Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать построение бюджетной системы РФ и её отличительные особенности.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
1. осветить теоретические основы бюджетного устройства государства;
2. охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы РФ;
3. выявить проблемы совершенствования бюджетной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1Теоретические основы бюджетного устройства государства.
1.1Понятие государственного бюджета.
1.2Сущность бюджетного устройства.
1.3 Принципы функционирования бюджетной системы.
2 Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской
Федерации.
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации.
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации.
2.3 Местные бюджеты.
3Проблемы совершенствования бюджетной системы РФ
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы Позднышевой Елены(замеч).docx

— 174.65 Кб (Скачать файл)

безвозвратность государственных  расходов (за исключением государственных кредитов); соблюдение режима экономия.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий н субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. [9 с. 48]

Проанализируем основные показатели Федерального бюджета (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели Федерального бюджета  РФ (млрд.руб.)[12]

Показатели 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение, %

2012 г.

2013 г.

Доходы, млрд. руб.

8 844

9 503

10 379

7,45

17,36

Расходы, млрд. руб.

10 658

11 237

12 175

5,43

14,23

+ / - , млрд. руб.

- 1 814

- 1 734

- 1 796

- 4, 41

- 0,99

ВВП, млрд. руб.

50 389

55 950

61 920

11,04

22,9

Инфляция, %

6,5

6

5,5

-7,69

-15,39


 

 Согласно принятому Федеральному бюджету на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. ему бюджетные расходы в 2011 г. составят 10 658 млрд. руб., доходы – 8 844 млрд. руб. В 2012 г. они вырастут до 11 237 и 9 503 млрд. руб. соответственно, а в 2013 г. - до 12 175 и 10 379 млрд. руб. При этом чуть менее половины всех доходов - нефтегазовые поступления. Основные характеристики бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011 г. в размере 50 389 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%, в 2012 г. – 55 95 млрд. руб. и 6% соответственно, в 2013 г. – 61 92 млрд. руб. и 5,5%. Рост ВВП в 2011 г. прогнозируется на уровне 4,2%, в 2012 г. - 3,9%, в 2013 г. - 4,5%. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2011 г. запланирован на уровне 3,6% ВВП (1 814 млрд.руб.), в 2012 г. - 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. руб.), в 2013 г. - 2,9% ВВП (1 785,7 млрд. руб.). Бюджетный дефицит в 2012-2013 гг. будет покрываться за счет доходов, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, а в 2011 г. - также за счет средств Резервного фонда. Государственный внешний долг России на начало 2012 г. не должен превышать 55,6 млрд. долл. США, на 1 января 2013 г. - 65,2 млрд. долл. США, на 1 января 2014 г. - 75,6 млрд. долл. США. В 2011 г. более 2/3 расходов федерального бюджета будут осуществлены по разделам "Социальная политика", "Национальная экономика", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". На реализацию инвестиционных проектов направляется в 2011 г. 551,8 млрд. руб., в 2012 г. - 457,6 млрд. руб., в 2013 г. - 419,7 млрд. руб.

 

Рисунок 2- Показатели Федерального бюджета РФ (млрд.руб.)

 

Таблица 2 – Состав и структура расходов Федерального бюджета на 2011 год [12]

Раздел расходов

Наименование раздела

Сумма,

млрд. руб.

Доля, %

1

Общегосударственные расходы

863,8

8,1

2

Национальная оборона

1517,1

14,2

3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1215,5

11,4

4

Национальная экономика

1760,2

16,5

5

Жилищно-коммунальное хозяйство

216,5

2

6

Охрана окружающей среды

16,8

0,16

7

Образование

516,6

4,9

8

Культура, кинематография

82

0,77

9

Здравоохранение

466,1

4,37

10

Социальная политика

2940,5

27,59

11

Физическая культура и спорт

42,5

0,4

12

Средства массовой информации

61,2

0,6

13

Обслуживание государственного и  муниципального долга

389,9

3,7

14

Межбюджетные трансферты

569,8

5,31

 

 Всего

10658,5

100


 

На основе данных приведенных в  таб.2, изучим состав и структуру расходов Федерального бюджета 2011 год. на Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают социальная политика, национальная экономика, национальная оборона. В 2011 году доля расходования этих средств составляет 27,59%, 16,5% и 14,2%. Наименьшие веса в классификации имеют охрана окружающей среды (0,16%), физическая культура и спорт (0,4%) и средства массовой информации (0,6%).

 

Рисунок 3 Состав и структура расходов Федерального бюджета на 2011 год.

      Федеральный бюджет рассматривается  Госдумой в трёх чтениях. После  принятия федерального бюджета  Госдумой он одобряется Советом  Федерации и подписывается и  утверждается Президентом РФ.

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируется положениями Конституции РФ, Бюджетным кодексом РФ и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год, другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

Высшим  органом государственного финансового  контроля является Счётная палата РФ. Согласно ФЗ от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" основными задачами Счётной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета.

 

  2.2. Региональный бюджет

 

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.[3 c. 56]

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Доходы и расходы  регионального бюджета и пути их укрепления

 В бюджеты субъектов Российской  Федерации подлежат зачислению  налоговые доходы от следующих  региональных налогов:

  • налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
  • налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
  • транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, в том числе  предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов; акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100 процентов;
  • сбор за пользование объектами животного мира – по нормативу 100 процентов и другие. [2]

В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом зачислению в местные бюджеты  и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной  власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые  доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов  Российской Федерации формируются  в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов РФ;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40 процентов и другие.

Налоговые доходы бюджетов РФ регламентируются как федеральным, так и региональным законодательством. Они включают налоговые  доходы, закрепленные на постоянной основе за региональными бюджетами, в том  числе поступления от региональных налогов и сборов. В эту же группу доходов входят отчисления от федеральных  регулирующих налогов и сборов, зачисляемых  в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год, за минусом отчислений, передаваемых в порядке бюджетного регулирования в местные бюджеты.[2]

В условиях нехватки доходов продолжается привлечение заемных средств  на финансирование текущих расходов региональных бюджетов, что в мировой  практике считается неприемлемым. Декларации региональных органов государственной  власти о прекращении этой практики не выполняются.

Не соблюдается зависимость  между количеством сотрудников, величиной бюджетного финансирования и численностью обслуживаемого населения, да и сама численность сотрудников  государственного (муниципального) сектора  превышает разумную. При составлении  региональных бюджетов часто не прогнозируется численность потребителей бюджетных  услуг по отраслям.

Одной из очевидных форм неэффективного расходования бюджетных средств  на региональном уровне является часто  неоправданное и завышенное предоставление региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления гарантий и поручительств коммерческим предприятиям, а также предоставление индивидуальных налоговых льгот, что  можно рассматривать как скрытое  субсидирование данных предприятий  за счет бюджетных средств.

 

2.3. Местный бюджет

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Информация о работе Бюджетная система РФ