Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную, обеспечение существования государства. В условиях реформирования экономики Украины, связанной с функционированием разных форм собственности, возникает потребность пересмотрения характера и содержания бюджетных отношений. На сегодняшний день возникают трудности как с реформированием централизованного фонда средств государства, так и с его использованием.

Содержание работы

Введение 3 Раздел 1. Теоретические основы: бюджет и бюджетный кодекс Украины 5 1.1.Значение государственного бюджета и его функций 5 1.2.Сущность бюджетной системы 9 1.3.Бюджетное планирование в Украине 15 Раздел 2. Анализ бюджетного кодекса Украины и государственного бюдже23 2.1.Порядок рассмотрения законов о бюджете 23 2.2.Нововведения в Бюджетном кодексе Украины 32 2.3. Статистические данные Закона Украины «О государственном бюджете Украины» за 2012 год 34 Заключение 39
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

курс финансы.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

После 1 октября (6 октября, если проект бюджета  был принят к рассмотрению после  повторного представления Кабинетом  Министров Украины) принятие предложений  Комитетом Верховной Рады Украины  по вопросам бюджета прекращаются.                                                                                                                       

Если  в комитетах, депутатских фракциях были внесены поправки или предложения  об увеличении расходов или уменьшении доходов, необходимо на эту сумму  предложить увеличение доходов, за счет других источников финансирования или  сократить расходы на другие статьи и дать четкое письменное обоснование.

Все предложения  рассматривает комитет по вопросам бюджета.                                           Ни одно из таких предложений не должно приводить к увеличению государственного долга и гарантий по сравнению с их объемом, предусмотренным в представленном проекте закона о Государственном бюджете Украины. Если хотя бы одно из требований не выполняется, соответствующее предположение к рассмотрению Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета не принимается. Не допускается внесение предложений относительно изменений к прогнозу налоговых поступлений, кроме случая, когда по заключению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, Министерства финансов Украины и Счетной палаты обнаружены неточности в их расчете.

Не позже 15 октября (20 октября, если проект бюджета был принят в рассмотрение после повторного представления Кабинетом Министров Украины) года, который предшествует плановому, Комитет Верховной Рады

 

по вопросам бюджета совместно с уполномоченными представителями Кабинета Министров Украины рассматривает предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины и готовит выводы и предложения к нему, а также таблицы предложений субъектов права законодательной инициативы, которые предлагается поддержать или отклонить, и принимает по этому случаю соответствующее решение. Показатели, которые содержаться в выводах и предложениях к проекту закона о Государственном бюджете Украины, должны быть сбалансированными.

Выводы  и предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины, а также таблицы предложений  аппаратом Верховной Рады Украины  распространяются среди народных депутатов Украины не позже чем за 2 дня до рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении на пленарном заседании Верховной Рады Украины. Первое чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины начинается с доклада Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины. В обсуждении этого вопроса участвуют представители комитетов Верховной Рады Украины, депутатских фракций и групп, народные депутаты Украины, представители Счетной палаты и КМУ.                                                                                                        

Выводы  и предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины  голосуются в целом. Если позитивное решение не принято, происходит постатейное  голосование. Во время постатейного голосования рассматриваются предложения, которые Комитетом Верховной  Рады Украины по вопросам бюджета предлагается отклонить, и на рассмотрение которых настаивают их авторы. Принятие решения относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины считается принятием проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении. Показатели бюджета, которые содержатся в выводах и предложениях к проекту закона о Государственном бюджете Украины, должны быть сбалансированными. Одобренные Верховной Радой Украины выводы и предложения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета приобретают статус бюджетных выводов Верховной Рады Украины. Не позднее 20 октября (25 октября, если проект бюджета был принят в рассмотрение после повторного представления КМУ) года, который предшествует плановому, Верховная Рада Украины принимает проект закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении.

Доработанный  ко второму чтению проект закона о  Государственном бюджете Украины  должен содержать текстовые статьи и показатели, которые предлагались Кабинетом Министров Украины  в первом чтении, или одобренные Бюджетными выводами Верховной Рады Украины. В случае, если Кабинет Министров  Украины предлагает новые текстовые  статьи, к ним прилагается детальное  обоснование их необходимости. Эти  требования относительно цифровых показателей  могут быть изменены исключительно  в случае, если основные прогнозные макропоказатели экономического и  социального развития Украины на последующий бюджетный период изменились на время рассмотрения во втором чтении больше чем на 2%.                                                                                                                                                                      Подготовленный Кабинетом Министров Украины проект закона о Государственном бюджете Украины, с нарушением требований части 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Украины, возвращается Кабинету Министров Украины на доработку и направляется им на повторное второе чтение в недельный срок со дня принятия Верховной Радой Украины соответствующего решения. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета в течение трех дней после внесения проекта закона о Государственном бюджете Украины, подготовленного Кабинет Министров Украины ко второму чтению, готовит выводы по рассмотрению проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении.

Часть 1 статьи 43 Бюджетного кодекса Украины  устанавливает, что при рассмотрении проекта закона о Государственном  бюджете Украины во втором чтении предложения народных депутатов  Украины, депутатских групп и  фракций относительно изменений  к проекту закона о Государственном бюджете Украины не рассматриваются, кроме выводов Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

Чтение  начинается согласно Регламента Верховной  Рады Украины, с доклада Министра финансов Украины относительно доработанного проекта закона о Государственном бюджете Украины, затем Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета докладывает выводы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета относительно учета Кабинетом Министров Украины Бюджетных выводов Верховной Рады Украины при подготовке проекта закона о Государственном бюджете Украины ко второму чтению.    

Второе  чтение проекта закона о Государственном  бюджете Украины предусматривает, в первую очередь, утверждение общего объема дефицита (профицита), доходов  и расходов Государственного бюджета  Украины с дальнейшим постатейным  голосованием проекта закона о Государственном  бюджете Украины, поданного Кабинетом  Министров Украины во втором чтении.                                                                                                                                           Второе чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины завершается в Верховной Раде Украины не позже 20 ноября года, который предшествует плановому. При этом общий объем дефицита (профицита), доходов и расходов Государственного бюджета Украины на последующий бюджетный период, объем межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов, должны быть приняты во втором чтении в обязательном порядке и не подлежат рассмотрению в третьем  чтении.                                                                                                                                

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета дорабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины  и вносит его согласно части 1 статьи 44 Бюджетного кодекса Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины  в третьем чтении не позже 25 ноября, который предшествует плановому.                                                                                                                               Третье чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины начинается с доклада Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и с доклада Министра финансов Украины. Затем Верховная Рада Украины проводит голосование по предложениям Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета относительно статей проекта закона о Государственном бюджете Украины, которые не были приняты во втором чтении и по проекту закона в целом.                                                                                   В случае если решение об одобрении закона о Государственном бюджете Украины с предложенными предложениями Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета в целом не принято, проводится голосование по каждому предложению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.                                                                                                                                          Закон Украины «О Государственном бюджете Украины» принимается Верховной Радой Украины до 1 декабря года, который предшествует плановому.                                                                                                                               Верховная Рада Украины утверждает не только закон Украины «О Государственном бюджете Украины», но и сам Государственный бюджет Украины. Это устанавливает статья 116 Конституции Украины (254 К/96-ВР), которая возлагает на Кабинет Министров Украины обязанность разработки проекта закона о Государственном бюджете Украины и обеспечение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины и представления Верховной Раде Украины отчета о его выполнении. Кроме закона «О Государственном бюджете Украины» Верховная Рада Украины принимает постановления о порядке введения в действие Закона Украины «О Государственном бюджете Украины», проект которого разрабатывает и представляет Кабинет Министров Украины до второго чтения проекта « О Государственном бюджете Украины» не будет принят до 2 декабря года, предшествующего тому, на какой составлен бюджет, Верховная Рада Украины принимает постановление о порядке финансирования текущих расходов до принятия Закона Украины «О Государственном бюджете Украины».

В соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Украины  бюджетные назначения в случае несвоевременного принятия закона о Государственном  бюджете Украины, где часть 1 устанавливает, что если до начала нового бюджетного периода не вступит в силу закон  о Государственном бюджете Украины, Кабинет Министров Украины имеет  право осуществлять расходы Государственного бюджета Украины в соответствии со статьей 46 настоящего Бюджетного Кодекса Украины со следующими ограничениями:                                                                              

1) расходы  Государственного бюджета Украины  могут осуществляться на цели, которые определены в законе  о Государственном бюджете Украины  на предыдущий бюджетный период  и одновременно предусмотрены  в проекте закона о Государственном  бюджете Украины на последующий  бюджетный период, поданном Кабинетом  Министров Украины в Верховную  Раду Украины; 

2) ежемесячные  расходы Государственного бюджета  не могут превышать 1/12 объема  расходов, определенных законом  Украины на предыдущий бюджетный период кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 23 БКУ;                                                                                      

3) до принятия  Закона Украины на текущий  бюджетный период осуществлять  капитальные расходы запрещается,  кроме случаев, связанных с  введением военного или чрезвычайного  состояния, объявлением отдельных  местностей зонами чрезвычайной  экологической ситуации.

Министр финансов Украины не позже двух месяцев  со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины  информирует Верховную Раду Украины о взятых бюджетных обстоятельствах и осуществленных платежах согласно части 1 статьи 46, по которым бюджетные назначения в утвержденном Государственном бюджете Украины не предусмотрены. И что важно, заимствование может осуществляться только с целью погашения основной суммы государственного долга до принятия Закона Украины о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период. А налоги, сборы (обязательные платежи) и другие поступления взыскиваются в соответствии с законом Украины о Государственном бюджете Украины и другими нормативно-правовыми актами до принятия закона о Гoсударственном бюджете Украины на текущий бюджетный период.

Содержание  закона Украины «О Государственном  бюджете Украины» в основном определяется Бюджетным кодексом Украины, Правилами  оформления проекта Закона Украины, Регламентом Верховной Рады Украины  и самим законом Украины «О Государственном бюджете Украины». В Законе Украины «О Государственном бюджете Украины», как и в решениях о местных бюджетах есть предписания, которые не имеют конкретно-адресного содержания. Это предписания, которыми утверждаются размеры отчислений от территориальных поступлений общегосударственных доходов и налогов в бюджеты нижестоящих уровней. Бюджетные правоотношения между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти и исполнительными органами местных советов, возникают каждый раз, когда в наличии такой юридический факт, как платеж в бюджет, сумма которого распределяется между бюджетами. Таким образом, эти предписания являются правовыми нормами, которые рассчитаны на многоразовое использование.  Закон Украины «О Государственном бюджете Украины» подписывает Председатель ВРУ и безотлагательно направляет его Президенту Украины.                                                                                                 

Президент Украины в течение 15 дней после  получения закона подписывает его, принимая к исполнению и официально опубликовывает его или возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины для повторного его рассмотрения. В случае, если Президент Украины на протяжении установленного срока (15 дней) не возвращает закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписанным и официально опубликованным. Если во время повторного рассмотрения закон о Государственном бюджете будет снова принят Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями (2/3) от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально опубликовать в течение 10 дней.

2.2. Нововведения Бюджетного кодекса  Украины.

Во время  шумного процесса обсуждения проекта  Налогового кодекса, как-то «по-тихому» и в короткие сроки Верховной Радой был принят новый Бюджетный Кодекс Украины (проект был подан на рассмотрение ВРУ 08.06.2010 г., а принят 08.07.2010 г.), который начал действовать с 1 января 2011 года. Поскольку мы не можем обойти вниманием столь важный документ, отметим основные отличительные черты нового Кодекса, среди которых:              

  • существенное расширение терминологической базы, что позволит избежать двойственного толкования бюджетных норм;
  • определение для законов, принятых после 15 июля и влияющих на бюджетные показатели, даты вступления в силу не ранее начала нового бюджетного периода, т.е. 1 января (сейчас такое правило применяется к законам, обнародованным после 15 августа);
  • отображение в новом Кодексе ряда норм, которые ежегодно регулировались Законом о Государственном бюджете Украины, в частности, относительно составов доходов общего фонда госбюджета и местных бюджетов, перечня защищенных расходов бюджета и других;
  • наличие отсылочной нормы на специальную процедуру рассмотрения и утверждения Госбюджета, определенную Регламентом Верховной Рады Украины (N 1861-VI от 10.02.2010 г.). При этом прямые нормы, определяющие такую процедуру, в новом Кодексе уже не содержатся;  
  • закрепление правила, что в случае несвоевременного вступления в силу закона о Госбюджете социальные стандарты и социальные гарантии, в том числе прожиточный минимум, уровень его обеспечения, минимальная заработная плата, предоставление льгот, компенсаций и гарантий населению, в текущем бюджетном периоде применяются в размерах и на условиях, действовавших в декабре предыдущего бюджетного периода;
  • расширение предмета регулирования закона о Госбюджете, в приложениях к которому, в частности, должны дополнительно определяться:   

Информация о работе Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні