Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение и анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара) с дальнейшим определением основных направлений совершенствования в данной сфере.
Объект исследования – занятость населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы финансов и их роли в проблеме занятости
населения………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность и понятие занятости населения…………………………...........6
1.2 Проблемы занятости и регулирования безработицы……………………10
1.3 Методы государственного регулирования занятости населения в
России………………………………………………………………………15
2 Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на
примере г. Краснодара)………………………………………………………..22
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в г. Краснодаре……………...22
2.2 Анализ государственного финансирования мероприятий по
обеспечению занятости населения в г. Краснодаре……………………..29
2.3 Оценка эффективности финансовых методов регулирования занятости
населения в г. Краснодаре………………………………………………...34
3 Пути совершенствования системы финансов как способа решения
занятости населения…………………………………………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 87.91 Кб (Скачать файл)

Разница между структурной  и  фрикционной  безработицей  весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у  “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без  переподготовки. Фрикционная  безработица  носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная  и поэтому считается более серьезной проблемой.

Институциональная  безработица  возникает, когда сама организация  рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных  рабочих местах. Уровень  безработицы  был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении  действует завышенное пособие по  безработице  или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность  безработицы  т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическую безработицу  вызывает спад производства во время  промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда  совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,  занятость  сокращается, а  безработица растет. По этой причине  циклическую  безработицу  иногда называют безработицей, связанной с  дефицитом спроса. С переходом  к оживлению  и  подъему число  безработных обычно становится меньше.

Добровольная безработица  вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые  по своему психическому складу или  по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.

Таким образом,  безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В тоже время понятие “полная занятость ” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и  структурную  безработицу  совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости  равен сумме уровней фрикционной  и  структурной  безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной  занятости  достигается в том случае, когда циклическая  безработица  равна нулю. Уровень безработицы при полной  занятости  называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественной  безработицей  считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы  и  институциональными изменениями.

Сегодняшняя информация о  масштабах безработицы, предоставляемая  Госкомстатом, занижает подлинный уровень  безработицы  приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу  и  без того нестабильной экономике  России [10].

Анализ причин безработицы  дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в  труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века) “Опыт о  законе народонаселения”. Мальтус  заметил, что  безработицу  вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения  превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в  том, что она не может объяснить  возникновение  безработицы  в  высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.

В настоящее время действенная политика регулирования занятости и безработицы должна иметь предупреждающий характер  и  включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост  безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше.

Ниже перечислены наиболее важные меры такого рода.

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий  день, неполную рабочую неделю  и  т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников [7].

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно  нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие  занятость  по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно  занятым на производстве.

Снижение фактического предложения  рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих  мест, не ориентированных на получение  прибыли, а связанных с работой  в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды  и  т.д.

Переход к созданию системы  социального партнерства, в том  числе создание механизма выработки  трехсторонних соглашений (работодатели – профсоюзы – государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату,  и направлять его на субсидирование  занятости.

Расширение занятости  в будущем зависит и от иностранных  инвестиций. В целом инвестиции в  реконструкцию и технологическое  переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Решение  проблемы  "очаговой"  безработицы  в регионах, где в  городе находится 1-2 предприятия, будет  осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных  изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим  потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация в настоящее время будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с  безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует  гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий  и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

За последние годы безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль  безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена [11].

В мире накоплен большой  теоретический и практический опыт по  регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном  подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди  реального развития рынка труда  и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Парадоксально, но до сих  пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по актуальной  проблеме регулирования безработицы населения. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности российских властных структур  и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.

Таким образом, проблемами занятости  и регулирования безработицы  являются предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества; переход к созданию системы социального партнерства; снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста; бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях; перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю  и  т.п.

 

1.3 Методы государственного  регулирования занятости населения  в России

 

Проблема  государственного   регулирования   занятости   населения  и снижения безработицы  – одна из самых насущных в экономике России. Это подтверждено реализацией масштабных  государственных  антикризисных программ в сфере труда и  занятости, а также проведением Президентом РФ Д.А. Медведевым совещания по проблемам  занятости   населения  4 февраля 2011 г., которое положило начало серии встреч и заседаний, посвящённых вопросам  регулирования  рынка труда, основной целью которых является публичное обсуждение  государственной  политики занятости населения.

Механизм  государственного  регулирования занятости и рынка  труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов [9]:

  1. экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
  2. организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы,  государственной  системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
  3. административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство,  регулирование  периода трудовой жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.

Законодательные меры должны предусматривать такие ограничения  социального расслоения общества, особенно в переходный период. При этом важно  обеспечить оптимальное сочетание  в государственном   регулировании  косвенного и прямого влияния.

Меры косвенного влияния  направлены на изменение условий  хозяйствования, предполагают использование  макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия  регулирования  спроса на труд.

Меры прямого, непосредственного  влияния осуществляются посредством  государственных  программ, направленных на отдельные, специфические точки  рынка труда, т.е. имеют селективную  направленность, воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры государственной  политики могут быть дифференцированы также следующим образом [12]:

  • пассивная политика  занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости;
  • активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.

Одним из наиболее важных путей  воздействия на состояние занятости  является всестороннее развитие масштабов  переподготовки высвобождаемой рабочей  силы, соответствующей структуре  высвобождаемых рабочих мест. Стратегия  эффективной  занятости  должна строиться  не только и не столько на превентивных мерах по сдерживанию социально-опасного уровня безработицы, сколько на проведении активной политики на рынке труда. В  числе этих мер – повышение профессионально-квалификационного уровня рабочей силы, стимулирование трудовой и предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Немаловажную роль играет также эффективная оплата труда, стимулирующая трудовую мотивацию. В связи с этим  регулирование   занятости требует немалых затрат.

В развитых странах Запада  государственные  расходы на программы  обеспечения  занятости  составляют заметную долю ВВП (2,0 - 5,5% ВВП). При этом значительное место в инструментарии  государственной  политики занимают меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой безработицы [10].

Следовательно, при разработке программ  занятости  важно обосновать соотношение активного и пассивного регулирования, т.е. не просто выделить средства, но и правильно (кому и  как) отдать деньги.

Зарубежный опыт, особенно Швеции, показывает, что проведение активной политики  занятости, препятствующей массовому выходу людей на открытый рынок труда, не только означает лучшую социальную защищенность в сфере  труда при экономии бюджетных  средств. Существует также явная  ее корреляция с уровнем безработицы  – там выше ее уровень, где больше в соотношении затрат доля их на пассивную политику (пособия по безработице, стимулирование ухода на пенсию и т.п.).

Россия  проводила в  основном пассивную  государственную  политику  занятости.

Конкретными методами перспективных  прогнозных обоснований  занятости  и рынка труда являются следующие.

Программно-целевой метод. Среди современных преимущественно  отраслевых методов, используемых при осуществлении государственной политики в сфере занятости существенную роль играет программно-целевой метод, позволяющий объединить в единый комплекс средства и ресурсы финансового, материального, организационного и иного рода для «точечного» решения актуальных задач данной сферы Государственная политика и управление.

Информация о работе Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара)