Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:04, курсовая работа
Целью работы является исследование современного состояния банковского надзора в стране и анализ его совершенствования. В соответствие с этой целью выделяются следующие задачи:
- исследовать сущность цель и задачи банковского надзора;
- исследовать формы и виды банковского надзора России;
- изучить особенности пруденциального регулирования;
- проанализировать виды рисков, подлежащих банковскому надзору;
- проанализировать меры воздействия на кредитные организации и банковские группы;
- исследовать перспективы развития банковского надзора в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы банковского надзора за деятельностью кредитных организации и банковских групп
Сущность, цели, задачи банковского надзора……………5
Формы и виды банковского надзора……………………...11
Пруденциальный банковский надзор……………………..25
Анализ банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп
Анализ состояния банковского надзора в Российской Федерации……………………………………………………………………...29
Анализ мер воздействия Банка России в порядке надзора……………………………………………………………………….....33
Направления совершенствования и повышения эффективности банковского надзора в Российской Федерации
Проблемы повышения эффективности банковского надзора в Российской Федерации………………………………………...…42
Перспективы развития банковского надзора в Российской Федерации…………………………………………………………………...…47
Заключение………………………………………………………………….52
Список использованной литературы………………………………...….53
Комитет принимает решения по вопросам:
В случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы РФ, Комитет принимает соответствующие меры, а также ходатайствует перед советом директоров Банка России об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
В структуру Комитета банковского надзора входят:
1.2 Формы и виды банковского надзора
В современной банковской практике существуют следующие виды банковского надзора за деятельностью кредитных организации и банковских групп:
Первоначальный банковский надзор – Лицензирование.
Сразу после
государственной регистрации
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», определены следующие документы, необходимые для осуществления лицензирования банковских операций кредитных организаций Банком России:
1) заявление
с ходатайством о
2) учредительный договор
(подлинник или нотариально
3) устав (подлинник или
нотариально удостоверенная
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5) документы об уплате
государственной пошлины за
6) аудиторские заключения
о достоверности финансовой
7) документы (согласно
перечню, установленному
8) анкеты кандидатов на
должности руководителя
- о наличии у этих
лиц высшего юридического или
экономического образования (с
представлением копии диплома
или заменяющего его документа)
- о наличии (отсутствии) судимости;
9) анкеты кандидатов на
должности единоличного
- о наличии у этих лиц высшего профессионального образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа);
- о наличии (об отсутствии) судимости.
Помимо указанных документов Центральный банк Российской Федерации может самостоятельно запросить в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц, сведения о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации, а в налоговом органе запросить сведения о выполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Кредитная организация вправе представить документы, содержащие указанные сведения, по собственной инициативе.
После принятия у кредитной организации перечисленных документов, Банк России выдает учредителям письменное подтверждение о получении от них соответствующих документов. Затем Территориальное учреждение Банка России рассматривает указанные выше документы в течение 30 дней с момента их получения. При наличии замечаний по представленным документам территориальное учреждение возвращает их учредителям с письменным заключением. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций положительное заключение, которое должно содержать полную информацию, на основании которой им сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
К заключению территориального учреждения прилагается ряд подлинных
документов, представленных учредителями кредитной организации. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение. При положительном решении в течение трех рабочих дней с момента принятия решения направляет в уполномоченный регистрирующий орган по местонахождению создаваемой кредитной организации соответствующие документы, который после государственной регистрации сообщает об этом территориальному учреждению, ведущему Книгу регистрации кредитных организаций.
Банк России выдает лицензии на осуществление банковских операций после государственной регистрации кредитной организации и подтверждения ею своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала (Приложение А).
Однако, Банк России может отказать в выдачи лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций и сделать это на следующих основаниях:
1) несоответствие
кандидатов, предлагаемых на должности
руководителя кредитной
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных в Банк России, требованиям федеральных законов и нормативных актов Банка России;
4) несоответствие
деловой репутации кандидатов
на должности членов совета
директоров квалификационным
Решение об отказе в лицензировании кредитной организации предоставляется учредителям в письменном виде.
Текущий надзор за деятельность кредитных организаций.
Дистанционный надзор
Дистанционный надзор носит непрерывный и всеобщий характер.
Основною целью дистанционного надзора является оценка принимаемых кредитной организацией рисков, надзор за соблюдением ими пруденциальных норм, установленных Банком России, оперативное выявление проблем у банка и факторов, их вызывающих, своевременное принятие соответствующих мер для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации.
Применительно
к кредитной организации
Вся отчетность
кредитных организаций
Годовой отчет
кредитной организации и
«Под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и(или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами и(или) внешними факторами»2.
Указанием оперативного характера Центрального Банка Российской Федерации от 23.06.2004 года «О типичных банковских рисках» выделяются следующие виды банковских рисков:
Кредитный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора. К таким обязательствам относят:
- обязательства должника по полученным кредитам, депозитам, займам, прочим размещенным средствам, включая требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций и векселей, предоставленных по договору займа;
- сделки продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа;
- требования кредитной организации (лизингодателя) по операциям финансовой аренды (лизинга).
Концентрация кредитного риска проявляется в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков.
При кредитовании иностранных контрагентов у кредитной организации также могут возникать страновой риск и риск неперевода средств.
Страновой риск (включая риск неперевода средств) — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента).
Информация о работе Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп