Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:03, курсовая работа
Цель исследования – изучение и анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара) с дальнейшим определением основных направлений совершенствования в данной сфере.
Объект исследования – занятость населения.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы финансов и их роли в проблеме занятости
населения………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность и понятие занятости населения…………………………...........6
1.2 Проблемы занятости и регулирования безработицы……………………10
1.3 Методы государственного регулирования занятости населения в
России………………………………………………………………………15
2 Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на
примере г. Краснодара)………………………………………………………..22
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в г. Краснодаре……………...22
2.2 Анализ государственного финансирования мероприятий по
обеспечению занятости населения в г. Краснодаре……………………..29
2.3 Оценка эффективности финансовых методов регулирования занятости
населения в г. Краснодаре………………………………………………...34
3 Пути совершенствования системы финансов как способа решения
занятости населения…………………………………………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47
2.3 Оценка эффективности финансовых методов регулирования занятости населения в г. Краснодаре
Как уже отмечалось выше, механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные), по источнику финансирования.
Методы проведения политики
занятости могут быть как прямые
(законодательное
Для проведения единой государственной политики занятости и регулирования рынка труда в МО г. Краснодар была создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем.
К основным функциям службы занятости населения можно отнести:
Служба занятости
Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.
Расходы службы занятости г. Краснодара условно можно сгруппировать по четырем направлениям:
Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:
Информация регистрируемой
безработицы оформляется в
Необходимо обратить внимание
на следующий аспект государственного
регулирования занятости и
К эффективной отдаче от
использования человеческого
Эффективность системы
мер государственного
Определение эффективной занятости вполне приемлемо, оно предполагает всестороннее развитие человека. Однако, используя такое широкое определение, невозможно измерить эффективную занятость с помощью одного показателя, но вполне можно дать количественную характеристику через систему показателей.
Первым показателем в этой системе можно назвать уровень занятости населения профессиональным трудом. Коэффициент занятости населения профессиональным трудом можно определить как частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения (в процентах). Этот коэффициент показывает зависимость занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения. Этот коэффициент дает одну из характеристик благосостояния общества.
Второй показатель – уровень
занятости трудоспособного населения
в общественном хозяйстве. Этот показатель
тесно связан с динамикой трудоспособного
населения в зависимости от изменения
демографических и социально-
Третий показатель – это
пропорции распределения
Четвертый показатель – рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель нередко называют рациональной занятостью. Он имеет самостоятельное значение. Рациональная занятость представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. При неудовлетворительном распределении рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают противоречия, потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить значительные «стыковочные» потери и иметь дополнительный результат, т.е. рационально использовать рабочую силу. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости.
В условиях перехода от централизованной системы к рыночной, когда государство уже перестало управлять экономикой, а рыночный механизм еще не заработал, потери от нерационального распределения трудовых ресурсов особенно велики. Это наглядно видно по значительному сокращению занятости в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс и, прежде всего, по отрасли «Наука и научное обслуживание».
Среди занятых по секторам
экономики больше работающих было в
сфере материального
Пятый показатель связан с
оптимизацией профессионально-
Следовательно, получить более или менее точное представление об эффективной занятости можно, только используя систему показателей (таблица 4).
Таблица 4 – Оценка эффективности финансовых методов регулирования занятости населения г. Краснодара за 2008-2010 г.г.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Абсолютное отклонение, +,- |
Коэффициент занятости населения профессиональ-ным трудом |
38,7 |
41,6 |
44,3 |
5,6 |
Уровень занятости трудо-способного населения в общественном хозяйстве |
21,9 |
23,1 |
25,6 |
3,7 |
Коэффициент занятости учебой |
28,4 |
33,6 |
38,9 |
10,5 |
Коэффициент занятости другими видами деятельности |
27,9 |
28,6 |
30,5 |
2,6 |
Пропорции распределения трудовых ресурсов по сферам деятельности |
1,02 |
1,17 |
1,27 |
0,25 |
Уровень рациональной занятости |
20,1 |
21,7 |
22,3 |
2,2 |
Профессионально- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
Как видно из приведенных
результатов анализа, применяемые
финансовые методы регулирования занятости
населения в г. Краснодаре за последние
три года, оказались довольно высоко эффективными,
так как практически все показатели эффективности
являются довольно высокими и имеют дальнейшую
тенденцию к росту. Динамику не выявил
лишь показатель профессионально-
3 Пути совершенствования системы финансов как способа решения занятости населения
Основным направлением совершенствования системы финансов как способа решения вопросов занятости населения г. Краснодара явилось утверждение долгосрочной краевой целевой программы «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011-2013 годы». Данная программа предусматривает решения следующих целей и задач:
Общая потребность в финансовых
ресурсах для реализации программных
мероприятий оценивается в
На мероприятия по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан для трудоустройства в организации, осуществляющие подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, в целях создания собственного дела предусмотрено 6750,0 тысячи рублей, на выплату стипендии безработным гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации – 2850,0 тысячи рублей, на организацию в приоритетном порядке временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, и других несовершеннолетних граждан, находящихся в социально опасном положении), с выплатой материальной поддержки за счет средств краевого бюджета на период участия во временных работах – 15000,0 тысячи рублей; средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства субвенций из федерального бюджета, - 2240846,3 тысячи рублей, в том числе: в 2011 году - 975617,8 тысячи рублей, в 2012 году – 573929,2 тысячи рублей, в 2013 году – 691299,3 тысячи рублей, из них: на мероприятия по содействию занятости населения – 325248,3 тысячи рублей, в том числе: в 2011 году – 128250,1 тысячи рублей, в 2012 году – 98906,6 тысячи рублей, в 2013 году – 98091,6 тысячи рублей; на социальную поддержку безработных граждан – 1915598,0 тысячи рублей, в том числе: в 2011 году – 847367,7 тысячи рублей, в 2012 году – 475022,6 тысячи рублей, в 2013 году – 593207,7 тысячи рублей.