Бюджет Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Бюджетная система Российской федерации.
1.1 Определение и сущность бюджетной системы государства.
1.2 Принципы бюджетной системы.
1.3 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
1.4 Проблемы функционирования бюджетной системы и бюджетной политики.
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета.
2.1 Доход бюджета.
2.2 Расходы государственного бюджета.
Повышение эффективности расходов бюджета
Бюджетный дефицит.
Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году.
2.3 История развития бюджетной системы России.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических  проблем путем государственных  заимствований порождает государственный  долг. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации.

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для  покрытия внешнего долга стране требуется  иностранная валюта, для получения  которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а  на погашение долга, что замедляет  темпы экономического роста и  снижает уровень жизни.

Возникновение и рост государственного долга обусловливают  необходимость управления им.

 Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия и  консолидация государственного долга  являются важнейшими приемами, используемыми  в процессе управления государственным  долгом

Конверсия государственных  займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и  др. Как правило, правительства стремятся  максимально отодвинуть во времени  выплату задолженности, поэтому  чаще всего конверсия сводится к  превращению краткосрочных займов в средне - и долгосрочные обязательства.

Консолидация  государственного долга производится путем продления срока действия кратко - и среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных кратко - и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется  консолидированный долг как часть  общей суммы государственной  задолженности в результате выпуска  долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки  выплат по долгу. Погашение старой государственной  задолженности с помощью выпуска  новых займов называется рефинансированием.

Огромное  значение для регулирования госбюджета имеет налоговая ре - форма, которая  призвана снизить налоговое бремя  на налогоплательщиков, упростить налоговую  систему и повысить качество налогового администрирования. Это в конечном итоге должно способствовать улучшению  собираемости налогов и увеличить  поступления в бюджет.

               Повышение эффективности налоговой системы

В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства  и предпринимателей и выбор оптимальной  политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная  политика в области расходов привела  к ситуации, когда в условиях кризиса  среднесрочные задачи налоговой  политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о  снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями  предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось  с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники  его финансирования, в том числе  рассматривая варианты повышения налогов.

 

Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам

Одним из источников дополнительного  финансирования пенсий станет повышение  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых  будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма  валоризации - переоценки денежной стоимости  пенсионных прав, которые были приобретены  гражданами до начала пенсионной реформы  в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный  пенсионный капитал будет проиндексирован  на 10% плюс по 1% за каждый год "советского" трудового стажа до 1991 года.

 

           Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году.

Исполнение  федерального бюджета в 2010 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2010 год". По оперативным данным Счетной  палаты, доходы федерального бюджета  за январь - сентябрь 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного  на девять месяцев 2010 года Федеральным  законом "О федеральном бюджете  на 2010 год". При этом расходы федерального бюджета составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % - от задания, установленного бюджетной  росписью на девять месяцев 2010 года.

Анализ основных характеристик федерального бюджета  свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. Если в 2008 году он составлял 18,6 %, то в 2010 году - 17,2 %, а  в 2009 году - 13,5 процента. В январе - сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным  законом "О федеральном бюджете  на 2010 год". Причем в общем объеме расходов федерального бюджета возрастает доля процентных расходов, которая  составила в январе - июне 2010 года 21,8 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным  законом "О федеральном бюджете  на 2010 год", в январе - сентябре 2010 года - 22,7 процента.

Несколько иная динамика доходов федерального бюджета. Если удельный вес доходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2010 году составлял 15,1 %, в 2008 году - 14,9 %, а в 2010 году даже снизился до 11,9 %, то в 2009 году он составил 16,0 %, а в январе - июне 2010 года - 17,6 % при 15,4 %, представленных в  расчетах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете  на 2010 год", в январе - сентябре 2010 года - 16,9 процента.

Остатки средств  федерального бюджета по состоянию  на 1 января 2010 года на счетах по учету  средств федерального бюджета составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2010 года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 56241,6 млн. рублей. Все поступления, включая  входящие остатки, заимствования, поступления  от продажи имущества и реализации государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, составили 1348647,3 млн. рублей. За счет этих средств  исполнены расходы федерального бюджета в объеме 928903,6 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 157360,5 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней в  сумме 3826,9 млн. рублей.

Доходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной  палаты, в январе - сентябре 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на указанный период 2010 года Федеральным законом "О  федеральном бюджете на 2010 год". Сверх утвержденного объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный  бюджет по налоговым доходам за январь - сентябрь 2010 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных  назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным  фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.

Налоги и  иные платежи, контролируемые Министерством  Российской Федерации по налогам  и сборам, поступили в федеральный  бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что  составляет 60,3 % от общего объема поступивших  в январе - сентябре 2010 года доходов  федерального бюджета, Государственным  таможенным комитетом Российской Федерации - 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством  имущественных отношений Российской Федерации - 18082,8 млн. рублей (1,6 процента).

По сравнению  с соответствующим периодом прошлого года доходы федерального бюджета в  январе - сентябре 2010 года в номинальном  выражении увеличились на 323336,2 млн. рублей, или на 41,3 процента. В сопоставимых ценах они возросли соответственно на 15,2 процента. При этом их доля в  объеме ВВП выросла на 1,6 процента.

Анализ основных характеристик федерального бюджета  за ряд лет свидетельствует о  резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. В январе - сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета  в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год". Причем в общем объеме расходов федерального бюджета нарастает доля процентных расходов, которая составила в январе - сентябре 2010 года 22,7 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год".

Наличие остатков средств федерального бюджета в  объеме 173923,7 млн. рублей (по состоянию  на 1 января 2010 года), доходы федерального бюджета в объеме 1106514,4 млн. рублей позволяли исполнить установленные  бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года расходы федерального бюджета  в полном объеме.

Однако расходы  федерального бюджета, по оперативным  данным Счетной палаты, исполнены  лишь в объеме 928903,6 млн. рублей, что  составляет 77,8 % от показателя, утвержденного  федеральным бюджетом на год, и 93,8 % от показателя, установленного бюджетной  росписью на девять месяцев 2010 года.

Исполнение  расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно и непропорционально  как по разделам и подразделам  функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, так  и по субъектам ведомственной  структуры расходов федерального бюджета.

Уровень исполнения расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение внутренней и внешней  безопасности страны, воспроизводство  научного потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2010 год  и на среднесрочную перспективу". Расходы бюджета на развитие реального  сектора экономики составили  всего 80,6 % от соответствующего показателя бюджетной росписи на девять месяцев 2010 года.

На недостаточном  уровне осуществлено финансирование отдельных  федеральных целевых программ и  федеральных программ развития регионов.

В ходе исполнения бюджета кредиторская задолженность  возросла по сравнению с 1 января 2010 года на 8,8 млрд. рублей и составила  по состоянию на 1 июля 2010 года 92,8 млрд. рублей. При этом дебиторская задолженность  бюджетополучателей на 1 января 2010 года составляла 61,8 млрд. рублей.

Анализ объемов  финансирования расходов федерального бюджета и их исполнения в январе - сентябре 2010 года позволяет сделать  вывод о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями  и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и  их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах  федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2010 года - 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года - 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года - 85524,8 млн. рублей).

Наличие значительных остатков средств федерального бюджета  на всех счетах по учету средств  федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию на 1 октября 2010 года), а  также практика внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета  корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют  об имеющихся возможностях совершенствования  системы управления государственными финансами, в том числе повышения  качества бюджетного планирования и  организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в  учете средств федерального бюджета.

                         2.3 История развития бюджетной системы России

Корни современной  бюджетной системы России следует  искать в истории СССР, так как  до революции действовала двухзвенная  бюджетная система государства.

После Февральской  революции 1917 года бюджетная система  пришла в расстройство. При Временном  правительстве доходы и расходы  производились на основании отдельных  кредитов (иностранных займов).

С победой  Октябрьской революции 1917 года для  финансирования неотложных нужд Советское  правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также  с купцов и спекулянтов. В январе 1918 г. правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 года, который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов.

Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной системы были положены принципы централизации всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам и расходам. Конституция РСФСР предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей). Государственные бюджеты Украинской и Белорусской социалистических республик существовали отдельно.

Территориальные бюджеты формировались за счет:

  • поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами;
  • надбавок в размере до 40% к государственному подоходному налогу;
  • доходов от местных предприятий и имущества;
  • ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако  в условиях военного времени и  проведения политики военного коммунизма бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные  планы распределения денежной эмиссии.

К концу 1920 года денежные бюджеты стали отмирать. По мере стабилизации денежных знаков и укрепления финансовой системы  правительство перешло к месячным бюджетным планам, в 1923-1924 годов - к  твердым квартальным планам, а  в 1924-1925 годов - и к твердому годовому планированию и отчету.

С образованием в 1922 году СССР и принятием в 1924 году Конституции СССР были внесены изменения  в бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР. В  его состав вошли государственные  бюджеты союзных республик. Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации  распределялись между различными уровнями бюджетной системы и вносили  отчисления в соответствующий бюджет.

Информация о работе Бюджет Российской Федерации