Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную, обеспечение существования государства. В условиях реформирования экономики Украины, связанной с функционированием разных форм собственности, возникает потребность пересмотрения характера и содержания бюджетных отношений. На сегодняшний день возникают трудности как с реформированием централизованного фонда средств государства, так и с его использованием.

Содержание работы

Введение 3 Раздел 1. Теоретические основы: бюджет и бюджетный кодекс Украины 5 1.1.Значение государственного бюджета и его функций 5 1.2.Сущность бюджетной системы 9 1.3.Бюджетное планирование в Украине 15 Раздел 2. Анализ бюджетного кодекса Украины и государственного бюдже23 2.1.Порядок рассмотрения законов о бюджете 23 2.2.Нововведения в Бюджетном кодексе Украины 32 2.3. Статистические данные Закона Украины «О государственном бюджете Украины» за 2012 год 34 Заключение 39
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

курс финансы.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

Одеський національний університет  імені І. І. Мечникова

Одеський регіональний коледж підприємництва та соціальної роботи

Кафедра економіки та моделювання  ринкових відносин

 

КУРСОВА РОБОТА

з фінансів

на тему: Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні

                                                                                    Студентки 2 курсу 

                                           Спеціальності 5,03050801 «Фінансы і кредит»

                                                                                                   Іщук В. О.

                                                                         Керівник: Кочевий М. М.

                                                               Національна шкала       


                                                             Кількість балів:             Оцінка: ECTS                                       


 

 Члени комісії                             


  



 

 

 

м. Одеса - 2013 рік

Содержание

Введение                                                                                                                   3                                                                                                                                         Раздел 1. Теоретические основы: бюджет и бюджетный кодекс Украины       5 1.1.Значение государственного бюджета и его функций                                    5                 1.2.Сущность бюджетной системы                                                                        9                                        1.3.Бюджетное планирование в Украине                                                            15                      Раздел 2. Анализ бюджетного кодекса Украины и государственного бюдже23                                                            2.1.Порядок рассмотрения законов о бюджете                                                  23                     2.2.Нововведения в Бюджетном кодексе Украины                                            32                                                                          2.3. Статистические данные Закона Украины «О государственном бюджете Украины»  за 2012 год                                                                                           34                                                                                                           Заключение                                                                                                             39

Список используемой литературы                                                                      42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  данной темы заключается в том, что  государственный бюджет является важнейшим  инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на Государственный бюджет и является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.

Важную  роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

По мере развития рыночных отношений в стране роль государственного бюджета в  социальных процессах постоянно  увеличиваетя. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления  социальных преобразований, перехода на новый, более высокий уровень  социального обслуживания населения  страны. Кроме того, государственный  бюджет обеспечивает нивелирование  социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

В условиях рыночной экономики государственный  бюджет выступает одним из главных  инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Реализация ее происходит посредством таких событий экономических форм, как доходы и расходы, выражающие последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Соответственно  Бюджетный Кодекс Украины играет важную роль в развитии государственного бюджета, так как Бюджетный Кодекс регулирует государственный бюджет. Они взаимосвязаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические основы: бюджет и бюджетный кодекс Украины  ны                                                                                                             1.1.Значение государственного бюджета и его функций                                          

У государства, выступающего в лице соответствующих  органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как  части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном  процессе и связаны с формированием  и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По экономической  сущности государственный бюджет –  это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, характеризуются теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но при этом имеют ряд особенностей. К ним можно отнести следующие: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований; с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития; область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями. Мы рассмотрели сущность государственного бюджета, рассмотрели его особенности и рассмотрим основные функции государственного бюджета. В последние годы стал преобладающим взгляд на государственный бюджет с позиции экономической сущности как на самостоятельную категорию. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства.                                                                                            

Государственный бюджет с точки зрения экономической  категории выполняет распределительную  и контрольную функции. Благодаря  первой происходят концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей. С помощью второй функции  становится возможным определить, насколько  своевременно и полно ресурсы  поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции  в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с государством вступают почти все участники  общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения  через бюджет  и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его  потребностей. Основу контрольной функции  составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях  бюджетных поступлений и расходных назначений.

Основными функциями государственного бюджета  как финансового плана государства, утверждаемого законодательными органами власти, с экономико-законодательной точки зрения являются:

  • перераспределение Валового внутреннего продукта;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты  разных уровней распределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса  и потребления.

Важное  значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев  населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования  усиливается. Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.    

1.2.Сущность  бюджетной системы

        Согласно ст. 5 БКУ – бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов. Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных  общин сёл, посёлков, городов и их объединений. Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.                                                                                                              Бюджетная система Украины – совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно - территориальных укладов и урегулирована нормами финансового, хозяйственного и других отраслей права.                                                                                                                            Бюджетное устройство в государстве определяется формой государственного устройства и включает в себя: организацию бюджетной системы, принципы ее построения, полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их исполнительных органов.

Согласно  Бюджетного кодекса Украины бюджетное  устройство – это организация  и принципы построения бюджетной  системы, её структуры, взаимосвязь  между отдельными звеньями бюджетной  системы. Бюджетное устройство Украины  определяется с учётом государственного устройства и

административно -  территориального деления(ст. 5. 7. БКУ) .

Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя. Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского значения.

Информация о работе Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні