Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:04, курсовая работа
Кредитные операции составляют основу активной деятельности коммерческих
банков, поскольку:
во-первых, их успешное осуществление ведет к получению основных доходов,
способствует повышению надежности и устойчивости банков, а неудачам в
кредитовании сопутствует их разорение и банкротство;
во-вторых, банки призваны аккумулировать собственные и привлеченные ресурсы
для кредитования инвестиций в развитие экономики страны;
в-третьих, эта деятельность при ее успешном осуществлении приносит прибыль
всем ее участникам: кредитным организациям, заемщикам и обществу в целом.
Россия вошла в 1997 г., переживая тяжелый экономический кризис, хотя в
официальных кругах предпочитают говорить о финансовой стабилизации, ссылаясь
на замедление роста цен и укрепление рубля. Однако низкая инфляция и
крепнущая национальная валюта свидетельствуют о здоровых финансах только в
странах с процветающей экономикой. В России не удалось пока еще остановить
спад производства. И все субъекты экономики, включая кредитные организации,
переживают болезненный процесс адаптации к условиям низкой инфляции и
доходности.
Г Введение -2
Глава1.Общая характеристика системы кредитования в коммерческих
банках.
- 5
1.1 Принципы кредитования их экономическое назначение. - 5
1.2 Кредитная политика коммерческих банков и организация
кредитования. -8
1.3 Виды и формы банковских кредитов. -11
1.4. Характеристика методов кредитования и формы ссудных
счетов -17
Глава 2.Особенности организации кредитного процесса в коммерческих банках РФ.
- 21
2.1 Этапы банковского кредитования. -21
2.2 Анализ кредитоспособности заемщика -23
2.3 Система обеспечения возвратности кредитов. - 31
2.4 Кредитный мониторинг -39
Глава 3 Анализ кредитной работы на примере Курского
банка СБ РФ -42
3.1 Порядок выдачи ссуд юридическим лицам - 42
3.2 Анализ и оценка кредитоспособности на примере
Закрытого акционерного общества “ ГОТЭК”. - 57
3.3 Особенности выдачи ссуд физическим лицам - 60
3.4 Основные направления по совершенствованию
кредитной работы
-
Заключение
-
Список литературы
-
потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в
определенной
Банку следует воздерживаться от предоставления ссуд предприятиям в тех
отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся
кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном
случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных
экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет
гарантией от рисков, связанных с кредитованием.
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также
результатов бесед является определение характера заемщика н его
кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить
заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как
высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми
располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента, как правило,
дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном
виде. Одновременно инспектор обращается к банкам, с которыми сотрудничал или
сотрудничает клиент.
Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и стабильности
доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Они предпочитают получать от
клиента информацию о чистом доходе (то есть доходе после всех выплат и
удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка
обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности
указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме.
Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о
среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные,
представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной из
соответствующего банка.
Поддержание значительных остатков на депозитных счетах в банке
свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его финансовой
дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит.
В числе факторов, на которые обращает внимание опытный кредитный инспектор,
- продолжительность занятости и проживания клиента (частного лица) на одном
месте. Большинство банков, как правило, отказываются предоставлять кредиты
лицам, работающим на указанном им месте лишь несколько месяцев, и фирмам,
которые были недавно зарегистрированы.
Часто рассматривается
проживания клиента по одному адресу, поскольку чем дольше клиент живет на
одном и том же месте, тем более стабильным считается его положение.
Нестабильность места проживания или частая перемена адреса рассматриваются
при решении вопроса о выдаче кредита как негативный момент.
Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так называемой
“пирамиды долга”, когда заемщик берет кредит в одной фирме или банке для
оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не исчезает
значительная или растущая задолженность клиента по кредитным карточкам и
частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На основе подобных
фактов делается вывод о реальном финансовом положении клиента и его навыках
управления денежными средствами.
На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор стремится
определить порядочность клиента и достоверность представленной им
информации. Инспектор особенно обращает внимание на то, указал ли клиент все
свои долги или, по данным кредитовавших его банков или кредитного бюро, у
клиента существуют н другие обязательства, о которых он “забыл” упомянуть или
не оплатил и скрылся.
Итак, кредитный инспектор внимательно изучил все документы, представленные
потенциальным заемщиком, провел с ним все необходимые беседы, оценил
информацию, полученную на запросы. Что же дальше? Кредитный инспектор
(после консультаций с руководством банка и начальником кредитного отдела)
принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему.
Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор
комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные
документы, ответы на запросы, записи бесед и т. д.) и направляет его в
кредитный отдел. В этом отделе осуществляется тщательное изучение
кредитоспособности клиента и дается оценка кредитного риска.
2.2. Анализ и оценка
открытого акционерного
Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить
платежеспособность, кредитоспособность и финансовую устойчивость заемщика.
При этом отметим, что существуют различия в определении понятий
“платежеспособность” и “
Платежеспособность предприятия (банка) - это его возможность и
способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности, в то
же время кредитоспособность характеризуется лишь возможностью
предприятия погасить кредитную задолженность. Вместе с тем характеристика
кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с
платежеспособностью, поскольку погашение ссуд возможно за счет выручки от
реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде или благодаря
использованию гарантии (другого банка или предприятия) своевременного
возврата средств или даже за счет страхования погашения ссуды.
Оценка кредитоспособности предполагает прежде всего использование
показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности
погашения ссудной задолженности. При всей своей важности такие показатели
имеют в некотором смысле ограниченное значение. Во-первых, это обусловлено
тем, что многие показатели, в том
числе характеризующие
наличие капитала и другие, обращены в прошлое, поскольку они рассчитываются
по данным за истекший период, а прогноз кредитоспособности на перспективу
дает оценку возможности погашения ссуд в будущем. Во-вторых, обычно такие
показатели рассчитываются на основании данных об остатках (“запас”) на
отчетные даты, а не на основе данных об оборотах (“поток”) за определенный
период, хотя данные об оборотах полнее характеризуют возможности погашения
ссуд.
При анализе кредитоспособности используются различные источники информации:
а) материалы, полученные непосредственно от клиента;
б) материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;
в) сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его
поставщиками, кредиторами, покупателями его продукции, банками и т. д.);
г) отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств
(отчеты о кредитоспособности, справочники по инвестициям и т. д.).
Получая информацию об изучении банком материалов и сведений, полученных
непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела обращаются к архивам
своего банка. Если клиент уже получил ранее кредит в банке, то в архиве
имеются сведения о задержках в погашении долга и других нарушениях.
Банк может установить контакт с другими кредитными организациями, чтобы
использовать их опыт работы с данным заемщиком и выяснить ряд конкретных
вопросов. Какие суммы занимал клиент в предыдущие периоды, и своевременно ли
погашались ранее выданные ему кредиты? Были ли достаточно высокими остатки
на банковских счетах клиента? Объявлялся ли когда-либо клиент банкротом? Все
эти сведения могут быть получены
в различных кредитных
дополнены сведениями, которые банк может запросить в местном или региональных
кредитно-информационных бюро, действующих во многих зарубежных странах.
Кредитно-информационное бюро - это фирма, собирающая информацию о
заемщиках и о том, как они раньше погашали свои долги (то есть их кредитные
истории).
При оценке кредитных заявок сотрудникам кредитных отделов предстоит
проанализировать не только все вопросы, связанные с конкретным заемщиком, но
и экономическую ситуацию, сложившуюся в регионе и отрасли, в которой он
действует. Заявки заемщиков относительно кредитов, связанных с
международными торгово-
рассматриваются с учетом конъюнктуры мировых валютных рынков.
Существует множество
различных методик анализа
и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку . В
практике банков США применяются “Правила шести «Си »” , в котором критерии
отбора клиентов обозначены словами , начинающимися буквами «Си ». (табл. 2.)
