Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:19, курсовая работа
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Введение
Глава 1.Бюджетная система Российской федерации.
1.1 Определение и сущность бюджетной системы государства.
1.2 Принципы бюджетной системы.
1.3 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
1.4 Проблемы функционирования бюджетной системы и бюджетной политики.
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета.
2.1 Доход бюджета.
2.2 Расходы государственного бюджета.
Повышение эффективности расходов бюджета
Бюджетный дефицит.
Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году.
2.3 История развития бюджетной системы России.
Заключение
Список используемой литературы
Принцип общего
(совокупного) покрытия расходов означает,
что все расходы бюджета должны
покрываться общей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. Доходы
и поступления не могут увязываться
с определенными расходами
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам, кварталам и т. д.
Гласность предусматривает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также обязательную открытость для средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Принцип реальности предполагает отражение в бюджете действительного состояния доходов и расходов государства.
Достоверность
бюджета выражает надежность показателей
прогноза социально-экономического разв
реалистичность
расчета доходов и расходов бюджета.
Это способствует проведению контроля
и борьбы с фальсификацией бюджетных
росписей. Принцип предусматривает
достоверное отражение в
Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что они выделяются получателям с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
При формировании
каждого бюджета
покрытия дефицита.
В качестве источников финанси
1.3 Характеристика бюджетной
Бюджетная система РФ представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
-формирования доходов и
-составления
и рассмотрения проектов
Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:
-Бюджетным кодексом Российской Федерации (это базовый законодательный акт);
-Соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
-Указами
Президента Российской
-Нормативными
правовыми актами
-Соответствующими
актами федеральных органов
Внутренняя структура бюджетной системы РФ, приведена на рис. 1.2.
Таким образом, бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.
Первый уровень бюджетной системы, представлен двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.
Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и утверждаются в форме федеральных
законов. Аналогично бюджеты субъектов
РФ, бюджеты территориальных
Основываясь
на федеральном принципе построения
Российской Федерации, и её административно-
Бюджетная система Российской Федерации – основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В условиях
федеративного государства
В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:
Таким образом,
государственная бюджетная
В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств.
1.4
Проблемы функционирования
Эффективная
бюджетная система выступает
важнейшей гарантией
Бюджетная система, как форма перераспределения обобществленных денежных средств, выступает финансовой основой функционирования всех уровней государственной власти и местного самоуправления не только в Российской Федерации, но и во всех государствах мирового сообщества.
Бюджетные средства
являются источником финансирования деятельности
государственных и
Стремление
всех уровней власти к совершенствованию
и укреплению бюджетной системы
является одним из основных направлений
законодательной и
Одновременно
бюджетная система выступает
единственно законной формой аккумулирования
и перераспределения публичных
финансов путем принятия бюджета
в установленном
Особую остроту при анализе многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации представляют межбюджетные отношения всех уровней бюджетной системы, связанные не только с финансовыми, но и иными конфликтами между Российской Федерацией и ее субъектами, а также органами местного самоуправления.
Идеальное состояние государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств. Нормальное состояние государственного бюджета предполагает равенство расходной и доходной частей бюджета. Если расходы бюджета превышают доходы, то имеет место дефицит государственного бюджета, или дефицитное состояние государственного бюджета.
К сожалению,
на протяжении всего периода реформ
цели, которые ставились перед
бюджетной политикой, так и не
были достигнуты. Однако есть и положительные
сдвиги: сформирована и функционирует
трехуровневая бюджетная
Для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:
Согласно
Бюджетному кодексу РФ Бюджетное
послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ о бюджетной политике
на очередной год является неотъемлемым
элементом процедуры подготовки
федерального бюджета. Бюджетное послание
задает стратегические и краткосрочные
ориентиры бюджетной политики, согласованные
с общими целями и задачами экономической
политики государства, которые являются
определяющими в среднесрочном
бюджетном планировании и при
составлении проекта
В настоящее
время сложность регулирования
бюджетных правоотношений в Российской
Федерации заключается в
Все эти проблемы
мешают эффективному функционированию
бюджетной системы Российской Федерации
и могут быть устранены только
путем совершенствования
Исходя из анализа положений различных нормативно-правовых актов, накопленного опыта межбюджетных отношений и научных исследований в данной области, следует сделать вывод о том, что реформирование бюджетной системы Российской Федерации в предложенном виде может привести к более серьезному кризису межбюджетных отношений внутри консолидированного бюджета Российской Федерации.
Естественно, такие действия законодателя не только не способствуют стабилизации экономической системы, но и во многом подрывают устойчивость внутригосударственных связей между федеральным центром и регионами, нанося ущерб организации государственной власти в Российской Федерации. В каждом случае возникновение кризиса бюджетных отношений между уровнями государственной власти возникает социальная напряженность, которая зачастую используется местной элитой для оказания давления на федеральные органы государственной власти с целью увеличения объемов финансовой помощи, а также снятия с себя ответственности за недостатки региональной бюджетной политики.
Таким образом,
бюджетная система Российской Федерации
представляет собой не только унифицированную
форму обобществления и перераспределения
публичных финансов в рамках консолидированного
бюджета Российской Федерации, но и
является важнейшим гарантом реализации
законных прав и свобод граждан, обеспечивая
возможность получения