Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:21, курсовая работа
Анализ финансового состояния дает возможность оценить: имуществен-ное состояние предприятия; степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами; достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; потребность в дополнительных источниках финансирования; способность к наращению капитала; рациональность привлечения заемных средств; обоснованность политики распределения и использования прибыли.
гилевхлебпром»
2.1 Краткая характеристика
Начало образования предприятия относится к 1939 году, когда в г. Могилеве был открыт «Хлебозавод № 1»
К 1972 году в г. Могилеве функционировало 3 хлебозавода и кондитерско-пищевой цех, которые объединились в Могилевский хлебокомбинат.
В 1979 году был введен в строй Могилевский хлебозавод № 4 с участком по выпуску мягких кондитерских изделий.
Согласно утвержденного Комитетом хлебопродуктов Минсельхозпрода РБ Устава предприятия с 25.01.2001 г. предприятие называется Республиканским унитарным производственным предприятием «Могилевхлебпром».
Имущество предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит предприятию на праве ведения.
Среднесписочная численность предприятия составляет 1018 человек. Среднемесячный объем выпуска продукции — 3,0 млрд р.
Местонахождение предприятия: г. Могилев, ул. Космонавтов, 39.
В структуру предприятия входят следующие подразделения:
- Производство № 1 — выпуск пряников, печенья и кондитерских изделий на вафельной основе, производство безалкогольных напитков (хлебный квас);
- Производство № 2 — выпуск подовых улучшенных заварных хлебов, булочных изделий, бараночных изделий;
- Производство № 3 — выпуск подовых формовых хлебов, булочных изделий;
- Производство № 4 — хлебобулочный участок по выпуску подовых заварных хлебов и булочных изделий, который остановлен на реконструкцию и техперевооружение до 2-го квартала 2009 года, линия по выпуску сушки «Малышок», участок по производству мягких кондитерских изделий.
На предприятии имеется ряд вспомогательных производств:
- производство нестандартного оборудования (РМЦ);
- швейное производство (по пошиву спецодежды);
- столярное;
- производство мебели;
- лесопильное;
- автобаза по доставке готовой продукции в торговую сеть;
- прачечная.
Основным видом деятельности предприятия является производство хлебобулочных и кондитерских изделий, безалкогольных напитков в необходимых объемах и ассортименте с учетом наиболее полного обеспечения населения в соответствии с заявками торгующих организаций в разрезе заказываемого ассортимента и заключенных договоров.
Предприятие уделяет большое внимание производству изделий диетического и лечебно-профилактического питания. Для производство таких изделий используется высококачественное сырье.
Особое внимание уделяется выпуску импортозамещающей продукции, к которой относятся пряники, печенье, вафельные изделия, тостовые хлеба и др.
Доказательством того, что продукция предприятия конкурентоспособна является значительный рост экспорта в Россию, достигший более 300 тысяч долларов США. Ведутся поиски новых рынков сбыта, в частности, на Украине.
По Могилевской области предприятие реализует свою продукцию более чем в 70 торговых точках, в том числе 13 торговых точек расположены в городе Могилеве.
Около 8% продукции, выпускаемой предприятием реализуются через сеть собственных магазинов, что ежемесячно составляет около 500 млн р. товарооборота. Организация фирменной торговли способствует созданию дополнительных рабочих мест, а также ускоряет оборачиваемость оборотных средств предприятия.
Динамика экономических и финансовых показателей деятельности предприятия за 2006 – 2008 гг. представлена в таблице 1 (Приложения А – О).
