Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:40, курсовая работа
Бюджетное планирование - процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате кото¬рого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности).
Цель бюджетного планирования - описать будущее состояние предприятия в эко-номических показателях таким образом, чтобы оптимально обеспечить достижение стоимостных (или иных, выражающихся через финансово-экономические показатели) целей предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ 7
2 РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТА 8
2.1 Бюджет продаж 8
2.2 Бюджет производства 17
2.3 Бюджет коммерческих расходов 21
2.4 Бюджет прямых затрат на материалы 24
2.5 Бюджет производственных запасов 29
2.6 Бюджет прямых затрат на оплату труда 34
2.7 Бюджет общепроизводственных (накладных) расходов 37
2.8 Бюджет управленческих расходов 41
2.9 Налоговый бюджет 45
3 РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ 49
3.1 Бюджет доходов и расходов 49
3.2 Бюджет движения денежных средств 51
4 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННОГГО АНАЛИЗА 57
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖНЕЙ ГРАНИЦЫ ЦЕНЫ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИ¬ЯТИЯ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Таблица 14 – График поступления выручки от продажи продукции C на внешнем рынке
тыс. руб.
Показатели |
Месяцы планируемого периода | |||||
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март | |
1. ДЗ на конец периода |
62213,62 |
83933,79 |
64081,70 |
77500,73 |
84195,84 |
61542,63 |
2. График гашения ДЗ |
19837,72 |
19749,64 |
||||
3. Оплата текущего периода |
||||||
Октябрь |
38088,42 |
42463,98 |
||||
Ноябрь |
59676,08 |
42915,25 |
||||
Декабрь |
45908,96 |
22662,03 |
||||
Январь |
25309,60 |
56459,08 | ||||
Февраль |
98282,60 |
|||||
Март |
50708,81 | |||||
4. Поступление денежных средств в текущем периоде |
57926,14 |
79425,72 |
88372,94 |
68224,85 |
120944,63 |
107167,89 |
Таблица 15 – График поступления выручки от продажи продукции A,B,C на внешнем рынке
тыс. руб.
Показатели |
Месяцы планируемого периода | |||||
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март | |
1. ДЗ на конец периода |
114091,75 |
163688,11 |
170933,83 |
193346,92 |
194481,21 |
161711,24 |
2. График гашения ДЗ |
38468,19 |
38320,79 |
||||
3. Оплата текущего периода |
||||||
октябрь |
80245,74 |
75770,95 |
||||
ноябрь |
109574,08 |
90981,51 |
||||
декабрь |
95209,81 |
83200,79 |
||||
январь |
81793,18 |
113645,81 | ||||
февраль |
147685,60 |
|||||
март |
97673,56 | |||||
4. Поступление денежных средств в текущем периоде |
118713,93 |
147894,88 |
170980,76 |
172774,69 |
230886,38 |
211319,37 |
Представленная форма графика позволяет видеть, сколько всего денег от продаж получит предприятие в каждом периоде, а также, сколько всего денег будет получено от продаж, произведенных в конкретном периоде.
Кроме этого, в графике отдельно показывается состояние дебиторской задолженности на конец каждого периода, вычисляемой следующим образом:
ДЗ
на конец периода = ДЗ на начало периода
+ Стоимость отгруженной, но не оплаченной
продукции – Поступления денежных средств
за ранее отгруженную продукцию.
Остаток дебиторской задолженности на конец года представлен с учетом переходящих остатков предыдущего периода. Безнадежные долги отсутствуют. Денежные поступления от продаж, запланированные в бюджете продаж, включаются в притоки по операционной деятельности бюджета движения денежных средств. Следует отметить, что отгрузка продукции производится по факту осуществления предоплаты.
Между итоговыми показателями бюджета продаж и данными из общего графика получения выручки возникают различия. Эти расхождения вызваны различиями в курсах валют на момент отгрузки (предоплата) и на момент получения денежных средств (отсрочка, аккредитив) [1].
2.2 Бюджет производства
После составления бюджета продаж разрабатывается бюджет производства. Рассматриваемое в данной работе предприятие является коммерческой организацией по выпуску трех видов продукции, имеющих непрерывный технологический процесс и непродолжительный производственный цикл.
Производственный бюджет - это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.
Готовая продукция относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией) активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов.
В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж, графика отгрузки, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности.
Объем производства в периоде зависит от множества факторов, среди которых можно выделить следующие:
- объем продаж;
- имеющиеся запасы готовой продукции на начало периода;
- график отгрузки продукции;
- размеры отгружаемой партии;
- внешние закупки.
При составлении производственного бюджета, прежде всего, необходимо установить доступные мощности, то есть способность производственной системы выпускать определенное количество продукции в течение планового периода. Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график работы, наличие машин и оборудования, эффективность рабочего центра.
Далее рассчитывается требуемая мощность, то есть мощность, необходимая для выполнения производственного бюджета.
Затем сопоставляются требуемые мощности с доступными, выявляется возможный дисбаланс и принимаются меры по обеспечению необходимого соответствия. Соответствие требуемой и доступной мощностей может быть достигнуто двумя путями - изменением загрузки оборудования либо наращиванием доступной мощности [1].
Информация о производственных мощностях устанавливается технологическими отделами организации.
После определения требуемой мощности рассчитывается необходимый объем выпуска готовой продукции, который составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается по следующей формуле:
V производства = V продаж + З на кон. пер. - З на нач. пер.- Внеш. зак., (2)
где З на кон пер, З на нач пер – запасы продукции предприятия на конец и начало периода соответственно;
Внеш зак – объем внешних закупок.
Предприятие может использовать внешние закупки в тех случаях, когда есть возможность купить аналогичную продукцию у субподрядчиков для выполнения своих контрактных обязательств. Исходя из графика отгрузки продукции предприятия, производится расчет остатков готовой продукции предприятия на конец периода:
З на кон. пер. = V продаж ср/суточн. * Nдн. до кон. мес. после отгрузки, (3)
где V продаж ср/суточн. – среднесуточный объем продаж;
Nдн. до кон. мес. после отгрузки – количество рабочих дней, которое осталось с момента последней отгрузки до конца соответствующего месяца, дн.
Запас готовой продукции предприятия на начало следующего месяца равен запасу готовой продукции на конец предыдущего месяца.
Запас готовой продукции на начало периода равен 3-дневному объему производства в соответствии с среднесуточным объемом в первом месяце бюджетного периода.
На основе бюджета производства рассчитывается производственная себестоимость продукции предприятия и бюджет запасов в части готовой продукции и незавершенного производства.
Следует отметить, что в данной работе не предусматриваются внешние закупки продукции предприятием. Бюджет производства продукции предприятия представлен в таблице 16.
Таблица 16 – Бюджет производства продукции предприятия
Показатель |
Месяцы бюджетного периода | |||||
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март | |
1. Объем продаж | ||||||
1.1. Внутренний рынок |
||||||
А |
115500 |
96360 |
85162 |
120868 |
125664 |
100672 |
В |
112288 |
87120 |
105705,6 |
92637,6 |
69696 |
156816 |
С |
154192,5 |
95287,5 |
149242,5 |
110412,5 |
106425 |
145942,5 |
1.2. Внешний рынок |
||||||
А |
38500 |
64240 |
88638 |
59532 |
59136 |
92928 |
В |
81312 |
94380 |
83054,4 |
117902,4 |
104544 |
60984 |
С |
90557,5 |
116462,5 |
73507,5 |
90337,5 |
141075 |
93307,5 |
2. Запас ГП на конец периода | ||||||
1.1. Внутренний рынок |
||||||
А |
20087 |
24090 |
15484 |
28440 |
18850 |
20134 |
В |
19528 |
13068 |
9610 |
21797 |
3485 |
15682 |
С |
26816 |
19058 |
20351 |
25979 |
10643 |
21891 |
1.2. Внешний рынок |
||||||
А |
13391 |
19272 |
24174 |
28015 |
14784 |
27878 |
В |
42424 |
47190 |
41527 |
83225 |
47045 |
30492 |
С |
15749 |
11646 |
6683 |
21256 |
7054 |
9331 |
3. Среднесуточный объем | ||||||
1.1. Внутренний рынок |
||||||
А |
5022 |
4818 |
3871 |
7110 |
6283 |
5034 |
В |
4882 |
4356 |
4805 |
5449 |
3485 |
7841 |
С |
6704 |
4764 |
6784 |
6495 |
5321 |
7297 |
1.2. Внешний рынок |
||||||
А |
1674 |
3212 |
4029 |
3502 |
2957 |
4646 |
В |
3535 |
4719 |
3775 |
6935 |
5227 |
3049 |
С |
3937 |
5823 |
3341 |
5314 |
7054 |
4665 |
4. Запас ГП на начало периода | ||||||
1.1. Внутренний рынок |
||||||
А |
15065 |
20087 |
24090 |
15484 |
28440 |
18850 |
Продолжение таблицы 16 | ||||||
Показатель |
Месяцы бюджетного периода | |||||
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март | |
В |
14646 |
19528 |
13068 |
9610 |
21797 |
3485 |
С |
20112 |
26816 |
19057,5 |
20351 |
25979 |
10643 |
1.2. Внешний рынок |
||||||
А |
5022 |
13391 |
19272 |
24174 |
28015 |
14784 |
В |
10606 |
42424 |
47190 |
41527 |
83225 |
47044,8 |
С |
11812 |
15749 |
11646,25 |
6683 |
21256 |
7053,75 |
5. Объем производства | ||||||
1.1. Внутренний рынок |
||||||
А |
120522 |
100363 |
76556 |
133824 |
116074 |
101957 |
В |
117170 |
80660 |
102247 |
104825 |
51384 |
169013 |
С |
160897 |
87529 |
150536 |
116041 |
91088 |
157191 |
1.2. Внешний рынок |
||||||
А |
46870 |
70121 |
93540 |
63373 |
45905 |
106022 |
В |
113130 |
99146 |
77392 |
159600 |
68364 |
44431 |
С |
94495 |
112360 |
68544 |
104911 |
126873 |
95585 |