Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:06, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование подходов к анализу кредитоспособности клиентов, в том числе на примере деятельности АКБ «Сити-банк» и ООО «Ультекс», построение методики анализа кредитоспособности заемщика, основывающейся на балансе между качеством и глубиной проработки вопроса, с одной стороны, и рациональными трудозатратами, с другой стороны, посредством выделения и оценки удельного веса объективных и субъективных факторов, что позволяет в конечном итоге определить класс кредитоспособности.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
• Обосновать понятие кредитоспособности и раскрыть его содержание;
• Определить информационную и законодательную базу обеспечения анализа кредитоспособности заемщика;
• Рассмотреть и проанализировать существующие методы и подходы к оценке кредитоспособности заемщика;
• Дать общую характеристику АКБ «Сити-банк», рассмотреть основные методы анализа кредитоспособности применяемые в АКБ «Сити-банк»;
Введение .................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы анализа кредитоспособности заемщика...................................................................................................................7
1.1. Понятие, содержание и задачи анализа кредитоспособности заемщика, его место в системе комплексного экономического анализа..............................7
1.2. Информационное и законодательное обеспечение анализа кредитоспособности заемщика............................................................................32
1.3. Международные и отечественные методы оценки финансового состояния заемщика.................................................................................................................44
Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика (на примере АКБ «Сити-банк» и ООО «Ультекс»)……..............................................................................63
2.1. Общая характеристика АКБ «Сити-банк»…………………………...........63
2.2. Методы анализа финансово-экономической деятельности предприятия на примере ООО «Ультекс»………………………………………………………..70
2.3. Определение класса кредитоспособности клиента и формирование резерва под возможные потери по ссудам……………………………………..84
Глава 3. Направления развития и совершенствования анализа кредитоспособности заемщика в России...........................................................88
3.1. Оценка кредитоспособности заемщика в контексте новых требований Базельского комитета по банковскому надзору.................................................88
3.2. Нейронная сеть как инструмент оценки кредитоспособности заемщика.94
Заключение…………………………………………………………………….107
Список литературы……………………………………………………………..110
Следующий этап — разработка подсистемы комплексной оценки кредитоспособности заемщика, схемы его проведения, которая представлена на рис. 4. Данный подход позволяет представить оценку кредитоспособности как целостную систему с логически связанными между собой элементами (модулями), направленными на достижение единой цели. Показатели каждого модуля характеризуют те или иные факторы, оказывающие влияние на обобщающие показатели оценки кредитоспособности заемщика.
В процессе анализа возможности
возврата кредита кредитор оказывается
перед объективной
Кредиторам необходимо учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится товар, производимый заемщиком, или товар, для выпуска которого предполагается получение кредита. От этих показателей зависит способность хозяйствующего субъекта развиваться в данной отрасли и направлять прибыль на погашение кредитных ресурсов. Спрос на продукцию организации в свою очередь влияет на портфель заказов, предопределяющий ее производственные мощности и их использование. Если спрос на продукцию падает, то уменьшается портфель заказов, следовательно, снижается объем производства, растет затратоемкость продукции, возникают убытки и организация может стать банкротом, не способным рассчитаться по своим обязательствам. Эластичность спроса на товары зависит от разных факторов: цены, дохода потребителей и т.д. Оценка кредитоспособности продукции связана с исследованием потребности покупателей и требовании рынка. Для того чтобы быть конкурентоспособным, товар должен иметь определенные параметры: технические, эстетические, нормативные, экономические. Оттого, насколько конкурентоспособный товар выпускает или собирается выпускать организация с помощью привлеченных кредитов, зависит успех кредитной сделки между банком и заемщиком.
Показатели производственного потенциала заемщика (модуль 2) оказывают прямое влияние на показатели его кредитоспособности. Лишь распределяясь между основными составляющими произведет венного потенциала, капитал начинает работать, превращаясь в основные фонды, нематериальные активы, оборотные активы и труд. Эти составляющие капитала могут быть проанализированы и оценены. Часть производственного потенциала может быть оценена в денежном выражении, а достоверно представить другую часть в такой форме просто невозможно. Эту вторую часть производственного потенциала, 6ез которого невозможно функционирование его первой части, составляет персонал хозяйствующего субъекта, уровень организации труда и производства, информационный и инновационный потенциал, роль которых хотелось бы отметить особо.
