Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную, обеспечение существования государства. В условиях реформирования экономики Украины, связанной с функционированием разных форм собственности, возникает потребность пересмотрения характера и содержания бюджетных отношений. На сегодняшний день возникают трудности как с реформированием централизованного фонда средств государства, так и с его использованием.

Содержание работы

Введение 3 Раздел 1. Теоретические основы: бюджет и бюджетный кодекс Украины 5 1.1.Значение государственного бюджета и его функций 5 1.2.Сущность бюджетной системы 9 1.3.Бюджетное планирование в Украине 15 Раздел 2. Анализ бюджетного кодекса Украины и государственного бюдже23 2.1.Порядок рассмотрения законов о бюджете 23 2.2.Нововведения в Бюджетном кодексе Украины 32 2.3. Статистические данные Закона Украины «О государственном бюджете Украины» за 2012 год 34 Заключение 39
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

курс финансы.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

а) доходы госбюджета по бюджетной классификации;

б) финансирование госбюджета по бюджетной  классификации;

в) перечень кредитов (займов) , привлекаемых государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов), с указанием кредиторов, общих объемов кредитов (займов) и объемов их привлечения в соответствующем бюджетном периоде в разрезе бюджетных программ;

  • усовершенствование системы госконтроля и усиление ответственности участников бюджетного процесса. В частности, определено 40 видов нарушений бюджетного законодательства и 8 видов мер воздействия, а также разграничены и детализированы контрольные полномочия госорганов;     
  • наличие нормы, определяющей, что задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия главного бухгалтера бюджетных учреждений и требования относительно его профессионально-квалификационного уровня определяются Кабинетом министров. Отдельно отметим пункт 7 Заключительных и переходных положений, в котором установлено, что Кабмин, Совет министров АРК, местные госадминистрации, исполнительные органы местных советов должны обеспечить согласно законодательству Украины предоставление льгот отдельным категориям граждан путем внедрения социальных карточек и осуществление расходов согласно новому Кодексу исключительно с применением Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы.

Кроме того, наряду с новым Кодексом принят Закон  Украины "О внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Украины в связи с принятием  Бюджетного кодекса Украины" (N 2457-VI от 08.07.2010 г.), которым предусматриваются  изменения в 27 нормативных актов. Данный Закон вступит в силу одновременно с Кодексом.

2.3. Статистические данные Закона Украины «О государственном бюджете Украины» за 2012 год 

       В основу нового закона о государственном бюджете на 2012 год заложена модель бюджетирования и формула успеха для построения сильного и экономически развитого государства, где на первом месте стоит социальная защищенность. Кроме того, введение обновленного бюджетного кодекса и оптимизация бюджетных программ, которые есть в основе бюджета, сделают все необходимое для ускорения роста нашей экономики и улучшение ее инвестиционной привлекательности. Все это, вместе с инновационно-инвестиционной модели развития, даст гражданам Украины уверенность в будущем, обеспечит рост их благосостояния, а для экономики – стабильность и предсказуемость среднесрочной бюджетной политики.    Благодаря взвешенной и упорной работе Правительства, украинская экономика планомерно и уверенно выходит на докризисный уровень развития. О чем свидетельствует финансовая стабилизация бюджетной сферы – обеспечивается выполнение доходной и расходной части бюджета. Все это позволило создать основу для увеличения прогноза доходов государственного бюджета Украины 2012 года на 12,5%. Так, доходы государственного бюджета в 2012 году планируются на уровне 334 млрд. грн., что на 37,3 млрд. грн. более чем плановые показатели 2011 года. Доля ВВП – 22,2%.

Большую часть доходов бюджета, по-прежнему занимает налоговое поступление, которое составляет 288,6 млрд. грн., Что  на 14,2% больше плана 2011 года. При этом, его доля в ВВП уменьшится на 0,4 п.п. до 19,2%, что свидетельствует о  снижении налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства. В государстве с рыночной экономикой важную роль играет развитие предпринимательства. В целях активизации и развития предпринимательской деятельности, создания благоприятных условий для ведения бизнеса запланировано снижение ставки налога на прибыль с 23% в 2011 году до 21% в 2012 году. При этом, продлевается действие отдельных положений Налогового кодекса, а именно, налоговые каникулы по уплате налога на прибыль для вновь и малых предприятий, предоставление отраслевых льгот по уплате налога на прибыль (легкая, судостроительная и самолетостроительная промышленности, гостиницы, предприятия машиностроения для агропромышленного комплекса и другие) и освобождение от налогообложения НДС операций по импорту природного газа. Предоставление таких налоговых преференций позволит обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей экономики и улучшить багосостояние граждан.                                                                                                                     Следует отметить, что наращивание доходов в бюджет будет благодаря росту экономики. Вместе с поддержкой экономического вектора бюджета, в 2012 году также одним из основных направлений работы станет создание условий для стимулирования развития и модернизации инфраструктуры.                                     Так, с целью улучшения репутации Украины и проведения на высоком уровне финала Чемпионата Европы по футболу в следующем году будет выделено 7,4 млрд. гривен для скорейшего завершения работ по подготовке инфраструктурных объектов к Евро – 2012.

Конечно, одним из главных аспектов бюджета-2012 и в дальнейшем будет  оставаться рост социальных гарантий и улучшения социальной поддержки  населения.                                                                                                                Правительством совместно с профсоюзами было принято совместное решение об увеличении прожиточного минимума и минимальной заработной платы (с декабря 2012 года) для трудоспособных лиц на 14% до 1098,1 гривен. Также в проекте бюджета на 2012 год зарезервировано дополнительные ресурсы на решение вопросов социального характера:

  • Для увеличения размеров минимальной заработной платы, повышения окладов работникам бюджетных учреждений – 16,2 млрд. грн.;
  • На повышение пособий семья с детьми – 3,8 млрд. грн;
  • На увеличение льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и компенсации за льготный проезд – 1,1 млрдю грн.;
  • Для выплаты вознаграждений «Матерям-героиням» выделено 0,3 млрд. грн.;      
  • Для установления надбавки в размере 20% должностного оклада педагогическим работникам;
  • Выделены дополнительные средства на увеличение расходов на коммунальные услуги и энергоносители – 2 млрд. грн.;
  • На выплату помощи на оздоровление медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных учреждений – 1,6 млрд. грн.             
  • Относительно оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, следует сказать, что средняя заработная плата заведующего дошкольного учебного заведения в 2012 году возрастет на 847 грн., или на 35,3%, учителя высшей категории общеобразовательного учреждения – на 614 грн. , или на 25,4%, врача-хирурга высшей категории в стационаре – на 861 грн., или на 31,2%, участкового врача-терапевта высшей категории – на 704 грн., или на 29,3%, фельдшера высшей категории – на 540 грн., или на 29,6%. Таким образом, в 2012 году на 12%, или 18,5 млрд. грн. увеличатся расходы на оплату     труда работников бюджетной сферы до 159,4 млрд. грн.

Значительное внимание уделяется  детям. Так, в 2012 году увеличатся размеры  социальных выплат на помощь семьям с  детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам  детства, детям-инвалидам. Общий объем  соответствующей субвенции из государственного бюджета местным бюджетам возрастет  на 14,4% до 30,2 млрд. грн.

  • Помощь при рождении (с декабря 2012 года) будет составлять:                            Первый ребенок – 28,83 тыс. грн. (30 размеров прожиточного минимума на детей в возрасте до шести лет); Второй ребенок – 57,66 тыс. грн. (60 размеров прожиточного минимума); Третья и каждого следующего ребенка – 115,32 тыс. грн. (120 размеров прожиточного минимума). Не останутся без внимания и дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки – размер социальной помощи в детских домах семейного типа и приемных семьях по принципу «деньги ходят за ребенком» для детей до 6 лет увеличится на 152 грн. до 1892 грн., детей от 6 до 18 лет – на 270 грн. до 235грн.     
  • В целях улучшения жизни украинских пенсионеров в 2012 году будет увеличен размер минимальной пенсии почти на 10%. На конец года она составит 869 грн. Многие важные задачи в следующем году предстоит решить в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры.
  • На образование на 12,2 млрд. грн. и составят 92,6 млрд. грн;
  • На здравоохранение на 6,9 млрд. грн. и составят 53,0 млрд. грн;
  • На реализацию национального проекта «Новая жизнь» – новое качество охраны материнства и детства» - 110 млн. грн.;
  • На науку и научно-технической деятельности предусматриваются в сумме 5,7 млрд. грн.;
  • В области культуры и искуства – 9,2 млрд. грн.;
  • На физкультуру и спорт – 2,2 млрд. грн.

Вырастут и размеры стипендий  для учащихся профтехучилищ и  вузов на 7,9%, а студентов вузов  из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые  находятся на полном государственном  обеспечении – на 10,6%. Итак, в бюджете 2012 заложена система ценностей, которая четко ориентирована на выполнение стратегических задач определенных Программой экономических реформ на 2010-2014 годы. А именно, обеспечения социально-экономического развития Украины; рост уровня жизни граждан, направления финансовой и налоговой политики на построение эффективной, экономически состоятельной государства.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

           Бюджет – сложная экономическая категория. Как категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, который составляются в обществе в процессе формирования, разделения и использование централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных требований. Важной является роль бюджета в разделении совокупного общественного продукта и национального дохода. В бюджете страны аккумулируется значительная часть снова созданной стоимости- национального дохода, распределительного и перераспределительного в сосответствии с рыночными законами общественного развития для обеспечения расширенного отображения и удовлетворения..общегосударственных..тренований.                                                                                  С точки зрения перспектив формирования бюджета, основной закономерностью отображения в условиях рынка должна стать тенденция увеличения фонда нагромождения при распределении национального дохода Украины. Это позволит совершить болем целенаправленую инвестиционную политику, укрепить материально-техническую базу производства и тем самым звеличить прибыльную часть государственного бюджета Украины.                           Самое важное назначение бюджета- это создание материальной основы для реализации государством своих функций: экономической, социальной, политической, и  охранной.

Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  его функции: распределительную, контрольную, обеспечение существования государства. В условиях реформирования экономики  Украины, связанной с функционированием  разных форм собственности, возникает  потребность пересмотрения характера  и содержания бюджетних отношений. На сегоднешний день возникают трудности как с реформированием централизованного фонда средств государства, так и с его использованием. Эти трудности обусловлены несовершенством законодательства Украины, традиционными, устаревшими методами организации бюджетних отношений. В такой ситуации командно-административные методы управления полностью не удалось избежать, а нове пребывают на стадии установления. Обусловлено это медленным процессом реформирования системы собственности, что влияет на содержание распределительных и перераспределительных процессов в Украине.                                                                                                                                Бюджетная система- это основанная на эконкомических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов и отраслей бюджета Украины, которые..объединены..на..единых..принципах.                                                               Составными элементами бюджетной системы являються:                                                     

1)структура;                                                                                                                                             2)принципы..построения;                                                                                                                                               3)организация..функцонирования.                                                                                                     Бюджетная система состоит из государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Совокупность всех бюджетов, которые входять в состав бюджетной системы Украины, есть сводный бюджет Украины.                                                         Новые экономические отношения требуют изменений и в бюджетной системе. По поводу решения этой проблемы существуют разные подходы: Сохранить бюджетную систему и бюджетное устройство к выходу из экономического кризиса, чтобы мобилизировать использование финансов в государстве с целью преодоления кризисних явлений за счет развития приоритетны направлений производства, стабилизации национальной валюты; При сохранении централизованной бюджетной системы дать разрешение месным органам власти и управления распоряжаться средствами, которые находят от комунальной собственности предприятий через налоги, регулируя бюджеты за сет общегосударственных налогов и доходов;                                       Предоставить самостоятельность местным бюджетам, консолидируя в бюджете Украины все бюджеты, которые составляют бюджетную систему.                   Экономическое обновление объективно требует укрепления государственного бюджета как основного важеля эффективного развития государства страны, которая стремиться к социально ориентированной экономики. Аккумуляция в бюджетной системе значительных денежных фондов создает возможность для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны. Бюджет является могущественным инструментом государственного управления.                                                                                                                           Значение государственного бюджета обусловлено не только объем денег, которые сосредоточены в нём. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его влиянием функционируют все другие отрясли финансовой системы. Наличие бюджета создает возможность для манипулирования при распределении средств на нужды общества с учётом их приоритетности на протяжении..определенного..промежуткаю..времени.                                                                                                             В будущем роль государственного бюджета в социальных процессах будет возрастать. Обусловлено это тем, что именно бюджетне средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой основой для совершения социальных переделов, перехода на новый уровень социального обслуживания населения. Кроме того, государственный бюджет призван нивелировать социальные последствия распределением граждан по их материальному достатку, что вызвано переходом к рыночным условиям хозяйствования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Литература

 

1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф.- «Макроэкономика»- Киев, 2006 г.,358с.

2. Алисов Е.А.- «Финансовое право»- Харьков, изд. «Эспада», 2008г.,167с.

3. Афанасьева Д.Я.- «Финансы»-Киев, изд.«Финансы статистика»,2003г.,134с.

4. Бахрамов Ю.К.- «Государственный бюджет Украины»- Киев,2007 г.,284с.

5. Бюджетный  кодекс Украины по состоянию  на 5 февраля 2011 год Харьков

6 .Вахрин П.И., Нишитой А.С.- «Финансы»- Киев,2006 г.,100с.

7. Грязнова А.Г.- «Финансы»- Киев, изд. «Финансы и статистика», 200г.,132с.

8. Дамшина В.В.- «Финансы»-Харьков, 2003 г, 356с.

9. Деркач А.В.,Гордеева Е.А.- «Финансы»-Киев, 2000 г., 109с.

10. Живалов В.Н.- «Бюджетная система Украины»- Киев, 2003 г., 165с.

11. Закон Украины « О государственном бюджете» за 2012 год

12. Иванова Н.Г.- «Бюджет Украины»- Харьков, 2004 г., 178с.

13. Ковалёв В.В.- «Финансы»- Харьков, изд. «Проспект»,2006 г., 190с.

14. Миляков Н.В.- «Финансы»- Киев, 2004 г., 203с.

15. Мочерный С.В.- «Бюджетная система Украины»- Киев, 2007 г.,89с.

16. Орлюк О.П.- «Финансы»- Киев, изд. «Юриком Интер», 2003 г., 356с.

17. Пасичник Ю.В.- «Бюджетная  система Украины»- Киев,2008 г.,267с.

18. Поляк Г.Б.- «Финансы»- Киев, изд. «Юнити-Дана», 2008 г., 245с.

19. Романовский А.Д.- «Бюджетная система Украины»- Киев, 2007 г., 234с.

20. Соколова И.Г.- « Бюджет США»- Москва, 2008 г., 78 с.

21. Трошин А.Н.- «Финансы и кредит»- Киев, изд. «Инфра-М»,2009 г.,56с.

22. Шевчук Д.А. «Финансы и кредит»- Киев, изд. «РИОР»,2008 г., 290с.

23. www.minfin.gov.ua

24. www.ukrstat.gov.uа

25. www.financee.ua

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні