Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать построение бюджетной системы РФ и её отличительные особенности.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
1. осветить теоретические основы бюджетного устройства государства;
2. охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы РФ;
3. выявить проблемы совершенствования бюджетной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1Теоретические основы бюджетного устройства государства.
1.1Понятие государственного бюджета.
1.2Сущность бюджетного устройства.
1.3 Принципы функционирования бюджетной системы.
2 Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской
Федерации.
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации.
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации.
2.3 Местные бюджеты.
3Проблемы совершенствования бюджетной системы РФ
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы Позднышевой Елены(замеч).docx

— 174.65 Кб (Скачать файл)

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.  Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный фонд Российской  Федерации;

2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.

Расходование  средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой  характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством  Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного  фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.

Бюджет  субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Консолидированный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо иметь в виду, что консолидированные  бюджеты как свод бюджетов нижестоящих  территориальных уровней и бюджета  соответствующего субъекта бюджетного права используются только для расчетов и аналитической работы.

 

1.3 Принципы функционирования  бюджетной системы

Принципы  как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы  присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать  бюджетную систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной системы в целом, можно разделить на две группы:

общие принципы или принципы бюджетности, характеризующие бюджет как научную категорию;

принципы  системности, характеризующие бюджет как систему.

Принцип правомерности и обязательности правовой базы означает, что становление  бюджета базируется на исторически  сложившихся нормах и правилах и  непосредственно опирается на законодательную  базу или бюджетное право.

Под правомерностью понимают совокупность прав народа через  своих представителей участвовать  в бюджетном процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. Под обязательностью понимается необходимость принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.

Принцип единства или централизации  бюджета подразумевает наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ - Закон "О бюджете на год", которые ежегодно принимаются и утверждаются соответствующим законодательным органом.

Принцип плановости бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией.

Принцип равновесия, или сбалансированности бюджета характеризует в первую очередь его бездефицитность, под которой понимается соразмерность между объемом доходов бюджета и объемом его расходов. Нарушение равновесия в сторону расходов образует дефицит средств в бюджете и ставит перед органами власти проблему его покрытия. Проблема может решаться только за счет изыскания новых источников дохода. В качестве таких источников могут выступать внутренние и внешние заимствования, государственные резервы и другие источники дохода.

Принцип многосторонности бюджета подразумевает, что бюджет представляет собой сложное явление и одновременно отражает многие сферы деятельности: экономики, финансов, политики, права, социальной жизни и его невозможно сводить только к росписи по статьям доходов и расходов бюджетной классификации.

Принцип многофункциональности бюджета подразумевает, что бюджет — это прежде всего совокупность доходов и расходов, собираемых и расходуемых в течение целого финансового года в соответствии со сметами доходов и расходов. Многофункциональность бюджета определяется не только значительным количеством источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.

Принцип самостоятельности бюджетов различных уровней бюджетной системы предполагает:

право законодательных  и исполнительных органов власти на своем уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

наличие собственных источников доходов формирования бюджета соответствующего уровня бюджетной системы;

законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов и полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих  бюджетов;

право органов  власти самостоятельно определять направления  расходов бюджетных средств;

недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы превышения доходов  над расходами, или сумм экономики  по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджета и внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иных обязательных поступлений и расходов отражаются в бюджетах и внебюджетных фондах в соответствии с бюджетной классификацией.

Принцип гласности или публичности  бюджетов подразумевает:

обязательное  опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении;

полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

обязательную  открытость для граждан и СМИ  процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов;

понимание гражданами языка бюджета и его  цифр, за которыми скрываются отношения  органов власти к своему государству, обществу и гражданам.

Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально экономического развития соответствующих территорий, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета, конкретность, определенную точность и объективность исполнения бюджета или выполнения контрольных мероприятий, предусмотренных целевыми программами и проектами.

Принцип обязательности исполнения бюджета  означает, что после принятия и  утверждения бюджета органы исполнительной власти, ответственные за исполнение бюджета, не имеют права переводить денежные ресурсы из одного направления, параграфа или статьи бюджетной  классификации в другие без решения  законодательного органа власти.

Принцип эффективности и экономичности  использования бюджетных средств подразумевает, что при исполнении бюджетов органы исполнительной власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в выполнении плановых заданий в соответствии с объемом средств, определенных бюджетом на соответствующее мероприятие. [5 с. 44-48]

Среди множества  принципов, характеризующих бюджетную  систему, можно выделить наиболее важные.

Принцип единства бюджетной системы предполагает:

единство  правовой базы;

единство  денежной системы;

единство  форм бюджетной классификации и  документации;

использование единых принципов и правил в бюджетном процессе;

применение  единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;

применение  единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;

ведение бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.

Принцип разграничения доходов  и расходов внутри бюджета и между уровнями бюджетной системы означает полное или частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующими бюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление отдельных видов доходов за определенными статьями расходов.

Кроме того, принцип подразумевает разграничение  полномочий органов власти внутри одного бюджета и между бюджетами  по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля за расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Принцип общего или совокупного  покрытия расходов бюджета предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета и только при финансировании целевых бюджетных фондов и программ. Кроме того, в случае централизации средств из бюджетов других уровней осуществляется принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, в том числе дефицита бюджета.

Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств в общей бюджетной системе с обозначением направления их на финансирование конкретных программ или мероприятий.

Принцип вертикальности бюджетной  системы предполагает вертикальное структурное строительство бюджетной системы по формированию доходов и исполнению бюджета.

Принцип межбюджетных отношений характеризует бюджетную систему с позиций распределения и закрепления расходов по уровням бюджетной системы, установления равновесия бюджетных прав всех органов власти в отношении своих бюджетов, принятия мер по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Принцип универсальности бюджетов предполагает, что бюджеты субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными бюджетами, а местные бюджеты во взаимоотношениях с региональными бюджетами (бюджетами субъектов РФ) используют единые методики расчета нормативных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, порядка расчета уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, формирующих доходную часть бюджетов всех уровней бюджетной системы.

 

 

 

2. Характеристика отдельных  звеньев бюджетной системы РФ

2.1. Федеральный бюджет

Федеральный бюджет является главным  средством перераспределения национального дохода   и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. [10 c. 16]

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности;

1) в зависимости от  механизма поступления доходов  в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие;

по социально-экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

в зависимости от конкретных объектов обложения - взимаемые с имущества или дохода;

по признаку источников уплаты — налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);

по конкретным видам  прямых я косвенных налогов (налог  на прибыль предприятий я организаций, подоходный налог с физических лиц  я др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины  и т.д.).

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Организация государственных  расходов основана на следующих принципах:

принцип целевого использования  средств;

Информация о работе Бюджетная система РФ