Бюджет Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Бюджетная система Российской федерации.
1.1 Определение и сущность бюджетной системы государства.
1.2 Принципы бюджетной системы.
1.3 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
1.4 Проблемы функционирования бюджетной системы и бюджетной политики.
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета.
2.1 Доход бюджета.
2.2 Расходы государственного бюджета.
Повышение эффективности расходов бюджета
Бюджетный дефицит.
Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году.
2.3 История развития бюджетной системы России.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

В частности, предприятия союзного подчинения вносили  платежи в союзный бюджет, предприятия  республиканского, областного и городского подчинения - в соответствующие бюджеты. В свою очередь, из этих же бюджетов финансировались предприятия, учреждения и организации союзного, республиканского и местного подчинения соответственно.

Доходы  союзного бюджета формировались  за счет отчислений предприятий союзного подчинения, общегосударственных налогов  и доходов от внешнеэкономической  деятельности. Аналогично формировались  бюджеты нижестоящих уровней. Однако следует отметить, что местные  бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные и сельские бюджеты) не включались в  состав бюджетов союзных республик  и государственный бюджет СССР.

В ходе налоговой  реформы 1930 - 1932 годах было внесено  изменение в формирование доходов  территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов  с налога с оборота и с поступлений  от реализации государственных займов. В последующем этот принцип распространился  на другие общегосударственные источники  и продолжает действовать в бюджетной  системе РФ как механизм бюджетного регулирования с целью пополнения средствами территориальных бюджетов.

Принятие  в 1936 г. Конституции СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР.

В условиях командно-административной системы  управления в бывшем Советском Союзе  государственный бюджет представлял  собой основной финансовый план образования  и использования общего фонда  денежных средств. Эти средства расходовались  для выполнения директивного плана  социально-экономического развития народного  хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке.

Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме  налога с оборота (правительство  устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в  бюджет) и отчислений от прибылей (они  доходили иногда до 70%). Подоходный налог  с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

Финансирование  народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование  пропорций воспроизводства. Государственные  финансы расходовались на организацию  здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.

Но такое  предельно централизованное использование  основной части денежных средств  общества для выполнения директивных  заданий плана имело те же непреодолимые  недостатки, которые присущи командно-административной системе в целом.

Формирование  бюджетной системы СССР завершилось  в 1938 году, когда местные бюджеты  и бюджет социального страхования  были официально включены в состав единого государственного бюджета. Расширение функций местных советов  и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов.

Бюджетная система СССР просуществовала более  шестидесяти лет. За это время  она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и  годовые бюджеты составлялись как  единые. Такая централизация бюджетной  системы была вызвана крайне тяжелой  экономической и политической ситуацией  в стране. Порядок составления  единого бюджета сохранился и  после объединения советских  республик.

Основная  доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом  на капитальные вложения в новые основные фонды, финансовую помощь колхозам, социально-культурные мероприятия, оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли. Через государственный бюджет перераспределялось свыше 60 % всех финансовых ресурсов государства. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 1930-х гг., сохранились до начала 1990-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы предприятий.

Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты  в неизменном виде (рис. 1.1.) оставались вплоть до распада СССР в 1991 году.

С самого начала преобразований национального  хозяйства возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании  макроэкономики.

В первую очередь они коснулись организации  бюджетной работы. В 1992 и 1993 годы федеральные  бюджеты были приняты не до наступления  бюджетного года, а в момент его  окончания - в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствия научного прогнозирования (в особенности  предвидения динамики инфляции) и других причин. О не доработанности бюджета свидетельствовало, в частности, то, что расходы в нем делились на защищенные (полностью обеспеченные ресурсами) и незащищенные (выполнение которых зависело от возможного поступления дополнительных доходов).

Очень острым явилось противоречие между экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение  кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного валютного  фонда (снижение темпов инфляции - условие  предоставления кредитов этого фонда  для сбалансирования бюджета) сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. В нем не предусматривались  необходимые меры по улучшению материального  положения основной части населения (не проводилась должная индексация заработной платы и пенсий, замораживалась доля расходов на выплату заработной платы и пособий населению  и т.п.). Не случайно размер реальной заработной платы неуклонно снижался.

Ежегодно  составлялся нереальный бюджет, что  было видно из итогов его выполнения. Разразился огромной силы финансовый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее доверие к государственным ценным бумагам, породил кризис банковской системы и вызвал многократное обесценение  рубля.

Осуществление созидательных задач развития экономики  страны потребовало разработки новой  бюджетной политики на 2001 год и  на среднесрочную перспективу.

Сейчас  эта политика регламентируется Бюджетным  кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы  страны. Отражая содержание процессов  производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято  называть бюджетным устройством. Бюджетная  система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

Процесс преобразования бюджетной  системы - сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не менее  начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит  будущее всей российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2008.

2.   ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года "О Федеральном Бюджете на 2004 год".

.  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009.

4 .  Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5.  Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.

6.  Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2008.

7.  Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2008.

8.Кузнецова О., Лавров А., Давид Я. Межбюджетные отношения в субъектах РФ./Бюджетное устройство. -М., 2007, с.52.

9.Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М.: Финансы и статистика, 2007. - 504 с.

10. Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. М.: Юрайт-Издат, 2008. - 543 с.

11. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Учебник. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. ISBN 5-88103-23-0.– 760 с

12.Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. ISBN  5-238-00676-4.– 415 с.

13.Финансы: Учеб. пособие. / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. ISBN 5-249-02308-6. – 384 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Рисунок 1.1. Структура бюджетной системы СССР

 

 

 

Приложение 2

Рисунок 1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджет Российской Федерации