ущерба для экономической и политической системы страны, совершенно неудовлетворительны [21].
Рассматривая более долгосрочные перспективы налоговой реформы, представляется, что для российской экономики чрезвычайно перспективен принцип – облагать налогами не результаты труда, а ресурсы. На его основе можно выстроить налоговую систему, объединяющую многочисленные разработки российских ученых и высокоэффективную, как с точки зрения решения фискальных задач, так и развития бюджетного федерализма, стимулирования экономического роста и структурных изменений.
В странах, богатых природными ресурсами, существенным элементом бюджета является рента с природных ресурсов. Однако в России этот фундаментальный источник доходов используется слабо. По оценкам ученых РАН, на ренту приходится 75% общего прироста совокупного дохода РФ, но в доходах бюджета ее доля не превышает 10%. Однако разрабатываемые механизмы изъятия ренты в бюджет не в коем случае не должны лишать предприятия добывающих отраслей хозяйственной самостоятельности, возможностей модернизации производства, развития необходимой инфраструктуры. Так, мировая практика показывает, что создание вместо ряда высокоэффективных корпораций одного государственного монополиста никаких дополнительных налоговых доходов в бюджет не принесет, а эффективность менеджмента снизится, что, безусловно, не будет способствовать экономическому росту страны [29].
Кроме того, необходимо дальнейшее увеличение поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости. Улучшение экономической ситуации, снижение коррупции и налогового бремени безусловно будут способствовать устойчивому росту уровня собираемости налоговых доходов.