Таблица 1-Технико-экономические показатели деятельности РУПП
«Могилевхлебпром»
Показатель |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Отклонение 2008 г. от 2007 г. |
Темп роста 2008 г. к 2007 г., % |
1 Выручка от реализа-ции |
43 969 |
47 220 |
56 697 |
+9477 |
120,1 |
2 Себестоимость реализованной продукции, млн р. |
27 514 |
30 312 |
40 713 |
+10401 |
134,3 |
3 Рентабельность реали-зованной продукции, % |
3,6 |
3,6 |
5,0 |
+1,4 |
139,6 |
4 Прибыль от реализации, млн р. |
1 335 |
1 452 |
2 422 |
+970 |
166,8 |
5 Чистая прибыль, млн р. |
807 |
902 |
1 796 |
+894 |
199,1 |
6 Среднесписочная чис-ленность |
1 187 |
1 111 |
1 018 |
-93 |
91,6 |
7 Среднемесячная зара-ботная |
554,8 |
604,4 |
755,5 |
+151,1 |
125,0 |
8 Производительность труда |
33 253,6 |
35 376,2 |
39 549,3 |
4 173,1 |
111,7 |
9 Дебиторская задол-женность, млн р. |
4 604 |
5 103 |
5 115 |
+12 |
100,2 |
10 Кредиторская задол-женность, млн р. |
6 627 |
9 383 |
8 680 |
-703 |
92,5 |
В 2008 году по сравнению с 2007 годом по всем экономическим и финансовым показателям, характеризующим хозяйственную деятельность предприятия наблюдается стабильный рост. Выручка возросла на 20,1 %, рост прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг произошел более чем на 66 %, чистой прибыли более чем на 99 %, а себестоимости на 34,3 %. Положительно также следует рассматривать довольно значительное повышение рентабельности в рассматриваемом периоде времени. Общая рентабельность деятельности субъекта хозяйствования повысилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом.
При этом в 2007 и 2008 годах тенденции изменения рентабельности выглядели по-разному. В 2007 году по сравнению с 2006 годом рентабельность реализованной продукции не менялась. В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло резкое повышение значения этого показателя деятельности предприятия и общая рентабельность повысилась на 39,6 %.
Данные таблицы 1 говорят также о том, что в рассматриваемом периоде времени наблюдались тенденции снижения среднесписочной численности работников организации (на 7,5 %). Это связано с повышением производительности труда. Но также это можно объяснить и тем обстоятельством, что поставлено на реконструкцию одно из производств организации.
В 2008 году среднемесячная заработная плата выросла на 25,0 % по сравнению с 2007 годом. Но данный факт можно рассматривать и отрицательно, поскольку с увеличением фонда заработной платы возрастает себестоимость и тем самым увеличивается негативное воздействие на прибыль.
Положительно также должно быть отмечено то, что при достаточно высоких численных значениях среднегодовой величины кредиторской задолженности наблюдалась тенденция к ее снижению.
Таким образом, деятельность данного предприятия в рассматриваемом периоде времени следует оценить положительно.
В последние годы предприятие добивается выполнения доводимых планов стоимостных показателей в значительной степени за счет совершенствования структуры выпускаемого ассортимента, а также его расширения и обновления. Обновление и расширение ассортимента является одним из главных факторов увеличения объема реализации продукции предприятия.
С целью увеличения объемов производства и реализации продукции постоянно ведется работа по расширению сети фирменной торговли, внедряются мероприятия по снижению себестоимости, ведется работа по изучению покупательского спроса населения и изучению рынков сбыта.
Особый упор делается на выпуск новых улучшенных видов заварных хлебов, четырех стадийная технология выпуска которых позволяет увеличивать сроки реализации, добиваться хорошего качества и высоких вкусовых свойств.
2.2 Анализ активов РУПП «Могилевхлебпром» за 2007-2008 гг
Основными источниками информации при анализе активов являются бухгалтерские балансы рассматриваемого субъекта хозяйствования на 1 января 2008 года и 1 января 2009 года.
Бухгалтерские балансы содержат информацию об активах общества.
В целях обеспечения большей наглядности результаты расчетов представлены в табличной форме.
В процессе анализа в первую очередь следует изучить динамику активов организации (Приложение А, З), изменения в их составе и структуре, и дать им оценку (таблица 2, таблица 3).
Таблица 2- Активы РУПП «Могилевхлебпром» и темпы их изменения
Наименование статей баланса организации |
2007 год |
2008 год |
Отклонение 2008 г. от 2007 г. |
Темп роста 2008 г. к 2007 г., % |
1 Внеоборотные активы |
18 488 |
24 047 |
5 559 |
130,1 |
1.1 основные средства |
15 882 |
20 949 |
5 067 |
131,9 |
1.2 нематериальные активы |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
1.3 вложения во внеоборотные активы |
2 606 |
3 098 |
492 |
118,9 |
1.4 прочие внеоборотные активы |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
2 Оборотные активы |
14 989 |
16 599 |
1 610 |
110,7 |
2.1 запасы и затраты |
6 776 |
8 402 |
1 626 |
124,0 |
2.1.1 сырье, материалы |
3 704 |
4 476 |
772 |
120,8 |
2.1.2 незавершенное производство |
2 627 |
2 755 |
128 |
104,9 |
2.1.3 расходы на реализацию |
0 |
60 |
60 |
0,0 |
2.1.4 готовая продукция и товары для реализации |
379 |
507 |
128 |
133,8 |
2.1.5 расходы будущих периодов |
66 |
604 |
538 |
915,2 |
2.2 налоги по приобретенным активам |
2 887 |
2 739 |
-148 |
94,9 |
2.3 дебиторская задолженность (краткосрочная) |
5 103 |
5 115 |
12 |
100,2 |
2.4 денежные средства |
162 |
319 |
157 |
196,9 |
2.5 финансовые вложения |
52 |
22 |
-30 |
42,3 |
2.6 прочие оборотные активы |
9 |
2 |
-7 |
22,2 |
Баланс |
33 477 |
40 646 |
7 169 |
121,4 |
В таблице 2 содержится информация об абсолютных величинах активов субъекта хозяйствования, их изменениях за анализируемый период.
Прежде всего необходимо отметить, что общая сумма средств предприятия за период 2007-2008 год возросла на 7 169 млн р. или на 21,4 %.
За весь анализируемый период наблюдается рост величины как внеоборотных, так и оборотных активов. Так в 2008 году по сравнению с 2007 годом стоимостная оценка внеоборотных активов увеличилась на 30,1 %, а величина оборотных активов на 10,7 %, т.е. темпы роста оборотных активов несколько ниже темпов роста внеоборотных активов. Следует отметить, что прирост по внеоборотным активам в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошел в основном за счет прироста основных средств предприятия.
На протяжении всего рассматриваемого периода времени стоимость основных средств составляла более 87% в общей стоимости внеоборотных активов.
Рост оборотных активов за анализируемый период происходил в основном за счет прироста таких статей как расходы будущих периодов (815,2 %) и денежных средств (96,9%). Произошло увеличение также таких статей оборотных активов как запасы и затраты — на 24 %, в основном за счет увеличения статьи «готовая продукция и товары для реализации» (33,8 %).
Но в рассматриваемый период значительно снизились стоимостные оценки таких статей оборотных активов как налоги по приобретенным активам — на 5,1 %, финансовые вложения — на 57,7 %, прочие оборотные активы — на 77,8 %.
Снижение стоимостного показателя статьи финансовые вложение следует рассматривать как отрицательный факт, так как эта статья играет существенную роль при определении показателя абсолютной ликвидности баланса организации.
В таблице 3 содержится информация об анализе структуры активов субъекта хозяйствования и ее изменениях за рассматриваемый период.
Прирост внеоборотных активов на конец 2008 года составил 3.9 % по отношению к их величине в 2007 году и их удельный вес в активе баланса достиг 59,2 %. Это можно рассматривать как отрицательный факт по отношению к показателям ликвидности организации. Внеоборотные активы представляют собой наименее ликвидную часть активов предприятия. Это значит, что их наиболее тяжело превратить в реальные денежные средства.
За анализируемый период удельный вес внеоборотных активов в валюте баланса возросла на 3,9 %; доля стоимостной оценки оборотных активов, напротив, сократилась на 3,9 %.
Таблица 3- Анализ структуры актива бухгалтерского баланса РУПП
«Могилевхлебпром» и его основных разделов
Информация о работе Анализ финансового состояние предприятия