Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование современного состояния банковского надзора в стране и анализ его совершенствования. В соответствие с этой целью выделяются следующие задачи:
- исследовать сущность цель и задачи банковского надзора;
- исследовать формы и виды банковского надзора России;
- изучить особенности пруденциального регулирования;
- проанализировать виды рисков, подлежащих банковскому надзору;
- проанализировать меры воздействия на кредитные организации и банковские группы;
- исследовать перспективы развития банковского надзора в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы банковского надзора за деятельностью кредитных организации и банковских групп
Сущность, цели, задачи банковского надзора……………5
Формы и виды банковского надзора……………………...11
Пруденциальный банковский надзор……………………..25
Анализ банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп
Анализ состояния банковского надзора в Российской Федерации……………………………………………………………………...29
Анализ мер воздействия Банка России в порядке надзора……………………………………………………………………….....33
Направления совершенствования и повышения эффективности банковского надзора в Российской Федерации
Проблемы повышения эффективности банковского надзора в Российской Федерации………………………………………...…42
Перспективы развития банковского надзора в Российской Федерации…………………………………………………………………...…47
Заключение………………………………………………………………….52
Список использованной литературы………………………………...….53

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

Охранительные нормы следует разделить на две  группы:

 а) материальные;

 б) процессуальные (процедурные).

Примером материальных норм могут быть нормы банковского  законодательства, предусматривающие  цели, задачи и функции банковского  надзора, основания ответственности, виды санкций, которые могут быть применены к кредитным организациям. Нормы материального банковского права устанавливаются федеральными законами. Например, общий размер штрафа, который может быть наложен на кредитную организацию, устанавливается федеральным законом.

 В отличие  от этого процессуальные нормы,  как правило, устанавливаются  Банком России. Например, процедура взимания штрафа с кредитной организации, нарушившей пруденциальные нормы, устанавливается нормативными актами Банка России.

Что касается непосредственно  определения пруденциального банковского  надзора, то здесь мнения ученых разнообразны.

Н.Ю. Ерпылева (профессор  НИУ ВШЭ) считает, что задачей  пруденциального надзора является обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов  вкладчиков3.

А.Г. Братко (профессор  МГЮА). Пруденциальный надзор рассматривается автором как издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской деятельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. При этом названный автор считает, что надзор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банковский надзор в узком смысле слова, т.е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы4.

Некоторые авторы связывают пруденциальный надзор с деятельностью государства - отмечают, что пруденциальное регулирование банковской деятельности является одной из важнейших функций государства и осуществляется от его имени.

Таким образом, на основе мнений ученых можно выявить  следующие характеристики пруденциального надзора:

- важнейшая  функция государства, осуществляемая  от его имени Центральным Банком  Российской Федерации;

- вид банковского  регулирования;

- нацелено на  поддержание стабильности банковской  системы, уменьшение риска банковских операций и гарантирование прав вкладчиков и кредиторов;

- выражается  в установлении пруденциальных  норм, обязательных для кредитных  организаций, предусматривающих  ответственность за их нарушение.

И на основе этих характеристик дать следующее определение: пруденциальный банковский надзор – это специфическая функция Банка России, в условиях которой происходит надзор за соблюдением пруденциальных норм, созданных на основе основных задач банковского надзора и он основан на проверке форм отчетности кредитных организаций и банковских групп, предоставляемых в Банк России.

Цель надзора  – стабильность банковской системы  и кредитной организации, в силу чего его главная задача – не наказание банка, а создание условий  для предотвращения неустойчивого  финансового положения, включая инструктивную работу с банками, в том числе методологическую и консультативную помощь.

Нормативные документы  Банка России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций, которые предназначены для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществляющих надзорные функции.

Особое место среди  них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.

Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков. К ним, в частности, относятся:

• Инструкция Банка России от 16 января 2004 года №110-И «Об обязательных нормативах банков», которая определяет систему регулирования

банковской деятельности;

• Инструкция Банка России от 31 марта 2004 года №112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием».

Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.

В настоящее время  существует проблема организации эффективной системы пруденциального банковского надзора и поэтому она является объектом исследования многих отечественных и зарубежных ученых.

Актуальность вопроса эффективности пруденциального банковского надзора обеспечивается рядом аргументов. Банковские учреждения являются важными участниками финансовой системы страны. Устойчивость отдельного банковского учреждения прямо влияет на уровень стабильности банковской системы в целом. Поэтому, определение правильных механизмов и инструментов регулирования деятельности банков является главной задачей эффективного банковского надзора. 

 В свою очередь,  повышение функциональной эффективности  пруденциального банковского надзора будет обеспечиваться при переносе его приоритетов на реальные банковские риски и направлении надзорной функции государственных органов непосредственно на эффективность системы управления ими.

 Фредерик Мишкин (американский экономист, профессор «Columbia Business School») придерживается того мнения, что пруденциальный надзор, исходя из своей сущности, предусматривает установление органом надзора правил и алгоритмов управления банковскими рисками. В свою очередь банковские учреждения во главе с руководством проводят мониторинг системы управления рисками с целью получения данных об уровне требований, установленных органом надзора. Прежде всего, требуется распознать, не берет ли на себя банк чрезмерную степень риска и выполняются ли условия устойчивости данного кредитного учреждения так, чтобы обеспечить надежность и стабильность банковской системы страны5.

 По мнению Мурычева  А.В.(профессор НИУ ВШЭ), эффективная система банковского надзора предполагает смещение фокуса с формальной оценки количественных параметров на глубокую профессиональную, качественную и своевременную диагностику6.

Исходя из этого, система  эффективного пруденциального банковского  надзора представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения системных рисков в банковском секторе, а также на повышение прозрачности и эффективности банковского системы.

Как видно, уровень эффективности  банковского надзора прямо зависит  от того на сколько оптимально организована его структура. С одной стороны, органы банковского надзора должны быть независимы от политики и личных выгод отдельных лиц, чтобы обеспечивать общенациональные интересы. Однако может иметь место ситуация, когда действия органа надзора будут противоречить целям политических и деловых кругов, поэтому данная система должна обеспечиваться исключительно прозрачными и подотчетными механизмами7.

 С другой стороны,  направленность пруденциального  банковского надзора не может  расходиться с общенациональными  тенденциями развития, а напротив, должна быть направлена на обеспечение финансовой стабильности экономики страны.

С целью обеспечения  стабильности банковской системы страны, эффективный пруденциальный банковский надзор должен допускать только жизнеспособные банки к дальнейшей деятельности. Банки, в свою очередь, должны иметь достаточный уровень капитала и использовать надежные и эффективные методы управления рисками, корпоративного управления и осуществления других видов деятельности.

 Однако существует  и проблема, связанная с определением  уровня жесткости банковского надзора. Так, по мнению Симановского А.Ю.(Доктор экономических наук, Член Совета директоров Банка России), наиболее оптимальным и эффективным является механизм осуществления надзора, когда требования к банкам должны повышаться в благоприятных экономических условиях и снижаться в неблагоприятных, соответственно8.

  Исходя из выше  упомянутого, очевидным является  тот факт, что пруденциальный  надзор за деятельностью банков  имеет неотъемлемое место в  обеспечении финансовой стабильности  экономики страны и вопрос о повышении уровня его эффективности является особенно важным и требует дальнейшего изучения.

 

2. Анализ банковского  надзора за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп

    1. Анализ состояния банковского надзора в Российской Федерации

 

Деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора определяется требованиями российского законодательства и задачами по укреплению стабильности банковской системы Российской Федерации и повышению уровня защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

На протяжении последних лет в сфере банковского  надзора ведется развитие риск - ориентированного надзора, включая вопрос системных рисков. В рамках этого развития обеспечивается:

— дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе, направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения, своевременное и адекватное применение корректирующих мер;

— развитие подходов к надзору за кредитным риском, включая совершенствование оценок активов;

— совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности, ориентированных прежде всего на оценку состояния систем управления риском ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;

— совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность;

— дальнейшее совершенствование отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями, в том числе на консолидированной основе, в целях получения полной информации о характере и размерах принимаемых рисков и процедурах управления ими, позволяющей осуществлять постоянный мониторинг основных рисков (кредитного, ликвидности, странового, операционного и др.);

— уточнение полномочий Банка России по осуществлению консолидированного надзора за деятельностью кредитных организаций, а также требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности с учетом международно признанных подходов.

В целях поддержания  стабильности банковской системы и  защиты интересов вкладчиков и кредиторов продолжается разработка и законодательное закрепление норм, предусматривающих:

— создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий Банка России по сбору информации и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства Российской Федерации и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;

— закрепление за Банком России права на обработку персональных данных, полученных Банком России в рамках выполнения возложенных на него функций;

— совершенствование процессов слияния и присоединения, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм;

— обязанность номинальных держателей предоставлять кредитной организации сведения о владельцах акций кредитной организации и о владельцах акций акционерных обществ, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьих лиц, посредством которых осуществляется косвенно существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, что позволит своевременно как Банку России, так и кредитным организациям — эмитентам акций получать информацию о лицах, участвующих в уставных капиталах последних;

— упрощение эмиссии ценных бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в частности, путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

— привлечение организаций федеральной почтовой связи для осуществления отдельных технологических операций, связанных с осуществлением банковских операций.

Продолжается  работа по созданию правовых условий  для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций и банковских групп, а также законодательного закрепления полномочий Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.

Инспекционная деятельность в 2010—2012 годах в основном сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. При этом в ходе инспекционных проверок  все большее внимание уделяться:

— оценке банками кредитного риска (включая достоверное отражение в учете и отчетности просроченной задолженности, адекватное формирование резервов на возможные потери по ссудам), его влияния на капитал и в целом финансовую устойчивость кредитных организаций;

Информация о работе Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп