Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную, обеспечение существования государства. В условиях реформирования экономики Украины, связанной с функционированием разных форм собственности, возникает потребность пересмотрения характера и содержания бюджетных отношений. На сегодняшний день возникают трудности как с реформированием централизованного фонда средств государства, так и с его использованием.
Введение 3 Раздел 1. Теоретические основы: бюджет и бюджетный кодекс Украины 5 1.1.Значение государственного бюджета и его функций 5 1.2.Сущность бюджетной системы 9 1.3.Бюджетное планирование в Украине 15 Раздел 2. Анализ бюджетного кодекса Украины и государственного бюдже23 2.1.Порядок рассмотрения законов о бюджете 23 2.2.Нововведения в Бюджетном кодексе Украины 32 2.3. Статистические данные Закона Украины «О государственном бюджете Украины» за 2012 год 34 Заключение 39
Список используемой литературы 42
Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.
Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района. Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав в случае, когда городу или району в городе административно подчинены другие города, посёлки, сёла, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел. Ст. 64 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине» установила, что органы местного самоуправления в сёлах, посёлках, городах самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты.
Бюджетная система состоит из:
1). Государственного бюджета Украины;
2). Местных бюджетов ( 11785 самостоятельных местных бюджетов). Местными бюджетами признаются: бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.
К бюджетам местного самоуправления относят бюджеты территориальных общин, сел, поселков, городов и их объединений.
Сводный бюджет Украины - это совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины и используются для анализа и прогнозирования социально-экономического развития государства.
Государственному бюджету
Перераспределение части финансовых
ресурсов между Автономной Республикой
Крым, областями и городами республиканского
подчинения.
Свободный бюджет области объединяет:
Сводный бюджет района содержит:
Все бюджети сводного бюджета Украины имеют самостоятельный характер. Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом признания направлений использования средств относительно к действующему законодательству. Бюджетное устройство –это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными видами бюдетной системы.
Следует выделить следующие принципы бюджетной системы Украины, предусмотренных ст. 7 БКУ:
1). Принцип единства бюджетной системы Украины заключается в обеспечении единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией и единым регулированием порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
2). Принцип сбалансированности – полномочия на осуществление расходов бюджета, которые должны соответствовать объёму поступлений в бюджет на соответственный бюджетный период, то есть, как определено в ст.95 Конституции Украины, чтобы полномочия на осуществление расходов бюджета соответствовали объёму поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период и покрывались реальными доходами;
3). Принцип самостоятельности – самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за звеньями бюджетной системы соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования денежных средств бюджета согласно с законодательством Украины правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно формировать и утверждать соответствующие бюджеты согласно с положениями Бюджетного кодекса Украины;
4). Принцип полноты, когда в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно – правовыми актами органов государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления. Этот принцип должен реализовываться на всех стадиях бюджетного процесса. Он предусматривает в частности включение в доходы государственных фондов социального страхования (кроме Пенсионного фонда) с сохранением целевого использования денежных средств;
5). Принцип обоснованности. Бюджет должен формироваться на реалистических макропоказателях экономического и социального развития государства и расчётных поступлений в бюджет и расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утверждёнными методиками и правилами. Реалистичность бюджета базируется на достоверности таких основных прогнозных показателей социально- экономического развития:
и других показателей, которые должны утверждаться Кабинетом Министров Украины до составления бюджета.
6). Принцип эффективности означает, что при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объёма бюджетных средств и достижению максимального результата при
использовании определенного бюджетом объема средств;
7). Принцип субсидарности означает, что распределение видов расходов между государственными бюджетами и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю. Расходные полномочия должны быть закреплены за бюджетами с целью децентрализации и с учётом того, что они могут быть выполнены наиболее эффективно на местах;
8). Принцип целевого использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства используются только на цели, определённые бюджетными назначениями. Такой подход позволяет остановить ответственных за целевое использование бюджетных денежных средств на всех стадиях бюджетного процесса, а также степень ответственности каждого участника бюджетного процесса;
9). Принцип публичности и прозрачности означает, что Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение об учёте их выполнения принимаются соответственно.
Рассмотрим некоторые
Бюджетная программа – систематизированный перечень мероприятий, направленных на достижение единственной цели и заданий, выполнение которых предлагает и осуществляет распорядитель бюджетных средств соответственно положенных на него различных функций.
Бюджетное ассигнование – полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств соответственно бюджетному назначению на взятие бюджетного обязательства и осуществления платежей с конкретной целью в процессе выполнения бюджета.
Государственный долг – общая сумма задолженности государства, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства, вступающие в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора.
Доходы бюджета – все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, исправление которых предусмотрено законодательством Украины ( включая трасферты, подарки, гранты).
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.
Субвенции – межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции.
Рассмотрим, как принимается закон о бюджете:
Бюджет
на каждый год (на Украине бюджетный
год начинается 1 января и заканчивается
31 декабря) устанавливается специальным
законом о государственном
Текст закона, статьи в котором размещены в таком порядке:
1). Общие положения закона о бюджете;
2). Доходы
государственного бюджета
3). Государственный
долг и финансирование
4). Расходы
и кредитование
5). Взаимоотношения
между государственным
6). Конечные положения.
1.3.Бюджетное планирование в Украине
Бюджетное планирование
является составляющей общегосударственного
экономического планирования. Уровень
его организации, научная обоснованность
планируемых показателей
Бюджетное
планирование – централизированное
распределение и
Юридическая
база. Бюджетное планирование –
достаточно ответственный процесс,
поэтому оно имеет свои «правила»,
основой которых является нормативная
база. Рассмотрим отдельные из этих
юридических актов.
2) Бюджетный кодекс Украины. В этом юридическом акте значительное внимание уделено процессам планирования, в частности дается перечень полномочий Верховного Совета, Кабинета Министров, Министерства финансов и других органов исполнительной власти государственного и местного уровней, предусмотрена ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Четко обозначены сроки всех четырех стадий бюджетного процесса на государственном и местном уровнях, определен механизм прохождения проекта Закона о Государственном бюджете, а также порядок утверждения местных бюджетов.
3)Законы Украины. Отдельные вопросы планирования бюджетов урегулированы соответствующими законами. Так, с 26 апреля 2000 г. вошел в действие Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития», где предусмотрены механизмы разработки этих программ, которые должны быть основой для годовых бюджетов. Конкретные полномочия государственных органов, которые имеют отношение к планированию, предусмотрены законами, которые регулируют их деятельность.
В Бюджетном
кодексе предусмотрена
Информация о работе Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні