Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение и анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара) с дальнейшим определением основных направлений совершенствования в данной сфере.
Объект исследования – занятость населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы финансов и их роли в проблеме занятости
населения………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность и понятие занятости населения…………………………...........6
1.2 Проблемы занятости и регулирования безработицы……………………10
1.3 Методы государственного регулирования занятости населения в
России………………………………………………………………………15
2 Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на
примере г. Краснодара)………………………………………………………..22
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в г. Краснодаре……………...22
2.2 Анализ государственного финансирования мероприятий по
обеспечению занятости населения в г. Краснодаре……………………..29
2.3 Оценка эффективности финансовых методов регулирования занятости
населения в г. Краснодаре………………………………………………...34
3 Пути совершенствования системы финансов как способа решения
занятости населения…………………………………………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 87.91 Кб (Скачать файл)

Его функции в условиях отсутствия директивного  государственного  плана меняются. Программный подход становится все более всеобъемлющим. Программы занятости как механизм реализации  государственной политики разрабатываются и реализуются на разных уровнях. Кроме федеральных программ, особую актуальность приобретает разработка региональных программ  занятости и рынка труда, программ  занятости разных демографических групп населения (молодежь, женщины и т.п.), профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки.

Региональные программы  необходимы, прежде всего, для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения  государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости  населения, а также ее территориальной мобильности.

Отраслевые программы  поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная отрасль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.

В современной России этот метод находит весьма широкое  применение. Среди самых крупных реализуемых сегодня программ в сфере  занятости  - Программа антикризисных мер Правительства РФ в сфере труда и занятости населения, региональные антикризисные программы содействия  занятости, региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, программа содействия самозанятости для безработных.

Особую актуальность приобретают  увязка региональных программ развития с общегосударственными целями, способы  финансирования программ различного уровня. Это закреплено в принятом в июле 1995 г. Федеральном законе «О  государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [8].

Нормативный метод. Он применяется  для обоснования потребности  в рабочей силе в сфере услуг. В рыночной экономике особенно необходимо обоснование социальных нормативов. К таким нормативам относятся  допустимый уровень безработицы, минимальные  социальные нормативы, обеспечивающие социальную защищенность, минимальные  стандарты уровня жизни и социального  развития.

Балансовый метод. Сводный  баланс трудовых ресурсов характеризует  наиболее общие пропорции в соотношении  трудовых ресурсов и их распределении.

Важным балансом, который  дополняет сводный баланс трудовых ресурсов, но вместе с тем и позволяет  отразить другие аспекты сбалансированности, является баланс рабочих мест. Его  назначение - согласовать на уровне территориальной организации хозяйства  инвестиционные программы предприятий  всех форм собственности с трудовыми  ресурсами региона. Он показывает степень  сбалансированности рабочих мест и  работающих, численность персонала, требующегося для укомплектования  рабочих мест с нормативным коэффициентом  сменности, размер высвобождения рабочей  силы. На его основе и используя  показатель стоимости рабочего места, можно прогнозировать объем капитальных  вложений и его воспроизводственную  структуру (на создание новых рабочих  мест, реконструкцию и техническое  совершенствование рабочих мест и т.п.). Без капитальных вложений нельзя обеспечить необходимые соотношения  между производительностью труда  и фондовооруженностью. Поэтому так важно проводить объективное соизмерение допустимого роста капитальных вложений для достижения прогнозируемых темпов роста производительности труда. Баланс рабочих мест должен стать основным инструментом прогноза численности и структуры занятости на региональном уровне и согласования его с потребными инвестициями.

Как известно, любое регулирование, в том числе и занятости и снижения безработицы, может быть административным или экономическим. Граница между этими методами регулирования лежит по линии степени вмешательства в рыночный механизм. Административные методы  предполагают прямое вмешательство в функционирование рынка труда, иногда даже с нарушением рыночного механизма. Экономические методы регулирования – окольные, рекомендательные, стимулирующие, а не приказные.

В последние годы в  государственной  политике начинают применяться менеджериальные методы, методы по технологиям РR. К последним можно отнести практику так называемого «социального трипартизма» или социального партнёрства, т.е. генеральных соглашений между правительством, работодателями и профсоюзами как выразителями социально-трудовых интересов наемных работников, об условиях оплаты, охраны и стимулирования труда, а также по многим другим вопросам. Их отличительной особенностью является подробное изложение в специальных разделах основных целей, принципов и методов  согласованной деятельности в области государственной  политики в сфере  занятости.

Социальное партнерство  профсоюзов, предпринимателей и государства  на рынке труда интересно уже  тем, что оно предусматривает  активное использование коллективно-договорного  механизма в целях  регулирования  оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок.

Таким образом, ключевые направления  государственного   регулирования   занятости  следующие: установление системы свободного выбора труда; законодательное  регулирование  рынка труда и  трудовых отношений; установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости; содействие созданию рабочих мест и  обеспечению занятости социально  уязвимых групп  населения; выплата  государственных пособий по безработице;  государственное  участие в организации  системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров. Механизм государственного регулирования занятости  и рынка труда, включает три группы методов: экономические методы, организационные методы, административно-законодательные методы. Конкретными методами  перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие: программно-целевой  метод, нормативный метод, балансовый  метод, социальная партнёрство.

2 Анализ роли  финансов в решении проблемы  занятости населения (на примере  г. Краснодара)

2.1 Анализ уровня  занятости и безработицы в  г. Краснодаре

 

Главная задача социальной политики, проводимой  в  г.  Краснодаре, состоит в одновременном обеспечении экономического и социального прогресса, что предполагает стремление к полной занятости и  формирование гибкой государственной системы социальной поддержки населения.

В Краснодаре сохраняется  тенденция ежегодного увеличения занятости  населения города. Численность трудовых ресурсов города составляет порядка 549 тысяч человек в оценке 2010 года.

 В городе Краснодаре  свыше одной тысячи крупных  и средних предприятий, более  21,5 тысячи малых предприятий и  44,5 тысячи индивидуальных предпринимателей.

 Всеми видами экономической  деятельности занято 437,2 тысячи человек,  что составляет порядка 80 процентов  трудовых ресурсов и около  90 процентов экономически активного  населения.

 На протяжении ряда  лет (2003-2008 годы) наблюдалась тенденция  ежегодного снижения численности  населения в трудоспособном возрасте: за 5 лет численность снизилась на 2%. С 2009 года этот показатель стабилизировался. Численность же населения, занятого в экономике города, выросла с 404,2 тысячи человек в 2005 году до 437,2 тысячи человек в оценке 2010 года, или на 8,2%. Объясняется это тем, что основными источниками формирования трудовых ресурсов в 2004-2008 годах являлись: молодежь, достигшая трудоспособного возраста, граждане РФ и других государств СНГ, прибывшие на постоянное место жительства в Краснодар в результате миграционных процессов, неработающие лица в трудоспособном возрасте, а также граждане пенсионного возраста. Всего же в экономике занято 55,4% населения города. По обеспечению занятости трудоспособного населения за кубанской столицей сохраняется лидерство на Юге России.

Важной особенностью структуры  занятости в Краснодаре является повышенная доля занятых в третичном секторе (доля занятых в торговле составляет порядка 23%, что больше, чем в промышленности). При этом, на протяжении ряда лет доля и численность занятых в третичном секторе стабильно растет, в то время как занятость в промышленности и сельском хозяйстве сокращается. Связано это, в первую очередь, с изменениями в экономике региона, а также с переориентацией населения на умственную работу, либо на работу, не связанную с большими физическими нагрузками (как в промышленности и сельском хозяйстве).

Крупнейшими предприятиями  кубанской столицы по численности  занятых признаны: Краснодарское отделение СКЖД - здесь работают почти 18 тысяч железнодорожников; МУП «КТТУ» - 3,5 тысячи человек; ОАО «Международный аэропорт Краснодар»  - с численностью сотрудников более одной тысячи человек; ЗАО «Александрия» - 1,3 тысячи швей и модельеров; ЗАО ПКФ «Кубаньфарфор», мясокомбинат «Краснодарский», ОАО «Филипп Моррис Кубань» - на каждом из этих предприятий работают около тысячи сотрудников; ОАО «Сатурн», «275 Авиационный ремонтный завод», ОАО «Компрессорный завод» - в среднем на предприятиях трудится около тысячи инженеров, токарей и фрезеровщиков; ЗАО «ОБД» - более тысячи строителей, монтажников и штукатуров; ЗАО «Тандер» - в его сети работают 5 тысяч краснодарцев.

Распределение численности  работающего населения по видам  экономической деятельности представлено на рисунке 1.

По уровню необеспеченной потребности в работниках в городе выделяются отрасли с преобладанием  бюджетных организаций (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение) и промышленность.

 На начало 2011 года численность  пенсионеров в Краснодаре составляет  около 217 тысяч человек, за год  она увеличилась на 4 процента. На 1000 человек населения города приходится 274 пенсионера.

 С каждым годом увеличивается  численность работающих пенсионеров.  С 2006 по 2010 год их доля в общей  численности пенсионеров увеличилась  с 26,8% до 35% и составила почти 76 тысяч человек. Численность граждан пенсионного возраста в городе с 2006 по 2010 год увеличилась на 7,7%. При этом, численность работающих пенсионеров в этот же период ежегодно росла и за 5 лет увеличилась на 40 процентов.

 

 

Рисунок 1 – Распределение численности работающего населения по МО г. Краснодар по видам экономической деятельности

 

Рост численности занятых  в экономике привел к снижению нагрузки пенсионной системы города: в 2010 году на 100 пенсионеров приходилось 202 человека, занятых в экономике, против 204 – в 2006 году.

В 2010 году уровень регистрируемой безработицы составил 0,3% (в 2009 году – 0,4%), что является одним из самых низких показателей в России.

В ГУ КК «Центр занятости  населения города Краснодара» в 2010 году за предоставлением услуг  обратилось 115,4 тысячи граждан, из них  за содействием в поиске подходящей работы – 31,7 тысячи человек, или 27,4%, и 2,2 тысячи работодателей.

В январе 2010 г. в организациях работали 1083,1 тыс. человек штатных  работников. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового  характера для работы в этих организациях привлекалось еще 48,4 тыс. человек.

Число замещенных рабочих  мест в организациях г. Краснодара в 2010 г. представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Число замещенных рабочих мест в организациях г. Краснодара

Показатель

Январь 2010 г.

Темы роста, %

к декабрю 2009 г.

к январю 2009 г.

Всего замещенных рабочих  мест (работников), в том числе:

1131,5

99,1

99,0

рабочих списочного состава (без внешних совместителей)

1083,1

99,6

99,0

внешних совместителей

27,6

98,8

92,1

работников, выполнявших  работы по договорам гражданско-правового  характера

20,8

79,0

106,6


 

Как видно из таблицы, число  замещенных рабочих мест на предприятиях МО г. Краснодар в 2010 г. составило 1131,5, что по отношению к 2009 г. на 1% меньше и обусловлено, в первую очередь, численностью списочного состава.

Динамика численности  не занятых трудовой деятельностью  граждан г. Краснодара, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на конец месяца представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости г. Краснодара на конец месяца

Показатель

Численность незанятых граждан, тыс. чел.

Из них имеют статус безработных

тыс. чел.

в % к

соответств. месяцу предыдущ. года

предыдущему месяцу

2009 г.

январь

41,5

25,9

140,9

114,2

февраль

47,2

30,3

164,0

117,1

март

49,4

31,5

177,7

103,8

2010 г.

январь

43,2

29,7

114,6

105,5

Информация о работе Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара)