Бизнес-планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью курсовой работы является изучение теоретических основ бизнес-планирования в условиях функционирующих рыночный отношений.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
дать определение и исследовать суть бизнес-планирования;
определить место и механизм бизнес-планирования в организации;
проанализировать порядок составления бизнес-плана, его участников и структуру;
привести примеры из зарубежной и российской практики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ…………………...6
1.1 История зарождения бизнес-планирования…………………………………6
1.2 Бизнес-планирование в научных исследованиях и Законодательстве РФ...9
II ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СУТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ………....12
2.1 Цели, объекты и задачи бизнес-планирования…………………………….12
2.2 Содержание бизнес-плана………………………………………………….18
2.3 Оценка эффективности бизнес-проекта……………………………………21
2.4 Реализация бизнес-плана……………………………………………………28
III ПРОЦЕСС БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ……………32
3.1 Бизнес планирование в организации……………………………………….32
3.2 Бизнес планирование в российской деловой практике……………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

          В деловой практике инвестиционные  инструменты анализируются в  следующем порядке:

          1. сравнивается среднегодовая рентабельность инструментов со средней ставкой банковского процента.

          2. инструменты сравниваются с  точки зрения страхования от инвестиционных потерь.

          3. сравниваются периоды окупаемости  инвестиций.

          4. сравниваются размеры требуемых  инвестиций.

          5. инвестиционные инструменты рассматриваются  с точки зрения стабильности  денежных поступлений.

          6. сравнивается рентабельность инструмента  в целом за весь срок осуществления  инвестиций.

          7. сравнивается рентабельность инвестиций  в целом с учетом дисконтирования.

          Таким образом, можно выделить  следующие критерии принятия  инвестиционных решений:

    1. Отсутствие более выгодных альтернатив;
    2. Минимизация риска потерь от инфляции;
    3. Краткость срока окупаемости затрат;
    4. Относительно небольшая по отношению к стоимости инвестиционного портфеля сумма инвестиций;
    5. Обеспечение концентрации (стабильности) поступлений;
    6. Высокая рентабельность с учетом дисконтирования [20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Реализация  бизнес-плана

          Реализовать бизнес-план – значит, выполнить все рабочие задачи  на фирме и вне ее, необходимые  для того, чтобы перевести бизнес-проект  из стадии бизнес-плана в реальную  производственную стадию. Необходимо  составить реальный график для  различных стадий внедрения проекта.  Такой график должен первоначально  определить различные стадии  реализации и продолжительность  каждой стадии.

          План реализации должен содержать  график, объединяющий различные  стадии реализации в последовательную  схему действий.

          Состав участников проекта, их  роли, распределение функций и  ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта,  а также от фаз его жизненного  цикла.

          Таким образом, постоянными являются  функции по реализации проекта  на протяжении его жизненного  цикла, а состав участников, их  роли, распределение ответственности  и обязанностей могут меняться. Здесь не существует общепринятых  жестких регламентов [18].

2.4.1 Основные участники  бизнес-проекта и их функции

          Инициатор – сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта.

          Заказчик – главная сторона,  заинтересованная в осуществлении  проекта и достижении его результатов,  будущий владелец и пользователь  результатов проекта. Он определяет  основные требования и масштабы  проекта, обеспечивает финансирование  проекта за счет своих средств  или средств привлекаемых инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями проекта, несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между всеми участниками проекта, несет ответственность за проект в целом перед обществом и законом.

          Инвесторы – стороны, вкладывающие  инвестиции в проект, например, посредством  кредитов. Цель инвесторов – максимизация  прибыли на свои инвестиции  от реализации проекта. Инвесторы  являются полноправными партнерами проекта и владельцами всего имущества, которое приобретается за счет их инвестиций, пока им не будут выплачены все средства по контракту  с заказчиком или кредитному соглашению.

          Руководитель проекта – лицо, которому заказчик и инвестор  делегируют полномочия по руководству  работами, по осуществлению проекта:  планированию, контролю и координации  работ всех участников проекта,  мониторингу на протяжении жизненного  цикла проекта до достижения  определенных в проекте целей  и результатов при соблюдении  установленных сроков, бюджета и  качества.

          Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта состоит в осуществлении функций управления проектом до эффективного достижения целей проекта.

          Различные консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации, вовлеченные  в процесс осуществления проекта  [19].

          Для определения полного состава  участников проекта, построения  его функциональной и организационной  структур для каждого проекта  на стадии разработки его концепции  необходимо определить:

          - предметную область – цели, задачи, работы и основные результаты (т.е. что нужно сделать, чтобы реализовать проект), а также его масштабы, сложность, допустимые сроки;

          - отношение собственности, вовлеченной  в процесс осуществления проекта;

          - основные идеи реализации проекта  (Как сделать?);

          - основных активных участников  проекта (Кто будет делать?);

          - основных пассивных участников  проекта (Кого касается проект?);

          - мотивации участников проекта  (возможный доход, ущерб, риск).

2.4.2 Стадии реализации  бизнес-плана

          Назначение команды реализации бизнес-проекта. Главная цель назначения команды проекта – дать гарантию тому, что выполнение всех работ находится в соответствии с планом и бюджетом реализации и что имеется возможность проведения соответствующих контрмер в случае, если работы по реализации и издержки отклоняются от плана.

          Правительственное санкционирование. Во многих случаях правительственное  одобрение требуется для того, чтобы импортировать машины, оборудование  и проводить меры по обеспечению  технологией.

          Организация и менеджмент. План  и график реализации, подготовленные  в бизнес-плане, обычно формируют  основу будущей работы команды  внедрения.

          Организационное построение. График  пополнения зависит от типа  производства и доступности нужных  работников.

          Приобретение и передача технологии. Приобретение технологии – ключевой  элемент фазы реализации бизнес-плана.

          Детальный инжиниринг и заключение  контрактов. Окончательные планировка  предприятия и его дизайн, подготовленные  в бизнес-плане, являются отправной  точкой для детального инжиниринга.  Во время фазы реализации тщательно  разрабатывают полную документацию  подготовки площадки, заказывают машины и заводское оборудование, для чего привлекают инженеров, архитекторов и плановиков, совместная работа которых требует эффективной координации.

          Представление предложений, переговоры  и заключение контрактов. Эта  стадия включает: определение подрядчиков,  консультантов и поставщиков;  подготовку, представление и оценку  предложений; переговоры и заключение  контрактов.

          Приобретение земли. Возможности  для приобретения земли могут  быть рассмотрены на ранней  стадии, но следует иметь в  виду, что для каждой возможной  площадки должен быть приготовлен  всесторонний план использования,  предусмотрен надлежащий доступ  на участок предприятия, а транспортные  пути разработаны так, чтобы  выдерживать нагрузку интенсивного движения во время строительства и перевозки товаров, произведенных на предприятии.

          Строительство и монтаж оборудования. При составлении графика строительных  и монтажных работ необходимо  учитывать, что они могут начаться  только тогда, когда будет подготовлен  окончательный макет предприятия  (участка), приобретена выбранная  площадка и получены все необходимые  разрешения от местных властей.  Необходимо тщательно определить  последовательность гражданских  работ и строительной деятельности  в соответствии с требованиями  инфраструктуры и ее доступностью, а также графиком поступления  и установки различных типов  оборудования.

          Обеспечение сырьем и обслуживанием.  Во время реализации бизнес-плана  необходимо завершить мероприятия  по поставке основных производственных  материалов.

          Предпроизводственный маркетинг.  Подготовка рынка продаж должна  начинаться заблаговременно, с  тем, чтобы продукция могла быть продана в запланированные сроки. Подготовка рынка заключается в рекламе и обучении продавцов и дилеров, а также в организации сети сбыта и обеспечения специальным оборудованием по продаже товаров.

          При реализации бизнес-плана важно,  чтобы руководители организации  четко представляли цели, которые  они могут достигнуть в конкретной  ситуации. Это позволит руководителю  оценить, а при необходимости  и уточнить исходные стратегические  позиции [19].

 

 

 

 

 

 

 

III ПРОЦЕСС БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

3.1 Бизнес-планирование  в организации

          В предыдущей главе мы рассмотрели  истоки и дали определение  бизнес-планированию. В этой главе мы подробно рассмотрим функцию бизнес-планирования в организации, бизнес-план и обычаи российской и зарубежной деловой практики.

          Процесс бизнес-планирования – это:

          А) непрерывный процесс деятельности  организации, связанный с ее  развитием;

          Б) процесс составления бизнес-плана  отдельного проекта.

          Бизнес-планирование в организации  относится к одной из основных  управленческих функций, и близко  соприкасается со стратегическим  планированием. Фактически бизнес-план  фирмы – это план ее развития. Пожалуй, именно это главное  отличие нового подхода; в случае  обычного планирования, не рассматриваются  перспективы. Обычное планирование  позволяет спланировать потребности  в ресурсах, объемы и программу  текущего производства. Бизнес-планирование  несколько шире, при нем используется  также прогнозирование. Оно помогает  ответить на 2 главных вопроса стратегического управления:

          1. где организация находится в настоящее время (экономический аспект)?

          2. как и каким образом могут быть достигнуты стоящие перед организацией цели?

          В то же время, бизнес-планирование  не стоит путать со стратегическим. В ходе стратегического управления в числе прочих разрабатывается и принимается бизнес-стратегия, и уже в рамках бизнес-стратегии происходит бизнес-планирование [19].

          От стратегического мы можем отличить бизнес-планирование в первую очередь тем, что:

          1) во-первых, оно не отвечает на вопрос «куда мы хотим прийти, чего будем добиваться»;

          2) во-вторых, охватывает исключительно  предпринимательскую область (однако  мы знаем, что у фирмы также  есть социальная, экономическая  и другие сферы интересов).

          Это важно понимать, чтобы избежать  на практике подмены стратегического бизнес-планированием.

          Заметим, что бизнес-планирование  основывается на данных и итогах стратегического планирования. Так, в бизнес-плане используются в готовом виде миссия, ведение и цели организации; в процессе же стратегического планирования вышеперечисленное разрабатывается и может подвергаться корректировке. Принятые стратегические планы, таким образом, задают границы для бизнес-планирования [18].

          Бизнес-планирование можно рассматривать  средством реализации стратегии  организации. В ходе его создается  четкая программа, включающая  прогноз доходов и расходов, затраты  ресурсов, оценку эффективности  деятельности, определяются центры  прибыли. На основе бизнес-плана  высчитывается потребность в  финансировании, объемах ресурсов, создаются программы мотивации  персонала, бюджеты и планы производства/ продаж. Часто бизнес-план служит оценкой стоимости компании, традиционное due diligence по сути является не чем иным, как разновидностью бизнес-плана.

          Бизнес-планированию присуще общие принципы планирования – холизма (единства), участия, непрерывности и гибкости, точности. Соблюдение этих принципов позволяет судить о качестве самого плана [24].

          Бизнес-план компании обычно разрабатывается на 3-5 лет, и предел планирования обусловлен рядом объективным причин (в первую очередь, это изменяющаяся внешняя среда). Стоит отметить, что это не означает, что весь период действия плана ему строго придерживаются. Еще раз подчеркиваем, что это динамический процесс, а бизнес-план служит опорой и основой для изменений и корректировки действий. Традиционно, пересмотр бизнес-плана осуществляется компаниями раз в год, а контроль и корректировки – ежеквартально.

Информация о работе Бизнес-планирование