Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать построение бюджетной системы РФ и её отличительные особенности.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
1. осветить теоретические основы бюджетного устройства государства;
2. охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы РФ;
3. выявить проблемы совершенствования бюджетной системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1Теоретические основы бюджетного устройства государства.
1.1Понятие государственного бюджета.
1.2Сущность бюджетного устройства.
1.3 Принципы функционирования бюджетной системы.
2 Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской
Федерации.
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации.
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации.
2.3 Местные бюджеты.
3Проблемы совершенствования бюджетной системы РФ
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы Позднышевой Елены(замеч).docx

— 174.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1Теоретические основы бюджетного  устройства государства.

1.1Понятие государственного бюджета.

1.2Сущность  бюджетного устройства.

1.3 Принципы функционирования бюджетной  системы.

2 Характеристика отдельных звеньев  бюджетной системы Российской 
Федерации.

  1. Федеральный бюджет Российской Федерации.
  2. Бюджеты субъектов Российской Федерации.
  3. Местные бюджеты.

3Проблемы совершенствования бюджетной системы РФ

  Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформирование финансовой системы  России и ее основного звена –  бюджетной системы обусловлено  переходом от административно-командных  методов управления к рыночным. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества.

Бюджет  и денежное обращение остаются барометром экономического и социального состояния  и политического положения государства. Бюджетная система России находится  в стадии становления, вырабатывается законодательный механизм перераспределения  компетенций между федеральными и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

Бюджетный процесс в России регулируется нормативными актами многие положения, которых неадекватно  отражают характер реальных процессов, происходящих в экономике России и отдельных ее регионах, что создает  определенные трудности в процессе формирования и исполнения бюджетов различных уровней.

На протяжении последнего десятилетия бюджетная  система Российской Федерации постоянно  подвергалась изменениям. Современная  ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости  усиления регулирующей роли государства  в системе бюджетных отношений  между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение  бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в  условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать  влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание  роли и значения бюджетов как важнейших  инструментов государственного регулирования  экономики и социальной сферы  территориальных образований.

Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию.

Колебания и изменения базиса приводят к  изменению бюджетной системы  и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

  • сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
  • укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;
  • разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.

Реформирование  бюджетной системы требует осмысления накопленного опыта, выявления и  изучения эволюционных процессов, обобщения  разработанных принципов, методов  и методик и их реализации в  практику бюджетной системы и  бюджетного процесса.

Цель работы – исследовать построение бюджетной системы РФ и её отличительные особенности.

В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:

1. освятить теоретические основы бюджетного устройства государства;

2. охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы РФ;

3. выявить проблемы совершенствования бюджетной системы.

Объект исследования – бюджетная система РФ. Предмет исследования - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Дементьев Д.В., Годин А.М., Подпорина И.В. и других.

 

В базовом курсе под редакцией Д.В. Дементьева изложены вопросы экономики, описан порядок построения бюджетной системы Российской Федерации, рассмотрены основы и принципы разграничения доходов и расходов между бюджетами, концепции формирования федерального, регионального и местных бюджетов, а также разбирается содержание, классификация и функциональное назначение бюджетных расходов и доходов, описаны процесс формирования бюджета и особенности управления бюджетами разных уровней. Материал иллюстрируется конкретными примерами с использованием данных статистической отчетности. Учебное пособие соответствует Государственным образовательным стандартам.

Учебник, изданный коллективом авторов под  редакцией А.М. Година раскрывает основные положения бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации, показывает бюджетный процесс и его стадии, дает характеристику бюджетной системы Российской Федерации, основы правового регулирования бюджетных отношений, раскрывает современные проблемы бюджетного регулирования. Особое внимание авторы уделяют социальной направленности бюджетной политики Российской Федерации, исследованию вопросов бюджетного планирования и бюджетного федерализма.

 

 

 

1.Теоретические основы  бюджетного устройства государства

 

1.1Понятие бюджета государства

 

В самом  общем виде государственный бюджет - является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий  силу закона. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления» [1].

Таким образом, бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного  производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач [4 с. 25].

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. [4 c. 27]

В случаях, если Бюджетным Кодексом предусматривается  регулирование определенных отношений  законом о бюджете, для органов  местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы  и доходы государственного внебюджетного  фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном  настоящим Кодексом.

Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет) - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. [8 с. 35]

Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта Российской Федерации.

Бюджет  субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством  Российской Федерации в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Рассмотренные бюджеты и фонды формируют  бюджетную систему Российской Федерации.

 

1.2 Сущность бюджетного устройства

 

Федеральный бюджет России - главное звено бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. [4 с. 38].

Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношение  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования бюджетных средств и др.[10 с. 28]

Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. На рис. 1 представлено строение бюджетной системы.

 

 

 Рисунок 1 – Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение  бюджетной системы: «основанная  на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».[1]

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

По степени  распределения власти между центром  и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма  государственного устройства, при которой  административно-территориальные образования  не имеют собственной государственности  или автономии. В стране действует  единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев  – государственного и местных  бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство  – это форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный  для достижения политических или  военных целей. Бюджет такого государства  формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации  действуют свои бюджетные и налоговые системы. Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ.

Бюджетное устройство в Российской Федерации  представляет собой организацию  бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная система  основывается на законодательно регулируемых экономических отношениях между  органами власти и совокупностью  бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Бюджетная система РФ