Бюджет Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Бюджетная система Российской федерации.
1.1 Определение и сущность бюджетной системы государства.
1.2 Принципы бюджетной системы.
1.3 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
1.4 Проблемы функционирования бюджетной системы и бюджетной политики.
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета.
2.1 Доход бюджета.
2.2 Расходы государственного бюджета.
Повышение эффективности расходов бюджета
Бюджетный дефицит.
Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году.
2.3 История развития бюджетной системы России.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 78.14 Кб (Скачать файл)

По  согласованию с региональными и  местными органами власти совместно  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и  средств местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

Повышение эффективности  расходов бюджета

Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности  государственных расходов, чтобы  сокращение расходов не затормозило  развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная инвентаризация бюджетных  обязательств, особенно в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений  по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится "тяжёлым грузом" на бюджетную систему.

б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В  рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную  систему распределения бюджетных  средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

в) Сокращение государственного сектора  и одновременное повышение его  эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования  и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых  программ и отдельных проектов. Без  такого сотрудничества, особенно в  текущих условиях, многие важные программы  не могут быть реализованы.

 

                                                          Бюджетный дефицит.

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга.

Если в  прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня  он стал типичен для большинства  стран рыночной экономики.

Бюджетный дефицит  возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата и др.) приводит к "проеданию" бюджетных средств. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Сегодня многие экономисты исходят из того что в  период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой  недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время.                                  

Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки  зрения стабилизации экономики. Планируемое  расхождение между доходами и  расходами государственного бюджета  может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения  налогов и снижения государственных  расходов в период спада экономики  и в результате привел бы к дальнейшему  сокращению совокупного спроса.

Экономисты  предлагают три основных подхода  к проблеме сбалансированности бюджета.

  • Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

В противоположном  случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы  не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

  • Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Т.о. правительство может сбалансировать бюджет в период в несколько лет.

Ключевой  проблемой такого подхода является его явная упрощенность. Подъемы  и спады в экономическом цикле  неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может  сменяться краткосрочным и небольшим  подъемом и наоборот. И в том, и  в другом случае будет наблюдаться  циклическая разбалансированность государственного бюджета.

  • Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Характер  бюджетного сальдо - дефицит или  излишек - определяется состоянием экономики  в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы мало зависят от уровня дохода .Таким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком - бюджетный излишек.

То или  иное бюджетное сальдо не всегда является свидетельством изменения макроэкономической ситуации в стране, оно может быть следствием проводимой правительством фискальной политики, направленной на решение тех или иных макроэкономических задач.

Для того чтобы  выделить воздействие на бюджетное  сальдо целенаправленных мероприятий  правительства, используется "бюджет полной занятости" - состояние бюджета  в условиях функционирования экономики  при естественном уровне безработицы.

Дефицит бюджета полной занятости (структурный дефицит) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и потенциальном ВНП, соответствующем естественному уровню безработицы.                                                                              Структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики.

Разность  между фактическим бюджетным  дефицитом и дефицитом полной занятости называется циклическим  дефицитом.

Циклический дефицит - это дефицит вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня, результатом чего является сужение налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Рост структурного дефицита означает, что правительство  проводит стимулирующую политику: увеличивает  расходы и сокращает налоги, что  вызывает рост совокупного спроса и  положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей политики.

Также в зависимости  от проводимой финансовой политики бюджетный  дефицит может быть активным или  пассивным.

Активный дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит  оказывает влияние на кредитно-денежное хозяйство и функционирование экономики  в целом. В условиях существования  бюджетного дефицита правительство  вынужденно искать источники его  покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные  заимствования.

Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Избыточная эмиссия широко применяется в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.

Для сохранения экономической и социальной стабильности правительства стараются всячески избегать неоправданной эмиссии  денег. С этой целью в систему  рыночной экономики встроен специальный  блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран  независимость эмиссионного банка  от законодательной и исполнительной власти. Он не обязан финансировать  правительство, таким образом ставится преграда неконтролируемой инфляции, которая могла бы начаться если бы деньги печатались по желанию правительства.

Наиболее  надежным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные  займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5лет). Они осуществляются в виде продажи государственных  ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения  кредитов у банков. Государственные  займы более безопасны по сравнению  с эмиссией, но и они оказывают  негативное влияние на экономику.

  • Во-первых, в некоторых случаях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
  • Во-вторых, даже при свободном размещении, когда правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами государственных ценных бумаг, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. При этом происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Вместе с этим повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. В результате возникает "эффект вытеснения" частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект имеет наиболее явное и отрицательное проявление при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при избыточных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо "эффекта вытеснения" может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности.

Информация о работе Бюджет Российской Федерации