Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:31, курсовая работа
В системе целей, формируемых собственниками и руководителями любой коммерческой организации, задача генерирования прибыли без сомнения занимает центральное место. В общем случае, деятельность организации не обязательно прибыльна - вероятно, нет ни одной компании в мире, не имевшей в своей истории хотя бы кратковременных спадов, выражавшихся, в том числе, и более или менее значимыми убытками. Иными словами, характеризуя результативность деятельности коммерческой организации в отчетном периоде, правильнее говорить не о прибыли, а о финансовом результате. Тем не менее, очевидно, что убыточная деятельность в бизнесе не может иметь долгосрочный характер, поскольку убыток означает уменьшение инвестированного собственниками капитала, что, в конце концов, с неизбежностью приводит к ликвидации данного предприятия.
Введение ........................................................................................................4
Глава 1: Сущность, функции и виды прибыли
1.1. Теоретические подходы к определению прибыли ..........................................5
1.2.Функции прибыли ..................................................................................7
1.3. Виды прибыли ......................................................................................9
1.4. Факторы, влияющие на величину прибыли ......................................11
Вывод………………………………………………………………………15
Глава 2: Распределение, использование и планирование прибыли на предприятии
2.1. Распределение и использование прибыли ........................................ 16
2.2. Планирование прибыли на предприятии ...........................................19
Вывод……………………………………………………………………….24
Глава 3: Анализ прибыли предприятия ......................................26
Вывод………………………………………………………………………38
Заключение ...................................................................................................39
Проведем расчеты по предложенной схеме по данным рассматриваемого примера, если рост цен на продукцию в отчетном периоде составил 7,5%, а на сырье и материалы в среднем -6,6%, в этом случае имеем:
Выручка отчетного периода в действующих ценах:
Вф = Рф * gф = 2334 тыс. руб. Себестоимость отчетного периода в действующих ценах:
Сф = Зф * gф = 1862 тыс. руб.
Прибыль от продаж отчетного периода:
Пф = Вф - Сф = 2334 - 1862 = 472 тыс. руб. Выручка прошлого года в действующих ценах:
Вб = Рб * gб = 1736 тыс. руб.
Себестоимость прошлого года:
Сб = 3б*ёб=1392тыс.руб.
Прибыль от продаж:
Пб = Вб - Сб = 1736 - 1392 = 344 тыс. руб.
Выручка отчетного периода в сопоставимых ценах:
Вс - Вф/1р - 2334/1,075 = 2171 тыс. руб.
Себестоимость отчетного периода в сопоставимых ценах:
Сс = Сф -Лрс = 1862/1,066 = 1747 тыс. руб.
Общее изменение прибыли от продаж составило:
472 -344=128 тыс.руб.
в том числе за счет изменения: цен на продукцию:
~р = 2334 - 2171 = 163 тыс. руб.
объема реализации продукции (количества):
~g = 344 * (1747/1392 - 1) = 87,7 тыс. руб. структуры реализованной продукции:
~у = 344 * (2171/1736 - 1747/1392) = -1,5 тыс. руб. себестоимости:
~С = 1747 - 1862 = -115 тыс. руб.
себестоимости, вызванной структурными сдвигами в составе продукции:
~УС = 1392 * (2171/1736) - 1747 = -6,2 тыс. руб.
Совокупное влияние факторов:
163 + 87,7 - 1,5 - 115 - 6,2 = 128 тыс. руб.
Таким образом, повышение цен на продукцию и увеличение объемов продаж вызвали рост прибыли на 250,7 тыс. руб. (163 + 87,7 = 250,7), а такие факторы, как изменение структуры производства и реализации, повышение цен на сырье и материалы привели к снижению прибыли на
122,7 тыс. руб. (1,5 + 115 + 6,2 = 122,7). В результате в отчетном году прибыль от продаж возросла на 128 тыс. руб., или 37,2%.
Такой анализ позволяет установить причины изменения прибыли и предусмотреть меры эффективного использования вложений в производство и реализацию продукции на перспективу.
Эффективность хозяйственной деятельности организации определяется не только размером, но и уровнем прибыли, который, как отмечалось выше, показывает, какой размер прибыли приходится на 1 руб. выручки. Следовательно, чем выше уровень прибыли, тем эффективнее работает предприятие. При росте уровня прибыли предприятие получает так называемый «дополнительный эффект», а при снижении - «упускает выгоду».
В примере рентабельность продаж в отчетном году возросла на 0,40% (см. Приложение 3), а дополнительный эффект от этого роста составил:
Дэ = 0.40 * 2334 /100 = 9,3 тыс. руб.
В результате повышения уровня прибыли от продаж на 0,40% (0,4 коп. на 1 руб. выручки) предприятие дополнительно получило прибыль в сумме 9,3 тыс. руб.
Используя такой подход, можно рассчитать, какую прибыль организация дополнительно получило в результате повышения цен на продукцию.
Так, если бы в отчетном году не было изменения цен, рентабельность продаж должна была составить:
Рс = Пc/Вс = (Вс – Сc)/Вc = (2171-1747)/72171 = 19,53%.
Тогда наблюдалось бы снижение уровня прибыли на -0,29% (19,53% -19,82%), а организация получила бы с каждого рубля прибыль в размере 19,53 коп., или на 0,29 коп. меньше, чем в прошлом году, и в целом упустила бы выгоду в сумме 6,8 тыс. руб.:
0,29% * 2334 тыс. руб. = -6,8 тыс. руб.
Фактически уровень прибыли составил 20,22% (см. Приложение 3). Следовательно, за счет ценового фактора рентабельность продаж возросла на 0,69% (20,22% - 19,53%), что позволило получить дополнительный эффект в
сумме 16,1 тыс. руб. (0,69% * 2334 тыс. руб.). Совокупное влияние факторов составило: 16,10-6,8 = 9,3 тыс.руб.
Это еще раз подтверждает ранее сделанные выводы о том, что значительный прирост прибыли от основной деятельности организации обеспечен повышением цен.
Влияние факторов на изменение других видов прибыли чаще рассчитывается балансовым методом, т.е. по каждой статье отчета о прибылях и убытках просчитывается отклонением и с учетом характера влияния конкретной статьи на прибыль проводится факторный анализ.
Например, на прибыль до налогообложения влияют: выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы, проценты к получению, к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы.
В примере на прибыль до налогообложения повлияли:
рост выручки +118,5 тыс. руб.
снижение уровня себестоимости +66,1 тыс. руб.
снижение уровня коммерческих расходов +1,6 тыс. руб.
повышение уровня управленческих расходов -58,2 тыс. руб.
рост процентов к уплате -4,0 тыс. руб.
рост доходов от участия в других организациях +2,0 тыс. руб.
рост прочих операционных доходов +2,0 тыс. руб.
рост прочих операционных расходов -6,0 тыс. руб.
снижение внереализационных доходов -2,0 тыс. руб.
увеличение внереализационных расходов -3,0
тыс. руб.
Итого изменение прибыли
Аналогично просчитывается влияние изменения других статей отчета на чистую прибыль.
Предложенный подход позволяет определить факторы, положительно и отрицательно повлиявшие на прибыль, установить причины ее отрицательного изменения и разработать конкретные меры по их устранению и обеспечению повышения доходности организации.
Вывод
Цель анализа прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:
Процесс управления прибылью включает в себя осуществление ряда функций, таких как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом, результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью. В ходе анализа разрабатывается несколько вариантов принятия решения, на основе которых принимается решение, оптимальное для предприятия в данной ситуации.
Заключение.
Прибыль является основным результатом и основной целью деятельности любого предприятия, а значит, предприятия должны прилагать все возможные, в рамках профессиональной и деловой этики, усилия для ее получения. Но при стремлении получить максимальную прибыль предприятие должно заботиться о благополучии своих работников, не должны быть, например, в целях снижения себестоимости, снижены ставки по оплате труда. Другим важным фактом является то, что предприятия не должны неоправданно высоко поднимать цены на свою продукцию (работы, услуги), так как это, в свою очередь, может привести к росту инфляции и всем, вытекающим из этого последствиям.
С целью совершенствования экономического механизма управления прибылью предлагается разработать мероприятия обеспечивающие:
1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных для рынка изделий.
2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.
3. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
4. Снижение непроизводственных расходов и потерь.
5. Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.
6. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для решения задач анализа прибыли.
Совершить перенос акцентов в управлении прибылью на управление
доходом предприятия.
Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибылью на предприятии.
Приложение 1: Образование и распределение валовой прибыли
Приложение 2: Доходы и расходы за период
Показатели (ф.М2) |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение показателей | ||||
| сумма |
в % к общей сумме доходов |
сумма |
в % к общей сумме доходов |
по сумме |
в % к общей сумме доходов |
в дина-мике |
Доходы Выручка |
1736 |
98,58 |
2334 |
98,86 |
598 |
+0,28 |
34,45 |
Доходы от участия в других организациях |
10
|
0,57
|
12
|
0,51
|
2
|
-0,06
|
20,00
|
Прочие операционные доходы |
4
|
0,23
|
6
|
0,25
|
2
|
+0,02
|
50,00
|
Внереализационные доходы |
11 |
0,62 |
9 |
0,38 |
-2 |
-0,24 |
-18,18 |
Отложенные налоговые обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого доходов Расходы |
1761 |
100,0 |
2361 |
100,0 |
600 |
- |
34,07 |
Себестоимость товаров продукции, работ, услуг |
1086 |
62,99 |
1394 |
60,21 |
308 |
-2,78 |
28,36 |
Коммерческие расходы |
80 |
4,64 |
106 |
4,58 |
26 |
-0,06 |
32,50 |
Управленческие расходы |
226 |
13,11 |
362 |
15,64 |
136 |
2,53 |
60,18 |
Расходы от основной деятельности |
1392 |
80,74 |
1862 |
80,43 |
470 |
-0,31 |
33,76 |
Проценты к уплате |
2 |
0,12 |
6 |
0,26 |
4 |
+0,14 |
200,0 |
Прочие операционные расходы |
7 |
0,41 |
13 |
0,56 |
6 |
+0,15 |
85,71 |
Внереализационные расходы |
6 |
0,35 |
9 |
0,39 |
3 |
+0,04 |
50,0 |
Текущий налог на прибыль |
85 |
4,93 |
113 |
4,88 |
28 |
-0,05 |
8 |
Отложенные налоговые активы |
232 |
13,45 |
312 |
13,48 |
80 |
+0,03 |
34,48 |
Итого расходов |
1724 |
100,0000000000000000 |
2315 |
100,0 |
591 |
- |
34,28 |
Превышение доходов над расходами |
37 |
|
46 |
|
+9 |
|
24,32 |
Приложение 3: Данные для анализа прибыли
Показатели (ф. №2) |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение показателей | ||||
| сумма |
в%к выручке |
сумма |
в%к выручке |
по сумме |
в%к выручке |
в дина-мике |
1. Выручка |
1736 |
100,0 |
2334 |
100,0 |
598 |
- |
34,45 |
2. Себестоимость |
1086 |
62,55 |
1394 |
59,73 |
308 |
-2,82 |
28,38 |
3. Коммерческие расходы |
80 |
4,61 |
106 |
4,54 |
26 |
-0,07 |
32,50 |
4. Управленческие расходы |
226 |
13,02 |
362 |
15,51 |
136 |
+2,49 |
60,18 |
Прибыль от продаж |
344 |
19,82 |
472 |
20,22 |
128 |
0,40 |
37,21 |
Проценты к получению |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
2 |
|
6 |
|
+4 |
|
200,0 |
Доходы от участия в других организациях |
10
|
|
12
|
|
+2
|
|
20,00
|
Прочие операционные доходы |
4
|
|
6
|
|
+2
|
|
50,00
|
Прочие операционные расходы |
7
|
|
13
|
|
+6
|
|
85,71
|
Внереализационные доходы |
11
|
|
9
|
|
-2
|
|
-18,18
|
Внереализационные расходы |
6
|
|
9
|
|
+3
|
|
50,00
|
Прибыль до нало- гообложения |
354 |
20,39 |
471 |
20,18 |
117 |
-0,21 |
33,05 |
Отложенные налоговые активы |
232
|
13,36
|
312
|
13,37
|
80
|
+0,01
|
34,48
|
Отложенные налоговые пассивы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Текущий налог на прибыль |
85 |
4,90 |
113 |
4,84 |
28 |
-0,06 |
32,94 |
Чистая прибыль |
37,0 |
2,13 |
46,0 |
1,97 |
9 |
-0,16 |
23,52 |