Бюджет Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Бюджетная система Российской федерации.
1.1 Определение и сущность бюджетной системы государства.
1.2 Принципы бюджетной системы.
1.3 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
1.4 Проблемы функционирования бюджетной системы и бюджетной политики.
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета.
2.1 Доход бюджета.
2.2 Расходы государственного бюджета.
Повышение эффективности расходов бюджета
Бюджетный дефицит.
Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году.
2.3 История развития бюджетной системы России.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться  с определенными расходами бюджета  за исключением целевых бюджетных  фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам, кварталам и т. д.

Гласность предусматривает  обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, а также обязательную открытость для средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов.

Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства.

Достоверность бюджета выражает надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития  соответствующей территории и

реалистичность  расчета доходов и расходов бюджета. Это способствует проведению контроля и борьбы с фальсификацией бюджетных  росписей. Принцип предусматривает  достоверное отражение  в  бюджете финансовых операций Правительства, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению.

Адресность  и целевой характер бюджетных  средств означает, что они выделяются получателям с обозначением направления  их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете  при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

При формировании каждого бюджета предусматриваются источники

покрытия дефицита. В качестве  источников   финансирования   дефицита  федерального бюджета выступают внутренние и внешние заимствования.

1.3 Характеристика бюджетной системы  Российской Федерации

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность отношений, возникающих  между различными субъектами в процессе:

-формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней  системы и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, регулирования государственного  и муниципального долга;

-составления  и рассмотрения проектов бюджетов  системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Правовой  статус участников бюджетных отношений  в Российской Федерации регламентируется:

-Бюджетным  кодексом Российской Федерации  (это базовый законодательный  акт);

-Соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

-Указами  Президента Российской Федерации; 

-Нормативными  правовыми актами Правительства  Российской Федерации;

-Соответствующими  актами федеральных органов исполнительной  власти.

Внутренняя  структура бюджетной системы  РФ, приведена на рис. 1.2.

Таким образом, бюджетная система РФ имеет три  уровня: федеральный, региональный и  местный.

Первый уровень бюджетной системы, представлен двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными  фондами денежных средств, которые  образуются вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются  для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую  помощь). Целевые бюджетные фонды  являются специальными централизованными  фондами денежных средств, создаваемых  из средств бюджетов или из средств  в порядке отчислений от других видов  доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие  назначению целевого бюджетного фонда.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов. Аналогично бюджеты субъектов  РФ, бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов и местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых  органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.

Основываясь на федеральном принципе построения Российской Федерации, и её административно-территориальном  делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет:

  • 1 федеральный бюджет;
  • 21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;
  • 5 краевых и областных бюджетов;
  • 2 бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1 бюджет автономной области;
  • 10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;
  • около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых).

Бюджетная система Российской Федерации – основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В условиях федеративного государства бюджетная  система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной  стороны создает стимулы для  развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется  возможность координации развития отдельных субъектов и федерации  в целом.

В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным  кодексом определено, что бюджетная  система основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего совокупного покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Таким образом, государственная бюджетная система  оказывает воздействие па все  звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные  правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.

В условиях перехода к рынку государственный  бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия  на общественное производство и режим  расходования бюджетных средств.

1.4  Проблемы функционирования бюджетной  системы и бюджетной политики

Эффективная бюджетная система выступает  важнейшей гарантией суверенитета государства, определяющей его финансовые возможности осуществления своих  внутренних и внешних функций.

Бюджетная система, как форма перераспределения  обобществленных денежных средств, выступает финансовой основой функционирования всех уровней государственной власти и местного самоуправления не только в Российской Федерации, но и во всех государствах мирового сообщества.

Бюджетные средства являются источником финансирования деятельности государственных и муниципальных  органов, реализующих свои функции  по обеспечению деятельности общества, без чего невозможно само существование  и эффективная защита прав и свобод человека и гражданина, а также  реализация основополагающих положений  Конституции Российской Федерации.

Стремление  всех уровней власти к совершенствованию  и укреплению бюджетной системы  является одним из основных направлений  законодательной и правоприменительной  практики любого государства как  основы своего существования. Это связано  не только со стремлением повышения  доходов через совершенствование  налоговой системы, но и усиление требований к целесообразности перераспределения  и расходования бюджетных средств  в рамках бюджетной системы государства.

Одновременно  бюджетная система выступает  единственно законной формой аккумулирования  и перераспределения публичных  финансов путем принятия бюджета  в установленном законодательством  порядке. При этом именно в процессе бюджетных правоотношений определяется разумная необходимость обобществления денежных средств (планирование бюджетных  доходов), обосновывается и предрешается вопрос о ведомственной, функциональной и экономической классификации бюджетных расходов на очередной финансовый год (планирование бюджетных расходов).

Особую остроту  при анализе многоуровневой бюджетной  системы Российской Федерации представляют межбюджетные отношения всех уровней  бюджетной системы, связанные не только с финансовыми, но и иными  конфликтами между Российской Федерацией и ее субъектами, а также органами местного самоуправления.

Идеальное состояние государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств. Нормальное состояние государственного бюджета предполагает равенство расходной и доходной частей бюджета. Если расходы бюджета превышают доходы, то имеет место дефицит государственного бюджета, или дефицитное состояние государственного бюджета.

К сожалению, на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед  бюджетной политикой, так и не были достигнуты. Однако есть и положительные  сдвиги: сформирована и функционирует  трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции.

Для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

  • реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
  • ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
  • жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
  • увеличения доходов,  причем  не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
  • усиления  результативности  бюджетной  политики   в  достижении определенных  параметров  в экономике.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ Бюджетное  послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные  ориентиры бюджетной политики, согласованные  с общими целями и задачами экономической  политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном  бюджетном планировании и при  составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

В настоящее  время сложность регулирования  бюджетных правоотношений в Российской Федерации заключается в отсутствии методов объективной оценки бюджетной  потребности регионов,  индивидуализированности  отношений Федерации и ее субъектов, конфликта между регионами по вопросам объемов налоговых отчислений и получению поддержки из федерального бюджета, отсутствие четкого разграничения  расходных полномочий и существование  «не финансируемых мандатов», финансовая невозможность местных бюджетов для решения местных вопросов, другие противоречия бюджетной системы.

Все эти проблемы мешают эффективному функционированию бюджетной системы Российской Федерации  и могут быть устранены только путем совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации.

Исходя из анализа положений различных  нормативно-правовых актов, накопленного опыта межбюджетных отношений и  научных исследований в данной области, следует сделать вывод о том, что реформирование бюджетной системы  Российской Федерации в предложенном виде может привести к более серьезному кризису межбюджетных отношений  внутри консолидированного бюджета  Российской Федерации.

Естественно, такие действия законодателя не только не способствуют стабилизации экономической  системы, но и во многом подрывают  устойчивость внутригосударственных  связей между федеральным центром  и регионами, нанося ущерб организации  государственной власти в Российской Федерации. В каждом случае возникновение  кризиса бюджетных отношений  между уровнями государственной  власти возникает социальная напряженность, которая зачастую используется местной  элитой для оказания давления на федеральные  органы государственной власти с  целью увеличения объемов финансовой помощи, а также снятия с себя ответственности за недостатки региональной бюджетной политики.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации  представляет собой не только унифицированную  форму обобществления и перераспределения  публичных финансов в рамках консолидированного бюджета Российской Федерации, но и  является важнейшим гарантом реализации законных прав и свобод граждан, обеспечивая  возможность получения социальных стандартов даже в кризисных регионах. В этом видится общеправовое и  конституционное значение бюджетной  системы, а равно общесоциальная  ценность бюджетных правоотношений.

Информация о работе Бюджет Российской Федерации