Инновационный потенциал организации включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и комплекс управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к появлению новых конкурентных преимуществ у заемщика. Готовность организации к инновациям, с одной стороны, делает ее привлекательной в глазах кредиторов, так как свидетельствует о том, что она стремится быть конкурентоспособной, может удовлетворять меняющиеся запросы потребителей, с другой стороны, требует тщательного анализа возможности предоставить ресурсы для решения этих задач.
В настоящее время на смену индустриальному обществу приходит информационное общество, основой которого являются информационные технологии. Информация — один из видов ресурсов, необходимых как для процесса принятия решений, так и для определения стратегических, тактических и оперативных задач. Значительную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей организации и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемая база и потенциал знаний, технических решений, практическое и своевременное использование которых обеспечивает организации высокий уровень конкурентоспособности, снижение затрат, более эффективное управление.
От наличия и эффективности использования всех перечисленных составляющих экономического потенциала во многом зависит привлекательность предполагаемого заемщика для кредитора при оценке его кредитоспособности.
В процессе комплексной оценки кредитоспособности заемщика кредитному аналитику следует обратить внимание на показатели, характеризующие структуру капитала заемщика (модуль 3). Необходимо оценить величину собственных и заемных средств, вкладываемых в реализацию кредитуемого проекта, оценить минимально допустимую долю вложения в проект собственных средств и в целом обосновать оптимальную структуру средств финансирования. В случае неудачи кредитуемого проекта заемщику для погашения кредита придется высвобождать средства из оборота, а это может привести к усилению кризисной ситуации. Оценивая величину собственного оборотного капитала, кредитный аналитик должен ответить на вопрос, какую величину «мобильных» ресурсов сможет направить организация на погашение долга.
Эффективность использования
капитала определяется его рентабельностью,
которая позволяет сделать
Финансовые результаты деятельности организации, характеризующиеся показателями полученной прибыли и уровнем рентабельности (модуль 4), позволяют аналитику сделать вывод об эффективности финансово-хозяйственной деятельности и прибыльности вложений средств в данную организацию. Для обеспечения эффективности деятельности необходима продуманная дивидендная политика организации, на основании которой (конечно же по решению собственников) распределяется чистая прибыль. Непродуманные действия и решения руководства организации, ее собственников могут привести к оттоку высококвалифицированных кадров, снижению производства и уменьшению привлекательности организации для кредиторов и т.д. Следовательно, оценка кредитоспособности заемщика находится в сильной зависимости от анализа и оценки использования прибыли и уровня налогообложения.
На стадии анализа организационно-управленческой базы хозяйствующего субъекта (модуль 5) важным моментом является изучение информации о составе собственников и их возможности влиять на политику организации. Состав акционеров (собственников) оценивается по результатам изучения устава и других учредительных документов, которые определяют состав собственников, организационно-правовую форму, направление деятельности, структуру управления. Значение такой информации заключается в том, что смена собственников организации-заемщика может привести к значительным изменениям в его деятельности и в некоторых случаях — к увеличению риска кредитования такого заемщика. В процессе оценки внутренней структуры группы взаимозависимых организаций (холдинга) и роли организации в этой структуре необходимо установить, является организация самостоятельным хозяйствующим субъектом, опирается в процессе своей деятельности на деятельность филиалов и созданных дочерних структур или состоит членом какого-то объединения (группы). Если организация не является самостоятельным хозяйствующим субъектом, изучаются взаимосвязи различных аффилированных компаний, информация о которых весьма существенна для принятия решения о кредитовании. Это необходимо для установления: истинного финансового состояния и перспектив развития как организации-заемщика, входящей в холдинг, так и холдинга в целом; согласованности между функциями, выполняемыми членами холдинга (так как кредит может брать одна организация холдинга, производством заниматься другая, сбытом и маркетингом — остальные). Рассчитаться по кредиту будет возможно только в случае завершения всего операционного цикла.
Для оценки менеджмента изучают структуру управления, роли в управленческой команде топ-менеджеров, а также деятельность менеджеров среднего звена, играющих важную роль в процессе работы организации. Цель такого анализа — оценка квалификации, навыков, моральных качеств менеджеров, их желания работать на благо организации, а также соответствия целей руководящей команды требованиям кредиторов. Руководство организации во многом определяет ее политику и успех деятельности в будущем. Оценка организационной структуры состоит в анализе распределения обязанностей между структурными подразделениями и менеджерами, наличия эффективных отработанных процедур взаимодействия внутри организации, четкости содержания должностных инструкций работников. Особое внимание уделяется существованию (формальному и фактическому) корпоративной культуры у организации-заемщика.
Оценка репутации организации и ее менеджмента (модуль 6) включает оценку кредитной истории, репутации организации в деловом мире и репутации менеджмента организации. Оценка кредитной истории организации проводится для получения информации о потенциальном заемщике с точки зрения его кредитной дисциплины и опыта работы с кредитными организациями в прошлом, т.е. по кредитам, которые были получены ранее. Основная цель оценки кредитной истории состоит в повышении надежности кредитных операций банка на основе анализа информации, отражающей своевременное исполнение заемщиком кредитных обязательств в прошлом.
Репутация организации в деловом мире складывается из оценки ее Деятельности со стороны партнеров и конкурентов, налоговых органов, средств массовой информации и других органов, работа которых может быть связана с деятельностью заемщика.
Репутация менеджеров оценивается с учетом опыта их работы, моральных качеств, личного финансового и семейного положения, наличия правонарушений в сфере учета или налогообложения, характера взаимоотношений руководимых ими структур с кредитором.
Анализ по этим направлениям также может повлиять на решение о предоставлении кредитных ресурсов.
В связи с тем что большая часть операций организации так или иначе связана с движением денежных средств, анализ объема, структуры и стабильности денежных потоков организации (модуль 7) является едва ли не самым важным моментом в процессе оценки кредитоспособности заемщика, поскольку позволяет кредитору сделать вывод о достаточности у потенциального заемщика денежных средств для выполнения своих обязательств, о его способности зарабатывать их в объеме, необходимом для погашения обязательств. Кредитного аналитика будет интересовать соотношение привлекаемых организацией на возвратной основе денежных средств и величины чистого денежного потока от операционной деятельности, так как кредитные ресурсы в общем случае должны возвращаться именно за счет этих средств. Кроме того, информация, получаемая при анализе объема, структуры и стабильности денежных потоков организации, может быть использована внутренними аналитиками самой организации, так как она позволит более эффективно управлять денежными потоками и, следовательно, снизить потребность в привлечении заемного капитала, рациональнее проводить инвестиционную политику организации.
Схемы анализа кредитных рисков и обеспечения по кредиту
На рисунках 5 и 6 представлены схемы проведения анализа кредитных рисков и обеспечения по кредиту.
Рис. 6. Подсистема анализа обеспечения по кредиту (рис. 2, блок 4 в системе КАКЗ).
1.2.
Информационное и
Одним из важнейших элементов методики анализа кредитоспособности заемщика является его информационная база. Особенность формирования и использования базы данных для анализа кредитоспособности заключается в том, что без нее невозможно реально и эффективно оценить степень риска будущих финансовых вложений кредитных ресурсов в тот или иной хозяйствующий субъект.
Используемая в анализе кредитоспособности информация должна обладать следующими основными характеристиками: полнота, достоверность, доступность и оперативность.
Ни один из источников информации не является в достаточной степени полным, так как лишь на основе комплексного изучения и оценки данных разных источников информации аналитик может делать обоснованные выводы о возможности предоставления кредитных ресурсов. Игнорирование тех или иных источников информации может сказаться на уровне риска кредитования в сторону его увеличения. К информации, получаемой от рейтинговых (информационных) агентств, из различного рода справочников и из Интернета, необходимо относиться с достаточной степенью осторожности, поскольку эта информация в большей степени справочная и никто персонально не несет ответственность за ее точность, но учитывать ее в ходе проведения анализа нужно в силу того, что она может свидетельствовать о неких тенденциях развития в том или ином направлении или предупреждать о существенных изменениях, которые могут повлиять на принимаемые кредитором решения.
Все источники информации должны быть доступны для кредитора в ходе проведения им анализа кредитоспособности клиента, так как на основе предоставляемой заемщиком бухгалтерской отчетности, учредительных документов, аудиторской информации, бизнес-планов кредитор делает свои выводы и принимает решения. Вместе с тем от того, насколько добросовестно относится заемщик к процессу формирования информационной базы, зависит степень доверия между ним и кредитором.