Анализ слияний и поглощений российских и зарубежных компаний в сфере электроэнергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 06:40, магистерская работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть теоретически научно-методические подходы, а также сделать практическое исследование, изучив функционирование рынка слияний и поглощений в отрасли. В соответствии с целью были мной были поставлены следующие задачи: - проанализировать тенденции рынка слияний и поглощений, обознача, в первую очередь, понятие и роль слияний и поглощений на международном рынке, а затем и на российском рынке; - сделать анализ слияний и поглощений российских компаний в сфере электроэнергетики; для этого я расскажу об особенностях процессов слияний и поглощений в сфере электроэнергетики и сделаю обзор сделок слияния и поглощения в рассматриваемой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ КОМПАНИЙ...........................................................................................................5
1.1 Понятие и роль слияний и поглощений на международном рынке............5
1.2 Слияния и поглощения на российском рынке.............................................13

2. АНАЛИЗ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ..........................................21 2.1 Особенности процесса слияния и поглощения в сфере электроэнергетики................................................................................................21 2.2 Обзор сделок слияния и поглощения в сфере электроэнергетики............36

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ...41
3.1 Перспективы развития мирового рынка слияний и поглощений..............41
3.2 Пути развития рынка слияний и поглощений в сфере электроэнергетики................................................................................................43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................57

Файлы: 1 файл

Большунова ВКР.docx

— 377.00 Кб (Скачать файл)

Важно отметить и такой  аспект, как дефицит долгосрочных финансовых ресурсов, который попросту сдерживает отечественные инвестиции в энергетику. По статистике примерный срок окупаемости масштабных энергетических проектов составляет от 5 до 30 лет. Он зависит от различных факторов, например, финансовых возможностей рынка продаж электрической и тепловой энергии и мощности оборудования. На российском финансовом рынке происходит кредитование, в первую очередь, текущих обязательств энергетических компаний. Это связано с тем, что максимальный период кредитования большинства российских коммерческих банков обычно меньше при высоких процентных ставках. Но несмотря на достаточный объем кредитных ресурсов для финансовой поддержки проекта, российские коммерческие банки не способны помочь с кредитными ресурсами капиталоемким проектам в энергетической отрасли. Основной причиной этому являются существующие нормативы Банка России - максимальный риск на одного заемщика или группу связанных заемщиков, но на самом деле в практике банки нередко нарушают этот норматив.

Энергетика для России является приоритетным направлением для развития экономики. Стабильная, а порой и опережающая модернизация в сфере электроэнергетики необходима для устойчивого экономического развития всей страны. Государство и большинство предприятий энергетического комплекса ставят перед собой цель модернизации энергетического оборудования и технического перевооружения в отрасли и, следственно, определения разумных источников финансирования инвестиционных проектов.

Так как активность части фондов отечественного энергетического комплекса значительно уменьшилась, многие энергетические объекты привели к накоплению большого долга, пытаясь обновиться как физически, так и морально. Энергетическая политика, разработанная нашим государством в период до 2020 года, планирует ввести в эксплуатацию порядка 150 млн. кВт новых энергетических мощностей, обладающих огромным общим объемом инвестиций в электроэнергетику, измеряемым в трлн. рублей. Энергетическое оборудование программы реструктуризации энергетического комплекса устаревало и на фоне этого, главной задачей было обособление энергогенерирующих предприятий и перевод их на рыночные отношения. При этом в ходе реформы сетевые компании, не имеющие возможности конкурировать между собой по различным техническим причинам, как материальный стимул получили предложение в виде системы, которая помогала получить средства и для поддержания сетей в рабочем состоянии, и для их развития за счет выручки от реализации электроэнергии, в то время как генерирующим компаниям предложили рыночную систему, реализовывающую электроэнергию и мощности, помимо этого, им были предоставлены гарантии возврата инвестиций через систему договоров на предоставление мощности. Разработчики рассматриваемом программы предполагали появление частного инвестора после приватизации основной части генерирующих мощностей и либерализации рынка, а рыночная конкуренция должна была привести к постепенному снижению цены на электрическую энергию. Несмотря на эти прогнозы, инвестиционный бум не случился, наоборот, производство электроэнергии, а также надежность энергообеспечения начала снижаться, а цены на электроэнергию расти. Из-за вывода из эксплуатации отработавших ресурсных объектов энергетического комплекса, не имеющих адекватной замены, дефицита выработки электроэнергии сильно вырос, что непременно сказалось и на надежности энергообеспечения потребителей. Производители энергии не могут не реагировать на сложившуюся дефицитную ситуацию и стремятся увеличить свою прибыль и, пользуясь своим монопольным положением, увеличивают цену на электроэнергию. Однако, пытаясь защитить свою экономику и снять социальное напряжение, государство устанавливает специальные тарифы, чтобы сдерживать эскалацию цен, а это имеет негативный эффект на инвестиционный потенциал в энергетической отрасли.

