Бизнес-планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью курсовой работы является изучение теоретических основ бизнес-планирования в условиях функционирующих рыночный отношений.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
дать определение и исследовать суть бизнес-планирования;
определить место и механизм бизнес-планирования в организации;
проанализировать порядок составления бизнес-плана, его участников и структуру;
привести примеры из зарубежной и российской практики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…………………...6
1.1 История зарождения бизнес-планирования…………………………………6
1.2 Бизнес-планирование в научных исследованиях и Законодательстве РФ...9
II ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ………....12
2.1 Цели, объекты и задачи бизнес-планирования…………………………….12
2.2 Содержание бизнес-плана………………………………………………….18
2.3 Оценка эффективности бизнес-проекта……………………………………21
2.4 Реализация бизнес-плана……………………………………………………28
III ПРОЦЕСС БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ……………32
3.1 Бизнес планирование в организации……………………………………….32
3.2 Бизнес планирование в российской деловой практике……………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

          Разумеется, следуя общей логике Законодательства, бизнес-планирование и бизнес-план не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому Кодексу и иным законам, нормативам и подзаконным актам Российской Федерации, а также международным законам, актам, соглашениям и конвенциям, ратифицированным Правительством. В дополнение к этому существуют методические рекомендации и модели расчета эффективности капитальных вложений.

          Что касается международной практики, то в ней на протяжении нескольких  десятилетий используют общепринятые  нормы делового оборота. Они  основаны на разработках и  рекомендациях различных международных  организаций. Так, для своих  целей, ООН выпустила рекомендации по составлению бизнес-плана и оценке проектов. Они содержат общепринятые мировые методики по составлению проектов (ЮНИДО), которых Россия, в силу действия международных соглашений также обязана придерживаться. Всемирный банк использует свой подход; здесь, однако, не существует единой методики, а на каждую проблему для ее анализа и исследования выпускают директивы [17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1 Цели, объекты  и задачи бизнес-планирования

          Сущность явления бизнес-планирования сложно однозначно определить, и это обусловлено как природой самого явления, так и особенностями его проявления в российской деловой среде. С одной стороны, это процесс оперативного управления фирмой/подразделением, с другой стороны, это функция топ-менеджера, а с третьей – процесс разработки бизнес-плана.

          Основываясь на имеющихся данных, попробуем дать определение бизнес-планированию. В первую очередь, это процесс. Поскольку бизнес-планирование является прерогативой топ-менеджмента и затрагивает будущую деятельность компании, то этот процесс является частью стратегического управления. В ходе процесса появляется основной документ (или несколько документов) – бизнес-план фирмы или проекта, он же является программой конкретных действий [19].

          Таким образом, с точки зрения  теории управления, мы считаем,  что бизнес-планирование – это  процесс, в ходе которого осуществляется  планирование и прогнозирование  деятельности фирмы или ее  отдельного проекта с учетом  общей стратегии. Одной из главных  функций бизнес-планирования является увязка стратегических планов и тактических действий компании посредством программ и бизнес-планов. Бизнес-планирование позволяет непрерывно осуществлять тактическое управление компанией в соответствии с принятой стратегией и контроль по достижению долгосрочных целей. Целью бизнес-планирования можно обозначить планирование предпринимательской деятельности компании на текущий и будущие периоды в соответствии с окружающей средой [19].

          Основными этапами этого процесса являются:

          1. оценка осуществимости (отыскание комплекса поддающихся осуществлению концепций);

          2. отбор и разработка оптимальной  концепции;

          3. описание стратегии извлечения  прибыли;

          4. оценка и изменение концепции  в соответствии с требованиями  внешней и внутренней среды.

          В целях эффективного управления  и планирования бизнеса составляется  бизнес-план, который является одним  из основных инструментов управления  предприятием, определяющих эффективность  его деятельности. В условиях  рынка и жестокой конкурентной  борьбы предприятие должно уметь  быстро и адекватно реагировать  на изменения, происходящие во  внешней среде и внутри самого  предприятия [21].

          Это становится возможным, когда  выполняется несколько условий:

          - администрация и инвестор правильно  оценивают реальное финансовое  положение предприятия и его  место на рынке;

          - существуют конкретные цели, к  достижению которых должно стремиться  предприятие;

          - планируется и выполняется каждый  шаг по достижению этих целей;

          - администрация предприятия и  инвестор понимают суть процессов  происходящих на рынке, во внешней  среде и внутри самой организации  [18].

          Бизнес-планирование осуществляется  для внутренних и внешних целей.  В подавляющем большинстве случаев  бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции.

          Внешние цели, для которых составляется бизнес-план – обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия. Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший   способ   для  этого  –  изучить  и  проанализировать  бизнес-план

инвестиционного проекта. Бизнес-план дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта [18].

          Обязательным условием получения  банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

          Гораздо более важным для предприятия  являются внутренние цели, для  которых составляется бизнес-план. Внутренние цели- проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях [18].

          Бизнес-планы разрабатываются на  инновационные объекты или процессы, связанные с разработкой и  поставкой на рынок новых товаров и услуг, реконструкцией предприятия и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров, расширением производства, проектированием или созданием нового предприятия или его подразделений. В этих планах обосновывается определенная социально-экономическая цель: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота  продукции, создание новых рабочих   мест и т.д.   Бизнес-план

характеризуется как деловой  план. Бизнес-план разрабатывается с целью обоснования экономической целесообразности направлений развития предприятия – стратегии, концепции, проектов, расчета ожидаемых финансовых результатов деятельности, в том числе объемов продаж, прибыли, доходов предприятия, определения источника финансирования реализации выбранной стратегии. Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов [15].

          Бизнес-планирование существенно  отличается от внутрихозяйственного  технико-экономического планирования (ТЭП), что связано с объектами  и целями этих видов планирования, а так же технико-экономического  обоснования (ТЭО) проектов.

          Основные черты бизнес-плана:

          1. Бизнес-план в отличие от стратегического планирования включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, определяющую конкретное содержание планирования нового вида деятельности предприятия или проекта.

          2. Бизнес-план имеет четко очерченный  временной период, по истечении  которого цель и задачи, определенные  этим планом, должны быть выполнены  в отличие от ТЭП, осуществляемого  непрерывно на всех уровнях  управления предприятием.

          3. Бизнес-план в основном предназначен  для обоснования инновационного  проекта с целью привлечения  инвесторов, т.е. имеет не только  внутреннюю, как ТЭП, но и внешнюю  направленность. Поиск надежных  инвесторов требует наиболее  тщательного обоснования многих  финансовых показателей с учетом  существующей степени риска не  только во внутренней производственно-хозяйственной  деятельности. Но и во внешних  кредитно-финансовых и банковских  структурах.

          4. Бизнес-план разрабатывается под  руководством и при личном  участии руководителя предприятия,  в то время как ТЭП занимаются профессиональные    экономисты-менеджеры    и    плановики   линейных   и

функциональных подразделений  предприятия. Личное участие руководителя (или предпринимателя) в разработке делового плана способствует выработке  стратегической и оперативной цели и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-плана на основе соизмерения  затрат и результатов.

          5. В бизнес-плане в отличие  от ТЭО проекта освещаются  как технические и производственно-экономические  аспекты, так и коммерческие  и рыночные. Бизнес-планированию присуще решение следующих вопросов:

          - оценка степени жизнеспособности  и устойчивости предприятия, снижение  риска предпринимательской деятельности;

          - конкретизация перспектив развития деятельности предприятия в виде системы количественных и качественных показателей;

          - создание основ для привлечения  внимания, интереса и обеспечения  поддержки со стороны потенциальных  инвесторов [24].

          Бизнес-план необходим при ведении  переговоров с банками, органами  государственного управления, крупными  фирмами, которые могут инвестировать  или кредитовать предусмотренную  планом деятельность предприятия.

          Бизнес-план помогает решить следующие  основные задачи [24]:

  • Определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • Выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;
  • Оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованию поставленных целей;
  • Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
  • Обеспечить жизнеспособности своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;
  • Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;
  • Оценить материальное и финансовое положение фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Содержание  бизнес-плана

          В настоящее время трудно найти определение привила составления бизнес-плана, хотя существует определенная структура, которой следует UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). UNIDO – организация, борющаяся за глобальное процветание, поддерживая индустриальное развитие развивающихся стран и стран с переходной экономикой [9].

          Основные разделы бизнес-плана:

  1. Резюме
  2. Описание предприятия и отрасли
  3. Описание товара или услуги
  4. План маркетинга
  5. Производственный план
  6. Организационный план
  7. Финансовый план
  8. Оценка риска и страхование

          Краткое описание разделов бизнес-плана представлено в таблице 1.1 (Приложение 1).

Рассмотрим подробнее  финансовый раздел бизнес-плана.

          Финансовый план составляется  на срок реализации проекта  и включает в себя:

  1. План доходов и расходов;
  2. План денежных поступлений и выплат;
  3. Анализ состояния потока реальных денег (наличности);
  4. Балансовый план.

Прогноз доходов и расходов

          Этот прогноз составляется, минимум  на первые три года. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов.

          Поскольку основным источником  доходов большинства фирм являются  продажи, составление финансового  плана начинается с прогнозирования  продаж. Объемы продаж у новых  предпринимателей обычно нарастают  постепенно, а себестоимость реализованной  продукции может меняться и  в некоторые месяцы быть несоизмеримо  высокой или низкой. Все будет  зависеть от ситуации, складывающейся  в тот или иной момент на  рынке.

          Помимо этого планы должны  содержать прогнозные данные  на конец второго и третьего  года. При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги, аренда и т.д. нетрудно подсчитать исходя из объема продаж на второй и третий год.

Информация о работе Бизнес-планирование