Бюджетно-финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является бюджетно-финансовая политика.
Предметом исследования является бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь.
Цель работы – раскрыть понятие и роль бюджетно-финансовой политики государства и ее особенности в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнение.
Исследования и разработки: раскрыта сущность и значение бюджетно-финансовой политики, найдена взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики; проанализированы тенденции и пути развития бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………….4
1. Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи....6
2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………. 10
3. Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь……………………..21
3.1 Бюджетно-финансовая политика РБ………………………….......................21
3.2 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы в сфере Бюджетно-финансовой и налоговой политика……………22
3.3 Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………..24
3.4 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь………………26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………....29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.25 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат……………………………………………………………………………...3

Введение…………………………………………………………………………….4

1. Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи....6

2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………. 10

3. Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь……………………..21

3.1 Бюджетно-финансовая политика  РБ………………………….......................21

3.2 Программа деятельности  Правительства  Республики Беларусь  на 2011 – 2015 годы в сфере Бюджетно-финансовой  и налоговой политика……………22

3.3 Бюджетное устройство  в Республике Беларусь……………………………..24

3.4 Эффективность бюджетной  политики Республики Беларусь………………26

Заключение…………………………………………………………………………28

Список использованных источников…………………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Объектом исследования в  данной курсовой работе является бюджетно-финансовая политика.

Предметом исследования является бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь.

Цель работы – раскрыть понятие и роль бюджетно-финансовой политики государства и ее особенности  в Республике Беларусь на современном  этапе.

Методы  исследования: анализ, синтез, описание, сравнение.

Исследования  и разработки: раскрыта сущность и значение бюджетно-финансовой политики, найдена взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики; проанализированы тенденции и пути развития бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетно-финансовая политика предполагает определение целей  и задач в области государственных  финансов, разработку механизма мобилизации  де-нежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, фискальными инструментами регулирования экономических и социальных процессов.

Бюджетно-финансовая политика каждого государства – это  основа развития и благополучия экономики  страны. Тема на сегодняшний день как  нельзя актуальна по той причине, что в условиях постоянных изменений  в мире, которые влияют на экономики  отдельных стран, именно бюджетно-финансовая политика может сгладить как негативное развитие ситуации, так и чересчур позитивное, которое также может  быть не всегда положительным для  экономики. Бюджетно-финансовая политика является ядром экономической политики государства и отражает все его  финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами. Таким  образом, бюджетно-финансовая политика является основой для нормального  функционирования всех сфер страны.

Цель работы – раскрыть понятие и роль бюджетно-финансовой политики государства и ее особенности  в Республике Беларусь на современном  этапе.

Объектом исследования в  данной курсовой работе является бюджетно-финансовая политика.

 

Предметом исследования является бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

- раскрыть сущность и  значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи;

 

- показать взаимосвязь  бюджетно-финансовой и налоговой  политики, охарактеризовать бюджетно-налоговую  политику;

 

- проанализировать особенности  бюджетно-финансовой политики Республики  Беларусь в современных условиях.

 

Исследованиями роли бюджетно-финансовой политики государства занимались многочисленные ученые-экономисты. В данной работе были использованы разработки Макконнелла К. Р., Брю С.Л., Ивашевского С. Н., раскрывших суть данного понятия и его влияние на развитие экономики страны; Бондаря А.В., Воловик Е., Киреевой Е., Н. И. Базылева, М. Н. Базылевой, детально осветивших понятие и роль бюджетно-финансовой политики государства на пути формирования социально ориентированной рыночной модели экономики в Республике Беларусь, а также тенденции и пути ее развития и совершенствования.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи

 

  Бюджетно-финансовая политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций [2, c. 104].

Бюджетно-финансовая политика предполагает определение целей  и задач в области государственных  финансов, разработку механизма мобилизации  де-нежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

Основными целями бюджетно-финансовой политики являются:

1) Финансовая устойчивость, которая проявляется в:

- макроэкономической сбалансированности,

- сбалансированности бюджета,

- отсутствии государственного долга,

- твердой национальной  валюте,

- в сочетании экономических  интересов государства и всех  членов общества;

2) Обеспечение полного  и устойчивого выполнения финансовых  обязательств на всех уровнях  власти;

3) Развитие стимулирующих  элементов бюджетной политики;

4) Значительное уменьшение  долговой нагрузки на экономику;

5) Создание эффективной  системы межбюджетных отношений  на основе четкого разграничения  расходов между уровнями бюджетной  системы, повышения степени автономности  налоговых полномочий и прозрачных  процедур распределения финансовой  поддержки регионов;

6) Оценка эффективности  бюджетных расходов, концентрации  ресурсов республиканского бюджета  на решении ключевых социально-экономических  задач; 

7) Урегулирование кредиторской  задолженности государства [2, c. 104].

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетно-финансовой политики. Как правило, это:

- концентрация финансовых  ресурсов на решении приоритетных  вопросов;

- снижение налоговой нагрузки  на экономику;

- упорядочивание государственных  обязательств;

- создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными  финансами [3].

Бюджетно-финансовая политика является ядром экономической политики государства и отражает все его  финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

Сущность бюджетно-финансовой политики, как и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях – распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая – контрольная  функция позволяет узнать, как  фактически складываются пропорции  в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует  об отклонениях в движении бюджетных  средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Для осуществления функций  государство вырабатывает бюджетный  механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования  средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему  документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование  бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных  отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

- механизм мобилизации  денежных средств в бюджетную систему страны;

- механизм расходования  бюджетных средств;

- механизм межбюджетного  распределения и перераспределения  финансовых ресурсов.

В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями  в бюджетном механизме выделяют следующие блоки:

- бюджетное планирование;

- бюджетное прогнозирование;

- бюджетный контроль и т.д.

Бюджетно-финансовая политика государства с рыночной экономикой, как правило, формируется на основе трех вариантов.

Первый вариант исходит  из того, что необходимо обеспечить сбалансированность госбюджета, то есть госбюджет должен быть без дефицита. При этом, сбалансированным должен быть любой ежегодный бюджет. Использование этого варианта, однако, ограничивает возможности бюджетного регулирования как составной части государственного воздействия на экономические процессы.

На практике использование  принципа сбалансированности бюджета  может способствовать углублению экономических  противоречий. Так, в условиях экономического спада в связи со снижением  уровня производства и доходов обостряется  проблема бюджетного финансирования. Это вызвано тем, что налоговые  поступления обнаруживают тенденции  к падению. В подобной ситуации власти должны либо повысить налог, либо понизить государственные расходы, либо прибегнуть к сочетанию обеих этих мер. В  результате их действия совокупный спрос  сократился бы, что неизбежно повлекло бы за собой дальнейшее ухудшение  экономической ситуации. Обеспечение  сбалансированного бюджета с  помощью финансирования его дефицита за счет денежной эмиссии изоляционного  характера привело бы лишь к номинальному росту налоговых и других поступлений  в бюджет. Они были бы "съедены" инфляционным ростом цен. А реальные доходы государства понизились бы и, как следствие, усугубились финансовые трудности экономики в целом.

Второй вариант бюджетно-финансовой политики государства также основывается на принципе сбалансированности бюджета, но не в рамках одного года (как в  первом варианте), а за любой определенный отрезок времени, например в течение  экономического цикла. При использовании  этого концептуального подхода  происходит увязка государственной  бюджетно-финансовой политики с политикой  антикризисного регулирования. Taк, для расширения рыночного спроса в условиях спада правительство принимает меры по снижению налогов и одновременно увеличивает бюджетные инвестиционные расходы. Сознательно расширяя дефицит бюджета, власти используют инфляционные методы. В условиях подъема они, наоборот, повышают налоги и снижают бюджетные расходы (прежде всего, на инвестиции), тем самым противодействуя выходу инвестиций за рамки платежеспособного спроса. Подобный подход также имеет свои минусы, поскольку продолжительность и интенсивность подъемов и спадов, как правило, не совпадают. А это, в свою очередь, мешает оптимальному согласованию бюджетно-финансовой политики государства и антикризисного регулирования.

В третьем варианте бюджетно-финансовой политики ее роль заключается в достижении сбалансированности экономики в  целом, а не только бюджета (как по концепции, используемой в первом и  втором вариантах). Согласно третьему подходу, макроэкономическая стабильность может сочетаться с разными состояниями  бюджетного финансирования, то есть может  сопровождаться как дефицитом, так и профицитом бюджета. Бюджетная стабильность здесь рассматривается всего лишь как второстепенная функция экономической динамики.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика государства