Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную, обеспечение существования государства. В условиях реформирования экономики Украины, связанной с функционированием разных форм собственности, возникает потребность пересмотрения характера и содержания бюджетных отношений. На сегодняшний день возникают трудности как с реформированием централизованного фонда средств государства, так и с его использованием.

Содержание работы

Введение 3 Раздел 1. Теоретические основы: бюджет и бюджетный кодекс Украины 5 1.1.Значение государственного бюджета и его функций 5 1.2.Сущность бюджетной системы 9 1.3.Бюджетное планирование в Украине 15 Раздел 2. Анализ бюджетного кодекса Украины и государственного бюдже23 2.1.Порядок рассмотрения законов о бюджете 23 2.2.Нововведения в Бюджетном кодексе Украины 32 2.3. Статистические данные Закона Украины «О государственном бюджете Украины» за 2012 год 34 Заключение 39
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

курс финансы.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)
  • законопроекты, которые согласно с экспертным выводом и решением Комитета Верховного Совета Украины по вопросам бюджета не влияют на доходную и расходную часть бюджетов, вносятся в порядок дневных пленарных заседаний Верховного Совета Украины для их рассмотрения в общем порядке, установленном Регламентом Верховного Совета Украины;
  • законопроекты, которые согласно экспертному выводу и соответствующему решению Комитета Верховного Совета Украины по вопросам бюджетов влияют на доходную расходную часть бюджетов, на протяжении трех дней передаются Министерству финансов Украины для экспертного вывода относительно стоимостной величины влияния законопроектов на доходную расходную часть бюджетов и для предложений относительно целесообразности их принятия, возможности и срока вступления их в действие. Министерство финансов Украины в двухнедельный срок готовит экспертный вывод и предложения к законопроектам и передает Комитету Верховного Совета Украины по вопросам бюджета для подготовки выводов относительно целесообразности их принятия Верховным Советом Украины и сроков вступления их в действие.

Законы Украины, которые влияют на формирование доходной и расходной части бюджетов, должны быть опубликованы до 15 августа года, который предшествует плановому. В  другом случае нормы соответствующих  законов, которые влияют на формирование доходной и расходной части бюджетов, применяются не раньше начала бюджетного периода следующего за планируемым.

4) Предложения Верховного Совета Украины относительно основных направлений бюджетной политики. Верховный Совет разрабатывает соответствующие предложения, где отображена позиция депутатских групп и фракций по основным вопросам бюджетной политики, которая разрабатывается Кабинетом Министров Украины.

5) Указы Президента. Они регламентируют отдельные текущие вопросы, которые составляют государственную ценность и должны поддерживаться государством.

6) Ежегодное обращение Президента Украины к Верховному Совету. Это конституционное право Президента Украины, и впервые его обращение было посвящено бюджетным вопросам: «Об основных направлениях бюджетной политики..на..2002г.»   

7) Постановления и распоряжения Кабинета Министров. Этими актами регламентируются механизмы бюджетных процессов.

8) Другие акты государственных и местных органов власти. Это могут быть правила составления и исполнения бюджетов, бюджетная классификация, инструкции министерств и ведомств, бюджетные регламенты, которые утверждаются органами местного самоуправления.

9) Государственные программы экономического и социального развития.                                                    На общегосударственном уровне в бюджетном планировании принимают участие международные финансовые институты, зарубежные консультанты, научные учреждения Украины, Кабинет Министров Украины, все министерства и ведомства, соответствующие комитеты Верховного Совета Украины, отдельные депутаты и общественные организации.

На местном  уровне соответствующее участие  принимают структурные подразделения  органов законодательной и исполнительной власти, депутаты, научные общественные деятели. Задания, принципы и методы бюджетного планирования.

Бюджетное планирование имеет свои задания и должно основываться на соответствующих принципах и методах.

Задания бюджетного планирования:

  • обеспечить необходимые макроэкономические пропорции развития государства;      
  • выявлять реальные источники поступлений по всем направлениям и всеми плательщиками налогов и сборов на всех бюджетных уровнях;                                                
  • эффективно распределять по направлениям и между регионами бюджетные расходы;
  • содействовать наиболее эффективному использованию бюджетных средств отраслями народного хозяйства;
  • обеспечивать минимальный уровень социальных потребностей;
  • создать необходимые социальные резервы, которые используются на плановые и внеплановые мероприятия;
  • предусмотреть в системе осуществления бюджетных платежей возможность прозрачного бюджетного контроля.

Принципы бюджетного планирования:

  • научная обоснованность;
  • оптимальная сбалансированность между уровнем налогообложения субъектов- плательщиков налогов и уровнем социальных выплат;
  • центральное место бюджетного планирования в системе финансового планирования;                                                                                                                                   
  • органичная взаимосвязь между прогнозируемыми и текущими бюджетными планами;               
  • директивный характер бюджетных выплат;
  • единство общегосударственного и местных бюджетов;
  • наличие соответствующих бюджетных резервов;
  • демократичность.

Методы бюджетного планирования:

Метод коэффициентов. Базируется на применении соответствующих коэффициентов. За основу берутся показатели, которые были достигнуты в предыдущий период, и корректируются с учетом соответствующих коэффициентов, которые отражаут изменения, которые предусматриваются в планируемый период.

Нормативный метод. За основу берутся нормативы, которые регламентируют виды поступлений и расходов. При этом учитываются экономическое состояние предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства, физических лиц. Этот метод дает возможность полностью выявить бюджетные   резервы и способствует их экономии.

Балансовый  метод. С помощь этого метода удается достичь соответствия между источниками поступлений и источниками расходов по видам и регионам, установить взаимосвязь с общим количеством финансовых ресурсов в государстве по министерствам, регионам, ведомствам и соответствующими   потребностями которые могут быть обеспечены.

Предметно-целевой  метод. Используется при финансировании отдельных государственных программ экономического и социального развития, дает возможность выявить источники покрытия и определить эффективность этих программ.

Выделяют  следующие этапы бюджетного планирования и прогнозирования.

Бюджетное планирование на общегосударственном уровне осуществляется в два этапа – сведенное  и адресное планирование.

Этапы разработки плана Государственного бюджета

Сведенное бюджетное планирование подразумевает  исполнение комплексных расчетов по макроэкономическим показателям. Адресное планирование-установка конкретных связей бюджета со всеми финансовыми планами народного хозяйства. Потом эти бюджеты получают форму финансовых обязательств.

Этапы бюджетного планирования на общегосударственном  уровне.                                   На первом этапе, который называется сведенным бюджетным планированием, определяются основные направления организации работы и способы мобилизации бюджетных ресурсов, осуществляется взаимное согласование основных макроэкономических показателей. На этом этапе осуществляются комплексные экономические расчеты по показателям внутреннего валового продукта, национального дохода, определяется уровень бюджетных поступлений, минимальный уровень социальных потребностей и т.д.

На втором этапе проводится адресное бюджетное  планирование, цель которого – установить конкретные связи с другими финансовыми  планами государства. Минимально необходимые расходы вычисляются по единым групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам, установленным высшими нормами исполнительной власти на основе действующий законодательных актов, учитывая индекс инфляции в пределах финансовых возможностей государства и соответствующих административно-территориальных единиц.

Для полного  учета всех финансовых ресурсов, а  также определения средней финансовой обеспеченности Автономной Республики Крым, административно-территориальный  сведенный баланс финансовых ресурсов, данные которого могут быть учтены при определении размеров межбюджетных трансфертов. Кабинет Министров Украины организовывает доведение к сведению исполнительных органов власти Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя таких показателей:

  • проектных нормативов (%) отчислений от регулирующих доходов и сумм контингентов этих доходов;
  • размеров дотаций и субвенций, которые предусматривается выдать из Государственного бюджета Украины на финансирование их бюджетов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Аналогичные показатели приводят исполнительные органы власти высшего уровня непосредственно в Советы народных депутатов и их исполнительных органов власти низшего уровня в сроки, которые бы обеспечивали утверждение бюджетов в начале бюджетного года.

Рассмотрим  бюджетное прогнозирование. Под  ним понимают определение основных показателей бюджета в перспективе. В процессе этой работы определяется концепция, основная цель, главные направления  развития и основные цели, которые  должны быть достигнуты.

 

                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                  Раздел 2. Анализ Бюджетного Кодекса Украины и государственного бюджета Украины

2.1. Порядок рассмотрения закона  о бюджете Украины.

Порядок рассмотрения проекта закона о Государственном  бюджете Украины в Верховной Раде Украины регулируется Бюджетным кодексом Украины (статья 39) и главой 9.1 Регламента Верховной Рады Украины, которыми процесс принятия бюджета на следующий финансовый год начинается после утверждения Верховной Радой Украины, представленного Президентом Украины отчета о выполнении бюджета за прошедший год.                                                                А часть 1 статьи 39 Бюджетного кодекса Украины устанавливает, что не позднее чем через пять дней после представления Кабинетом Министров Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины в Верховную Раду Украины, Министр финансов Украины представляет его на пленарном заседании Верховной Рады Украины. Затем представитель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета докладывает о соответствии проекта закона о Государственном бюджете Украины требованиям настоящего кодекса, основным направлениям бюджетной политики на последующий бюджетный период, принятым согласно части 6. Статьи 33 Бюджетного кодекса Украины.

Далее по результатам обсуждения проекта  закона о Государственном бюджете  Украины Верховная Рада Украины  может принять мотивированное решение  об его отклонении в случае несоответствия Бюджетному кодексу Украины и  Основным направлениям бюджетной политики на последующий бюджетный период.

В случае отклонения проекта закона о Государственном  бюджете Украины Кабинет Министров  Украины обязан в недельный срок со дня вступления в силу решения  об отклонении подать проект закона о  Государственном бюджете Украины на повторное представление с обоснованием внесенных изменений, связанных с соответствующим решением Верховной Рады Украины. Министр финансов Украины повторно представляет проект закона о Государственном бюджете Украины не позже трех дней после его повторного представления в Верховную Раду Украины.

Ко всем показателям доходов и расходов государственного бюджета, указанных  в проекте закона о Государственном  бюджете Украины, отдельно прилагаются расчеты и обоснования. Персональную ответственность за соблюдение этого правила возложено на Министра финансов Украины.                                        

К проекту  закона о Государственном бюджете  Украины также прилагаются информационные материалы:

  • прогноз доходов и расходов Государственного бюджета Украины на три последующих года, разработанные исходя из Основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на этот период;    
  • перечень законов, отдельных статей законов и других нормативных актов, которым противоречит проект закона о Государственном бюджете Украины с определением причин разногласий;
  • перечень налогов, сборов, других обязательных платежей с указанием ставок и льгот;
  • перечень общегосударственных, межотраслевых и других программ, которые финансируются из бюджета в случае, если распорядителями денежных средств являются два и более субъекта. Представляются данные относительно финансовых полномочий каждого субъекта и общие затраты на программу.

Статья 40 Бюджетного кодекса Украины устанавливает  время на подготовку Верховной Радой  Украины проекта закона о Государственном  бюджете Украины к первому  чтению, так после принятия к рассмотрению представленного проекта закона о Государственном бюджете Украины не позже 1 октября (6 октября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного представления Кабинетом Министров Украины) года, который предшествует плановому, проект закона о Государственном бюджете. Украины рассматривается народными депутатами Украины, а также в комитетах, депутатских фракциях и группах Верховной Рады Украины. Комитеты Верховной Рады Украины формируют свои предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины и передают их в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и назначают представителей для участия в работе Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

Информация о работе Бюджетний кодекс України та зміни у централізованому фінансовому плануванні