Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную, обеспечение существования государства. В условиях реформирования экономики Украины, связанной с функционированием разных форм собственности, возникает потребность пересмотрения характера и содержания бюджетных отношений. На сегодняшний день возникают трудности как с реформированием централизованного фонда средств государства, так и с его использованием.

Содержание работы

Введение 3 Раздел 1. Теоретические основы: бюджет и бюджетный кодекс Украины 5 1.1.Значение государственного бюджета и его функций 5 1.2.Сущность бюджетной системы 9 1.3.Бюджетное планирование в Украине 15 Раздел 2. Анализ бюджетного кодекса Украины и государственного бюдже23 2.1.Порядок рассмотрения законов о бюджете 23 2.2.Нововведения в Бюджетном кодексе Украины 32 2.3. Статистические данные Закона Украины «О государственном бюджете Украины» за 2012 год 34 Заключение 39
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

курс финансы.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.            

Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного  значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.   Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав в случае, когда городу или району в городе административно подчинены другие города, посёлки, сёла, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел. Ст. 64 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине» установила, что органы местного самоуправления в сёлах, посёлках, городах самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты.  

Бюджетная система состоит из:

1). Государственного бюджета Украины;

2). Местных бюджетов ( 11785 самостоятельных местных бюджетов).   Местными бюджетами признаются: бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

К бюджетам местного самоуправления относят бюджеты  территориальных общин, сел, поселков, городов и их объединений.

Сводный бюджет Украины - это совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины и используются для анализа и прогнозирования социально-экономического развития государства.

Государственному бюджету Украины  принадлежит проводящее место в бюджетной системе. Благодаря ему осуществляется финансирование затрат на:          

    • социальную сферу;
    • экономику;
    • охрану;
    • науку;
    • управление и выполнение других функций государства.

Перераспределение части финансовых ресурсов между Автономной Республикой  Крым, областями и городами республиканского подчинения.                                            Зведений бюджет Автономной Республики Крым соединяет республиканский бюджет и бюджеты районов и городов республиканской подчиненности Автономной Республики Крым. К местным бюджетам принадлежат:

    • Областные бюджеты;
    • Районные бюджеты в городах;
    • Поселочные бюджеты;
    • Сельские бюджеты.

Свободный бюджет области объединяет:

    • областной бюджет;
    • сводный бюджет районов и городов областного подчинения.

Сводный бюджет района содержит:

    • районные бюджеты;
    • бюджеты городов районного подчинения;
    • поселочные и сельские бюджеты.

Все бюджети  сводного бюджета Украины имеют  самостоятельный характер. Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом признания направлений использования средств относительно к действующему законодательству. Бюджетное устройство –это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными видами бюдетной системы.

Следует выделить следующие принципы бюджетной системы Украины, предусмотренных  ст. 7 БКУ:

1). Принцип единства бюджетной системы Украины заключается в обеспечении единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией и единым регулированием порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

2). Принцип сбалансированности – полномочия на осуществление расходов бюджета, которые должны соответствовать объёму поступлений в бюджет на соответственный бюджетный период, то есть, как определено в ст.95 Конституции Украины, чтобы полномочия на осуществление расходов бюджета соответствовали объёму поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период и покрывались реальными доходами;

3). Принцип самостоятельности – самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за звеньями бюджетной системы соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования денежных средств бюджета согласно с законодательством Украины правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно формировать и утверждать соответствующие бюджеты согласно с положениями Бюджетного кодекса Украины;

4). Принцип полноты, когда в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно – правовыми актами органов государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления. Этот принцип должен реализовываться на всех стадиях бюджетного процесса. Он предусматривает в частности включение в доходы государственных фондов социального страхования (кроме Пенсионного фонда) с сохранением целевого использования денежных средств;

5). Принцип обоснованности. Бюджет должен формироваться на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчётных поступлений в бюджет и расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утверждёнными методиками и правилами. Реалистичность бюджета базируется на достоверности таких основных прогнозных показателей социально- экономического развития:

    • валовой внутренней продукт (ВВП) номинальный (млрд.грн.);
    • индекс потребительских цен (% в среднем к предыдущему году, декабрь к декабрю предыдущего года);
    • прибыль предприятий (млрд. грн.);
    • поступления в бюджет от приватизации (млрд. грн.);
    • темпы прироста монетарной базы к началу года (%);
    • темпы прироста денежной массы к началу года (%);
    • экспорт и импорт товаров и услуг ( млн. дол. США)

и других показателей, которые должны утверждаться Кабинетом Министров Украины  до составления бюджета.

6). Принцип эффективности означает, что при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объёма бюджетных средств и достижению максимального результата при

использовании  определенного бюджетом объема средств;

7). Принцип субсидарности означает, что распределение видов расходов между государственными бюджетами и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю. Расходные полномочия должны быть закреплены за бюджетами с целью децентрализации и с учётом того, что они могут быть выполнены наиболее эффективно на местах;

8). Принцип целевого использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства используются только на цели, определённые бюджетными назначениями. Такой подход позволяет остановить ответственных за целевое использование бюджетных денежных средств на всех стадиях бюджетного процесса, а также степень ответственности каждого участника бюджетного процесса;

9). Принцип публичности и прозрачности означает, что Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение об учёте их выполнения принимаются соответственно.

Рассмотрим некоторые определения, относящиеся к бюджетной системе:            

   Бюджетная программа – систематизированный перечень мероприятий, направленных на достижение единственной цели и заданий, выполнение которых предлагает и осуществляет распорядитель бюджетных средств соответственно положенных на него различных функций.

Бюджетное ассигнование – полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств соответственно бюджетному назначению на взятие бюджетного обязательства и осуществления платежей с конкретной целью в процессе выполнения бюджета.

Государственный долг – общая сумма задолженности государства, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства, вступающие в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора.

Доходы бюджета – все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, исправление которых предусмотрено законодательством Украины ( включая трасферты, подарки, гранты).

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Субвенции – межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции.

Рассмотрим, как принимается закон о бюджете:

Бюджет  на каждый год (на Украине бюджетный  год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря) устанавливается специальным  законом о государственном бюджете, который разрабатывается Кабинетом  Министров Украины и принимается  Верховной Радой Украины накануне каждого бюджетного год. В структуре закона о государственном бюджете отмечается следующее:

Текст закона, статьи в котором размещены в  таком порядке:

1). Общие  положения закона о бюджете;

2). Доходы  государственного бюджета Украины;

3). Государственный  долг и финансирование государственного  бюджета Украины;

4). Расходы  и кредитование государственного  бюджета Украины;

5). Взаимоотношения  между государственным бюджетом  Украины и местными бюджетами.

6). Конечные  положения.

1.3.Бюджетное  планирование в Украине

Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования. Уровень  его организации, научная обоснованность планируемых показателей бюджета, их сбалансированность в основном определяют экономическое и социальное развитие как отдельных регионов, так и государства в целом. Поскольку в Бюджетном Кодексе Украины прямо не дается определение термина «бюджетное планирование», обратимся к соответствующим определениям, которые встречаются в украинской экономической литературе и отражают определенные характеристики этого понятия.

Бюджетное планирование – централизированное распределение и перераспределение  в процессе составления и выполнения бюджета совокупного общественного  продукта и национального дохода по всем звеньям бюджетной системы  и по всем видам финансовых планов на основе государственного плана социально-экономического развития Украины.( 8; 56стр.)

Юридическая база. Бюджетное планирование –  достаточно ответственный процесс, поэтому оно имеет свои «правила», основой которых является нормативная  база. Рассмотрим отдельные из этих юридических актов.                             1)  Конституция. В ней обозначены основные подходы к финансовым, в том числе и бюджетным вопросам, указаны отдельные контрольные сроки их решения. Так, проект бюджета должен быть подан Кабинетом Министров на рассмотрение Верховного Совета до 15 сентября.

2) Бюджетный кодекс Украины.  В этом юридическом акте значительное внимание уделено процессам планирования, в частности дается перечень полномочий Верховного Совета, Кабинета Министров, Министерства финансов и других органов исполнительной власти государственного и местного уровней, предусмотрена ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Четко обозначены сроки всех четырех стадий бюджетного процесса на государственном и местном уровнях, определен механизм прохождения проекта Закона о Государственном бюджете, а также порядок утверждения местных бюджетов.

3)Законы Украины. Отдельные вопросы планирования бюджетов урегулированы соответствующими законами. Так, с 26 апреля 2000 г. вошел в действие Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития», где предусмотрены механизмы разработки этих программ, которые должны быть основой для годовых бюджетов. Конкретные полномочия государственных органов, которые имеют отношение к планированию, предусмотрены законами, которые регулируют их деятельность.

В Бюджетном  кодексе предусмотрена соответствующая  процедура экспертизы законов, которые  влияют на доходную и расходную часть  бюджетов.                                                                                                                             Каждый законопроект, внесенный в Верховный Совет Украины, на протяжении семи дней подается в Комитет Верховного Совета Украины по вопросам бюджета для проведения экспертизы относительно его влияния на доходную и расходную часть бюджетов и исполнения Закона о Государственном бюджете Украины в текущий бюджетный период. На протяжении двух недель, если Верховным Советом Украины не обозначено другой срок, Комитет Верховного Совета Украины по вопросам бюджета обеспечивает подготовку экспертного вывода относительно влияния соответствующего законопроекта на доходную и/ расходную часть бюджетов. К проектам законов, вступление в силу которых в текущий следующий бюджетный периоды приведет к увеличению расходов уменьшению доходов бюджета, субъектом законодательной инициативы дополняются предложения о расходах, которые следует  сократить, и предложения об источниках дополнительных доходов для покрытия увеличения расходов. Ни одно из таких изменений не должно привести к увеличению государственного долга и государственных гарантий, размер которых установлено Законом о Государственном бюджете Украины. При этом:

Информация о работе Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні