Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование современного состояния банковского надзора в стране и анализ его совершенствования. В соответствие с этой целью выделяются следующие задачи:
- исследовать сущность цель и задачи банковского надзора;
- исследовать формы и виды банковского надзора России;
- изучить особенности пруденциального регулирования;
- проанализировать виды рисков, подлежащих банковскому надзору;
- проанализировать меры воздействия на кредитные организации и банковские группы;
- исследовать перспективы развития банковского надзора в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы банковского надзора за деятельностью кредитных организации и банковских групп
Сущность, цели, задачи банковского надзора……………5
Формы и виды банковского надзора……………………...11
Пруденциальный банковский надзор……………………..25
Анализ банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп
Анализ состояния банковского надзора в Российской Федерации……………………………………………………………………...29
Анализ мер воздействия Банка России в порядке надзора……………………………………………………………………….....33
Направления совершенствования и повышения эффективности банковского надзора в Российской Федерации
Проблемы повышения эффективности банковского надзора в Российской Федерации………………………………………...…42
Перспективы развития банковского надзора в Российской Федерации…………………………………………………………………...…47
Заключение………………………………………………………………….52
Список использованной литературы………………………………...….53

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

— анализу состояния ликвидности в кредитных организациях и используемых методов оценки и инструментов управления риском потери ликвидности;

— проверке состояния расчетной дисциплины, своевременности проведения кредитными организациями платежей клиентов;

— выявлению сомнительных операций, в том числе на предмет наличия многоступенчатых схем проведения расчетов, направленных на увеличение собственных средств (капитала) кредитных организаций за счет ненадлежащих активов в целях “регулирования” величины капитала и значений обязательных нормативов;

— соблюдению требований законодательства и нормативно-правовых актов в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— проверке использования кредитными организациями средств государственной поддержки и выполнения требований нормативных актов Банка России, регламентирующих порядок предоставления кредитов Банка России.

Уполномоченными представителями  Банка России в 2011 году были проведены 1143 проверки кредитных организаций и их филиалов, из них в 96 проверках принимали участие служащие государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов” (далее — АСВ). Особое внимание уделялось проверкам кредитных организаций, оказывающих существенное влияние на системную устойчивость банковского сектора, то есть банкам “второго контура” надзора. При этом акцент в инспектировании был сделан на проведении тематических проверок, количество которых составило 1072, или 93,8% всех проверок.

Основная доля проверок (76,6%) была проведена в соответствии со “Сводным планом комплексных и  тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2011 год” (875 проверок). На внеплановой основе осуществлено 268 проверок, из которых 185 проведено в рамках рассмотрения ходатайств кредитных организаций в связи с принятием решения об увеличении уставного капитала.

В целях оценки рисков на консолидированной основе было проведено 150 межрегиональных проверок, в рамках которых одновременно исследовалась деятельность головных офисов и филиалов, концентрирующих существенный объем операций и рисков кредитных организаций9.

По результатам инспекционной  деятельности выявлены нарушения:

    1. Анализ мер воздействия Банка России в порядке надзора

 

 Банк России  при обнаружении в процессе  осуществления надзорных функций  нарушений пруденциальных норм деятельности применяет к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

- предупредительные;

- принудительные.

Конкретный  состав применяемых мер воздействия  может включать как меры воздействия только одного типа, так и сочетать меры воздействия разных типов.

Выбор мер воздействия  производится надзорными органами самостоятельно, с учетом:

  • характера допущенных кредитной организацией нарушений;
  • причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;
  • общего финансового состояния кредитной организации.
  • положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в случаях:

    • когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков;
    • при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления,  учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности;
    • при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами (принятие кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации).

Предупредительные меры воздействия могут применяться  главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков.

Например:

  • при ухудшении показателей деятельности кредитной организации (выполняются, незначительные нарушения) не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков; (
  • если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации (например, текущие убытки от банковских операций и сделок, тенденция к снижению собственных средств (капитала), привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов (вкладчиков), средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в кредитной организации, падение рыночной стоимости свободно обращающихся акций и долговых обязательств кредитной организации и другие аналогичные факты);
  • при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, например при внесении изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации, при нарушении порядка открытия (закрытия) представительств, филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации.

Применение  предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях, сопровождающихся ухудшением финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

 

Содержание  предупредительных мер воздействия:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;
  • установление дополнительного конт<span class="ConsNormal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fo

Информация о работе Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп