Бюджет движения денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Бюджетное планирование - процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате кото¬рого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности).
Цель бюджетного планирования - описать будущее состояние предприятия в эко-номических показателях таким образом, чтобы оптимально обеспечить достижение стоимостных (или иных, выражающихся через финансово-экономические показатели) целей предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ 7
2 РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТА 8
2.1 Бюджет продаж 8
2.2 Бюджет производства 17
2.3 Бюджет коммерческих расходов 21
2.4 Бюджет прямых затрат на материалы 24
2.5 Бюджет производственных запасов 29
2.6 Бюджет прямых затрат на оплату труда 34
2.7 Бюджет общепроизводственных (накладных) расходов 37
2.8 Бюджет управленческих расходов 41
2.9 Налоговый бюджет 45
3 РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ 49
3.1 Бюджет доходов и расходов 49
3.2 Бюджет движения денежных средств 51
4 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОГГО АНАЛИЗА 57
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИ¬ЯТИЯ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

finansovaya_politika_Ksyushi (1).doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

5

1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ  ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ

7

2 РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТА

8

2.1 Бюджет продаж

8

2.2 Бюджет производства

17

2.3 Бюджет коммерческих расходов

21

2.4 Бюджет прямых затрат на материалы

24

2.5 Бюджет производственных запасов

29

2.6 Бюджет прямых затрат на оплату  труда

34

2.7 Бюджет общепроизводственных (накладных) расходов

37

2.8 Бюджет управленческих расходов 

41

2.9 Налоговый бюджет

45

3 РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА  КОМПАНИИ

49

3.1 Бюджет доходов и расходов

49

3.2 Бюджет движения денежных средств

51

4 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОГГО  АНАЛИЗА

57

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ  ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

75


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие коммерческой организации. Бизнес не может процветать без разработанных финансовых планов и без контроля за их выполнением. В развитых странах планирование выступает одним из важнейших инструментов регулирования хозяйства.

Бюджетное планирование - процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности).

Цель бюджетного планирования - описать будущее состояние предприятия в экономических показателях таким образом, чтобы оптимально обеспечить достижение стоимостных (или иных, выражающихся через финансово-экономические показатели) целей предприятия.

Задача планирования - разработать бюджет предприятия, обеспечивающий получение оптимального результата для данного объема хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

Результат планирования - согласованный и утвержденный бюджет предприятия на планируемый период. Бюджетное планирование относится к оперативному планированию и для большинства предприятий его горизонт равен одному году. По существу бюджетное планирование представляет собой прогноз достижения целевых стоимостных показателей, строится с опорой на результаты стратегического планирования и, как правило, осуществляется синхронно с планированием программ и мероприятий по реализации стратегии в рамках оперативного периода деятельности [1].

Вследствие назревшей необходимости в коммерческих организациях постепенно внедряется планирование и контроль по центрам финансовой ответственности. Вместе с тем этот способ позволяет осуществлять эффективный контроль путем делегирования ответственности на уровень отдельных структурных подразделений, проводить оперативный анализ производственных результатов и определять слабые места производства. Кроме того, этот способ дает возможность держать руководство коммерческой организации в курсе того, на каких участках производства не удается достигнуть плановых показателей.

В первом разделе данной работы приводятся исходные данные для составления основного бюджета компании. Во втором разделе составляется операционный бюджет компании. В третьем разделе планируется финансовый бюджет, включающий бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств.

В четвертом разделе выполняется операционный анализ. На основании выполненного операционного анализа в пятом разделе производится расчет нижней границы цены по отдельным видам продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЕНИЯ  ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ

 

Предполагается, что на предприятии производятся три вида продукции: А, В и С, каждый из которых характеризуется определенной долей продаж на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, продукция хозяйствующего субъекта ориентирована как на внутренний рынок, так и на экспорт. Продолжительность бюджетного периода равна 6 месяцам – с октября 2013 года по март 2014 года.

Таблица 1 – Исходные данные для составления основного бюджета компании

Показатель

Вид продукции

А

В

С

Объем продаж в месяц, шт.

20000

22000

25000

Цена на внутреннем рынке, руб.

200

300

340

Цена на внешнем рынке,  долл.

12,5

15

20

Отгрузка:

 

  - внутренний рынок

1 раз в 10 дней 

  - внешний рынок

2 раза в месяц

Дебиторская задолженность на начало бюджетного периода

50% объема продаж на внутренний рынок, гасится в течение 2 первых месяцев бюджетного периода

Отсрочка платежа:

 

  - по внутреннему рынку

от 21 дня до 45 дней

  - по внешнему рынку

от 48 до 60 дней (40% оплачивается сразу, 60% по истечении отсрочки)

Стоимость основных средств на единицу продукции, руб.

2000

2200

3000

Поправочный коэффициент

11

Заработная плата одного рабочего в месяц, тыс. руб.

7,5

Авансовые выплаты в месяц (на одного работника), тыс. руб.

3


 

Цены на продукцию предприятия принимаются к расчету с учетом инфляции и динамики курса валюты – евро. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2- Прогнозные данные об инфляции и курсах валют

Показатель

Значение показателя по периодам

октябрь

Ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

Темп инфляции по месяцам, %

0,55

0,55

0,55

0,55

0,55

0,55

Курс евро по отношению к валюте РФ, руб.

43,8

43,6

45,1

45,1

45,2

45,2


 

 

 

 

 

 

 

 

2 РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИОННОГО  БЮДЖЕТА

 

2.1 Бюджет продаж

 

Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно     точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга предприятия [1].

Первым показателем, с которого следует начинать любое планирование в           условиях рынка, является прогноз продаж, поэтому и бюджетирование лучше начинать с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота предприятия в предстоящем бюджетном периоде.

Бюджет продаж формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет. Бюджет продаж рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезе основных видов продукции. Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением:

,                                                                        (1)                                            

где     – выручка от продажи, в стоимостном выражении;

– количество реализуемой продукции в натуральных единицах;

– прогнозные цены.

Бюджет продаж может составляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия. Общим при любом подходе к составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или прогноза выручки от реализации [1].

Следует отметить, что натуральные показатели объема продаж, отражаемые в бюджете продаж, нужны, во-первых, для того, чтобы отразить сезонные или иные колебания в сбыте отдельных видов продукции, во-вторых, создать основу для составления бюджета производства, который разрабатывается в натуральных показателях. Бюджет продаж представлен в таблице 3.

Таблица 3 – Бюджет продаж компании

Показатель

Месяцы бюджетного периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1 Объем продаж в натуральном  выражении

1.1 Внутренний рынок, шт.

           

А

115500

96360

85162

120868

125664

100672

В

112288

87120

105705,6

92637,6

69696

156816

С

154192,5

95287,5

149242,5

110412,5

106425

145942,5

  1.2 Внешний рынок, шт.

           

А

38500

64240

88638

59532

59136

92928

В

81312

94380

83054,4

117902,4

104544

60984

С

90557,5

116462,5

73507,5

90337,5

141075

93307,5

2 Цена реализации без НДС, тыс. руб. (тыс. евро по внешнему рынку)

  2.1 Внутренний рынок

           

А

0,200

0,202

0,203

0,204

0,206

0,207

В

0,300

0,303

0,305

0,307

0,308

0,310

С

0,340

0,344

0,346

0,347

0,349

0,351

  2.2 Внешний рынок

           

А

0,0125

0,0126

0,0129

0,0125

0,0125

0,0125

В

0,0150

0,0151

0,0154

0,0150

0,0150

0,0150

С

0,0200

0,0201

0,0206

0,0200

0,0200

0,0200

3 Объем продаж в стоимостном  выражении

  3.1 Внутренний рынок, тыс. руб.

           

А

23100,0

19484,0

17313,4

24705,4

25824,0

20798,8

В

33686,4

26423,5

32234,9

28402,7

21483,8

48597,3

С

52425,5

32754,1

51579,7

38366,1

37179,6

51257,9

  3.2 Внешний рынок, тыс. евро

           

А

481,3

799,4

1145,3

745,0

740,0

1162,9

В

1219,7

1409,4

1287,8

1770,5

1569,9

915,8

С

1811,2

2318,9

1519,7

1808,8

2824,6

1868,2

  3.3 Валютный курс, руб.

43,80

43,60

45,09

45,14

45,19

45,24

3.4 Объем продаж на экспорт, тыс. руб.

153872,8

197491,2

178226,5

195187,8

232020,7

178549,4

А

21084,7

34869,7

51640,6

33626,8

33440,1

52606,8

В

53437,1

61475,7

58065,1

79917,1

70940,8

41427,9

С

79350,9

101145,9

68520,8

81643,9

127639,7

84514,7

4 Итого объем продаж, тыс. руб.

263084,6

276152,9

279354,5

286662,0

316508,0

299203,4


 

График поступлений денежных средств от проданной продукции необходим для более точного составления бюджета движения денежных средств, поскольку окончательное решение о том, какую дебиторскую задолженность может позволить себе предприятие, будет принято только после составления этого бюджета. В России предстоит определять не только сроки и размеры оплаты отгруженной продукции, но и структуру денежных средств или их аналогов – финансовых суррогатов (взаимозачеты, векселя, освобождения от уплаты налогов различного рода).

Поскольку условия функционирования конкретного бизнеса в каждой компании различные, то и форматы графика поступлений у них также будут разные.

Так, в формате графика поступлений могут быть дополнительно детализированы отдельные строки, например, отдельной строкой показаны поступления «живыми» деньгами и отдельно – в виде финансовых суррогатов. Также можно разбить поступления по потребителям, чтобы строже контролировать платежи наиболее важных       (крупных) из них.

Период, в течение которого ожидается полное поступление денежных средств (за вычетом безнадежной задолженности) за ранее отгруженную продукцию, называют сроком сверки счетов [1].

Следует отметить, что предприятия, обычно, при планировании поступления выручки за реализованную продукцию выделяют некоторый процент из нее в виде безнадежной дебиторской задолженности, то есть ту часть отгруженной продукции, которая никогда, ни при каких обстоятельствах не будет оплачена.

Одной из важных проблем, решение которой необходимо при составлении графика поступления денежных средств, является оптимизация дебиторской задолженности.

Сам по себе рост дебиторской задолженности не является плохим при условии роста объема продаж более быстрыми темпами, то есть при условии снижения доли дебиторской задолженности в объеме реализованной продукции. Считается, что рост объемов продаж компании на 20 % и более за год (в реальном исчислении, в твердой валюте, например) свидетельствует о том, что ее бизнес является быстро растущим.

Составленный бюджет продаж – проект, проформа, которую, возможно, придется корректировать после составления других операционных бюджетов, а возможно, и позднее – после составления бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств, или всех трех основных бюджетов.

График поступлений выручки от реализации продукции предприятия на внешний рынок первоначально составляется в валюте контракта, а затем переводится в валюту РФ согласно срокам отгрузки, получения выручки и динамике курса валюты [1].

В таблицах 4 – 15 приведены графики поступлений выручки от продажи продукции предприятия по ее видам и по рынкам сбыта и общий график поступления.

Информация о работе Бюджет движения денежных средств