Хотя с 2012 года примерно 80% всего электричества в нашей стране должно реализовываться по рыночным ценам, то есть формально российский рынок электроэнергетики уже стал, сдерживание роста энерготарифов и госрегулирование доходов собственников компаний - производителей электроэнергии, все еще не решили поставленную перед собой задачу. Эксперты оценивают реальную емкость энергорынка с рыночным ценообразованием не выше, чем в 40%14.

Но несмотря на нерешенные проблемы, в общем инвестиции в российскую электроэнергетику имеют тенденцию к постепенному увеличению. За 2011 год сумма инвестиционных ресурсов, которая была направлена на реконструкцию и строительство энергообъектов, превысила 1 трлн. рублей, а этот показатель превышает прошлогодний более чем на 50%. Примерами могут служить, во-первых, введенные в эксплуатацию энергоблоки на Яйвинской и Среднеуральской ГРЭС, Сургутской ГРЭС-2, Невинномысской ГРЭС, Саяно-Шушенской ГЭС, Калининской АЭС. Во-вторых, Завершившееся строительство первой очереди Богучанской ГЭС - в действие вводится более 6 млн кВт новых генерирующих мощностей, а это, кстати говоря, является приблизительно половиной общего потребления электроэнергии в очень энергоемкой московской энергосистеме. Кроме этого, после увеличения цен на электроэнергию промышленные предприятия в сфере энергетики работают над увеличением эффективности энергопотребления и осуществляют прямые инвестиции в энергосбережение в том случае, если они обладают достаточными финансовые возможности и стимулами. Также, чтобы сдержать эскалацию тарифов, растет необходимость в инвестиционных проектах в области малой энергетики, которые ориентированы на альтернативное энергообеспечение различных производств.15

Востребованным и перспективным  направлением в области развития и модернизации энергетической отрасли  являются инвестиционные программы, предусматривающие  реконструкцию действующих энергогенерирующих предприятий на базе парогазовых  установок и создание новых когенерационных  газовых тепловых электростанций (ТЭС), обеспечивающих производство и реализацию тепло- и электроэнергии для промышленных и социальных нужд с помощью альтернативного  энергетического источника. Для  многих городов и муниципальных  образований такие программы  относятся к разряду важнейших  инфраструктурных проектов, при этом большинство регионов, несмотря на известные проблемы в данной области, характеризуются высокой платежеспособностью  населения за коммунальные услуги, в частности за электро- и тепловую энергию. В результате реализации проектов на базе современного технологического оборудования, например таких известных  производителей, как Siemens (Германия), General Electric (США), Wartsila (Финляндия) и др., создаются  новые энергогенерирующие предприятия, соответствующие международным  стандартам качества и позволяющие  решить проблему дефицита и обеспечения  бесперебойных энергопоставок в  условиях возрастающих потребностей экономики. В целом конкурентные преимущества и приемлемый для проектного финансирования уровень рисков таких инвестиционных программ обусловлены как общими для инвестиционного процесса факторами, так и особенностями энергетической отрасли (в т.ч. связанными со спецификой электроэнергии как товара, предполагающей абсолютную зависимость от возможности ее немедленной реализации). В числе основных предпосылок, закладывающих основу успешной реализации такого рода проектов, можно отметить следующие:

- наличие проработанной  договорной базы и четких официальных  договоренностей в рамках проекта  между основными участниками  при обязательной и всесторонней  поддержке со стороны муниципальных  и региональных властей;

- высокий технологический  уровень производства энергии  когенерационным способом и, как  правило, существующие возможности  ее передачи потребителям на  «коротком плече» (избегая высоковольтных  сетей), обеспечивающие конкурентные  преимущества перед поставщиками  электроэнергии и тепла, производящими  их раздельным способом в муниципальных  котельных и на теплостанциях;

- осуществление энергопоставок  с минимальными затратами на  транспортировку, отсутствие затрат  на передачу электроэнергии по  сетям высокого напряжения, составляющих  не менее 20% от существующего  тарифа на электроэнергию;

- более низкий уровень  расхода топлива на выработку  энергии и возможности использования  вторичного тепла (рекуперация  энергии), значительно снижающие  его себестоимость по сравнению  с генерацией тепла муниципальными  котельными;

- более высокий электрический  коэффициент полезного действия  за счет комбинированного цикла  и меньшей топливной составляющей  в себестоимости производства  электроэнергии в условиях роста  стоимости природного газа;

- снижение себестоимости  производства электрической энергии  за счет уменьшения затрат  на техническое обслуживание  и ремонт газовых турбин;

- стабильное и гарантированное  соответствие качества производимой  электроэнергии требованиям ГОСТа  в отличие от продукции ряда  федеральных и региональных генерирующих  компаний;

- применение энергосберегающих  технологий, позволяющих повысить  экономичность и эффективность  теплоэлектростанции за счет  полезного использования сбросного  тепла до его полной производственной  утилизации, возможность преобразования  тепла в электроэнергию и, таким  образом, увеличение общего объема  вырабатываемой электроэнергии;

- соответствие международным  отраслевым стандартам и использование  высококачественного технологического  оборудования на фоне процесса  общего физического и морального  старения электростанций и сетей,  не соответствующих ужесточившимся  требованиям к энергоустановкам  в области экологии, эффективности  использования топлива, надежности  и безопасности;

- снижение уровня токсичности  выбросов в результате использования  процесса сгорания горючей смеси,  аэрозольных фильтров и других  современных технологий, что является  жизненно важным фактором для  обеспечения благоприятной экологической  обстановки в регионах;

- создание в результате  реализации инвестиционной программы  новых рабочих мест для высококвалифицированных  специалистов, а также пополнение  бюджетов всех уровней за счет  значительных и стабильных налоговых  выплат.

Объем необходимых для  строительства когенерационных  ТЭС инвестиций варьируется в  зависимости от мощности производства тепло- и электроэнергии, а также  условий реализации конкретного  проекта. Например, при сооружении станции  мощностью порядка 30 МВт бюджет проекта  нового строительства, включая стоимость  оборудования, строительно-монтажных  и пусконаладочных работ, формирование оборотных средств, расходы на управление, может составлять порядка 400 - 600 млн. рублей, а расчетный срок окупаемости инвестиционных затрат с учетом структуры инвестиций и их стоимостных условий (прямые инвестиции и (или) долговое финансирование), как правило, не превышает пяти лет, что делает проект инвестиционно привлекательным и реализуемым для достаточно широкого круга инвесторов и кредиторов. Вместе с тем в определенных случаях, прежде всего вследствие недостаточной инвестиционной составляющей в тарифах на электроэнергию, реализация проектов с использованием парогазовых установок может не обеспечивать окупаемости реконструкции и нового строительства генерирующих мощностей с приемлемыми для инвесторов параметрами.

В обеспечение платежных  обязательств проектной компании (заемщика) по привлекаемому финансированию кредитными учреждениями могут быть приняты  в залог различные объекты. Например, пакет акций муниципальных или  региональных сетевых компаний, переданных по согласованию с местной администрацией в доверительное управление инициаторам  проекта (проектной компании - оператору  проекта). Как правило, финансирующими проекты банками ставится вопрос о передаче в управление не менее 51% акций на период не менее срока  действия кредитного соглашения, что  позволяет сконцентрировать «в одних  руках» производство и транспортировку  тепло- и электроэнергии, тем самым  существенно снижая проектные риски  и путем сокращения эксплуатационных расходов дополнительно повышая  экономическую эффективность проекта. Также объектом залога могут быть права денежного требования по договорам  энергопоставки; технологическое оборудование, приобретаемое в рамках проекта; недвижимое имущество, находящееся  в собственности инициаторов  проекта и (или) их партнеров и  местной администрации; доли контрольных  пакетов акций в акционерном  капитале муниципальных и (или) региональных сетевых компаний, включая планируемые  к акционированию компании. В роли обеспечения могут выступать  и солидарные платежные обязательства  инициаторов проекта, финансовые гарантии (поручительства) региональной и (или) муниципальной администрации.

Наряду с этим в целях  обеспечения успешной реализации инвестиционной программы, включая стабильную и  гарантированную реализацию всей продукции  ТЭС, комплекс необходимых мер (документов) по поддержке проекта должен также  включать:

- договоры о деловом  сотрудничестве и комфортные  письма региональных и муниципальных  властей в рамках схем на  основе государственно-частного  партнерства;

- протоколы о намерениях  и комфортные письма предприятий  - покупателей электрической и  тепловой энергии, прежде всего  крупных и финансово устойчивых  коммерческих и государственных  предприятий, обеспечивающих гарантированный  и стабильный сбыт как тепло-, так и электроэнергии, в том  числе с энергоемким производством  (металлургические, машиностроительные, цементные заводы, строительные  комбинаты, морские порты и  др.), в оговоренных объемах;

- договоренности об энергопоставках  с организациями, обеспечивающими  нужды социального сектора, - региональными  и муниципальными электрическими  и тепловыми сетевыми компаниями - потребителями производимой в  рамках проекта продукции, имеющими  стабильное финансовое состояние,  устойчивые показатели платежеспособности  и гарантирующими покупку продукции  ТЭС, в том числе в случае  ее избытка, в увеличенных объемах;

- договоры с поставщиками  сырья (природного газа), как правило  являющимися дочерними структурами  ОАО «Газпром»;

- получение до начала  финансирования полного комплекта  разрешительной документации о  создании энергетического объекта,  включая архитектурное заключение, градостроительное обоснование  места размещения объекта, заключение  государственной экологической  экспертизы, заключение Госсанэпидемнадзора,  заключение Комитета по земельным  ресурсам и землеустройству, заключение  Департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей  и т.д.

Последовательной реализации инвестиционной программы, ориентированной  на развитие малой энергетики, в  первую очередь в регионах с энергетическим дефицитом, объективно способствует ряд  факторов, прежде всего - значительный и постоянно возрастающий спрос  на создание новых и реконструкцию  действующих электростанций, муниципальных  котельных и других энергообъектов, а также относительно высокие  показатели доходности при сравнительно небольших объемах и сжатых сроках окупаемости инвестиций. Для сектора  малой энергетики характерна низкая конкуренция при наличии в  целом приемлемой нормативно-правовой базы, позволяющей структурировать  и регулировать правоотношения хозяйствующих  субъектов. Например, важной составляющей наземной производственной программы  ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»  является изготовление и обслуживание газотурбинных установок когенерационного типа, а также технологического оборудования для тепловых электростанций мощностью  от 1 до 60 МВт. Производимые предприятием газотурбинные установки предназначены  для обеспечения электроэнергией  промышленных и бытовых потребителей как в базовом режиме работы, так  и в качестве источников резервного и аварийного электроснабжения. При  утилизации отработавших газов и  комбинированном производстве электрической  и тепловой энергии получаемые пар  и горячая вода используются для  технологических процессов в  различных отраслях промышленности и для коммунальных сетей.

Информация о работе Анализ слияний и поглощений российских и зарубежных компаний в сфере электроэнергетики