1. Характер заемщика. Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что
клиент может достаточно точно указать цель получения кредита и имеет серьезные
намерения погасить его. Если у инспектора нет должной уверенности
относительно цели испрашиваемого кредита, то она должна быть уточнена. Даже в
этом случае кредитному инспектору надлежит установить: ответственно ли клиент
относится к заемным средствам, дает ли правдивые ответы на вопросы банка и
приложит ли все усилия для выплаты задолженности по кредиту. Ответственность,
правдивость и серьезность намерений клиента погасить всю задолженность
составляют то, что кредитный инспектор называет характером заемщика.
Если у кредитного инспектора после изучения документов, предоставленных
заемщиком, и бесед с ним возникли сомнения относительно надежности клиента,
его желания и способности погасить кредит, то клиенту следует отказать в
кредитовании. В противном случае банк наверняка будет иметь дело с
проблемным кредитом, погашение которого вызывает серьезные сомнения.
2. Способность заимствовать средства. Кредитный инспектор должен быть
уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет юридическое право
подавать кредитную заявку
и подписывать кредитный
характеристика клиента известна как его способность заимствовать кредитные
средства. Например, в большинстве штатов США и регионов России
несовершеннолетние (то есть лица, не достигшие 18 лет или 21 года) не имеют
права отвечать по кредитному договору. Банк сталкивается с трудностями при
взыскании такого кредита. Кредитный инспектор должен быть уверен в том, что
руководитель или
имеет соответствующие полномочия,
предоставленные ему
документами или советом директоров, на проведение переговоров и подписание
кредитного договора от имени компании (банка). Кредитный инспектор
Таблица 2. Шесть основных приниципов кредитования (правила шести «Си »)
Характер (Character) |
Способность (Capacity) |
Денежные средства (Cash) |
Обеспечение (Collateral) |
Условия (Conditions) |
Контроль (Control) |
Кредитная история клиента Опыт других кредиторов, связанных с данным клиентом Цель кредита, опыт клиента в составлении прогнозов Кредитный рейтинг, наличие лиц, ставящих вторую подпись , или гарантов по испрашиваемому кредиту |
Подлинность клиента и гарантов Копия устава, решений и других документов о юридическом статусе заемщика Описание историй юридического статуса владельца; осуществляемые операции , продукция основные клиенты и поставщики заемщика |
Прибыль дивиденты и объем продаж в прошлом Достаточность планирования потолка наличности и наличие ликвидных резервов Сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость товаро-материальных запасов Структура капитала Контроль за расходами, показатели покрытия Динамика цен на акции, качество управления Содержание аудиторского заключения Последние изменения в бухгалтерском учете |
Право собственности на активы, их срок службы Вероятностьморального старения активов Их остаточная стоимость Степень специализации по активам Право ареста, долги и ограничение Обязательства по лизингу и закладные Страхование клинта , гарантии, относительные позиции банка как кредитора; судебные иски и положение с налогооблажением; возможные будующие потребности в финансировании |
Положение клиента в отрасли и ожидаемая доля на рынке Сопоставление деятельности клиента с результатами деятельности других фирм данной отрасли Конкурентоспособность продукции , чувствительность клиента и отрасли к смене стадий делового цикла и изменению технологии Условия на рынке рабочей силы Влияние инфляции на баланс фирмы и поток наличности клиента Долгосрочнные отраслевые прогнозы Правовые политические факторы, факторысвязанные с окружающей средой |
Соответствующие законы в банковской деятельности и правила относительно характера и качества кредитов Соответствующая документация для контролеров Подписанные документы о признании долгаи правильно составленные документы на выдачу кредита Соответствие кредитной заявки описанию кредитной политики банка Информация от сторонних лиц (экономистов, политических экспертов)относительно факторов влияющих на погашение кредита |
Информация о работе Анализ кредитной работы на примере Курского банка СБ РФ