Бюджетно-финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является бюджетно-финансовая политика.
Предметом исследования является бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь.
Цель работы – раскрыть понятие и роль бюджетно-финансовой политики государства и ее особенности в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнение.
Исследования и разработки: раскрыта сущность и значение бюджетно-финансовой политики, найдена взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики; проанализированы тенденции и пути развития бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………….4
1. Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи....6
2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………. 10
3. Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь……………………..21
3.1 Бюджетно-финансовая политика РБ………………………….......................21
3.2 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы в сфере Бюджетно-финансовой и налоговой политика……………22
3.3 Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………..24
3.4 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь………………26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………....29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.25 Кб (Скачать файл)

- одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

 

- установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

- четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

- обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

- стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

В настоящее время консолидированный  бюджет республики более, чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.

31 декабря 2009 года Президентом  Беларуси была подписана Особенная  часть Налогового кодекса, которая  вступила в силу с первого  января. В целях совершенствования  налоговой системы Беларуси отменены  сбор в республиканский фонд  поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки,  налог на приобретение автотранспортных  средств, местный налог с продаж  товаров розничной торговли, местный  сбор с пользователей за парковку.

Для компенсации выпадающих доходов бюджета повышена ставка НДС с 18% до 20%, что обеспечит дополнительные поступления в сумме 1,7 трлн. рублей.

Акцизы обеспечивают 7-8 % доходов бюджета. В настоящий  момент они взимаются по единым ставкам  для белорусских и импортных  товаров. Перечень подакцизных товаров  помимо традиционных (алкогольных напитков, табачных изделий и моторного  топлива) включает легковые автомобили. В среднем уровень акцизных ставок несколько превышает ставки этого  налога. Льготы по акцизным сборам практически  отсутствуют.

К основным недостаткам налоговой  системы Республики Беларусь можно  отнести следующие:

- количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт;

- практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы (в частности, оборотов по реализации, фонда заработной платы), что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики;

- наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относятся целевые сборы на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%, как раз и является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных предприятий, скопления остатков готовой продукции на складах, сокращения экспорта из-за ценовой неконкурентоспособности белорусских товаров;

- неэффективная система налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств, которая, в конечном счете, приводит только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий;

- неоправданно высокая доля косвенных налогов в доходах бюджета, что существенно удорожает цену товара. В развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%, а в Беларуси - 55-60%;

- в белорусской модели акцизов применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов;

- предусмотрены широкие льготы по НДС, т.е. прямые освобождения (причем не от начисления, а от уплаты налога), особенно в отношении сельскохозяйственных товаров, что существенно сокращает налоговую базу и уровень доходности НДС;

 

- нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения;

- отсутствие системного подхода в налоговой политике, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики.

Следует отметить, что становление  современной белорусской налоговой  системы сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками  своих обязанностей государство  ежегодно недополучает от 30 до 40 % бюджетных  средств. Уклонение от уплаты налогов  получило широкое распространение  и является главной причиной не поступления налогов в государственную казну.

За последние годы в  Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на реформирование налоговой системы.

В 2011-2015 г. в сферу налоговых  отношений будут активно внедрятся инновационные технологии. Они повышают эффективность функционирования всей налоговой системы и создают наиболее удобные условия для исполнения плательщиками налоговых обязательств. Это приоритетный вектор развития налоговой службы.

Уже с прошлого года в  стране работает система электронного декларирования, которая позволяет  представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий. На 1 июля 2010 г. года ее пользователями стали свыше 42 тысяч коммерческих организаций, т. е. более половины их общего количества.

В ближайшие годы продолжится  доработка программного обеспечения  с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра  услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных  средств. Например, плательщики смогут передавать и получать в электронном  виде различные документы – заявления, уведомления, справки, решения, акты сверок и др. Это сведет к минимуму посещения  инспекций и значительно сократит временные и материальные издержки плательщиков. Пользователям системы  будут предоставлены оперативный  доступ к нормативно-справочной информации, возможность дистанционного получения  консультаций по различным вопросам налогообложения.

На протяжении 2011-2015 гг. система  электронного декларирования станет неотъемлемой частью процесса налогообложения и  обеспечит качественно новый  уровень обслуживания плательщиков. Перспективы развития налоговой  системы не исчерпываются совершенствованием системы электронного декларирования. Значительные изменения произойдут в налогообложении организаций. С 1 января 2011 г. был отменен местный  сбор на развитие территорий. Его ставка значительно увеличивала налоговую  нагрузку на прибыль. К примеру, ставки налога на прибыль в других странах составляют: в Польше – 19 %, Литве – 15 %, России и Казахстане – 20 %, в Украине – пока 25 %. Из состава экологического налога исключены платежи за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и платежи за импорт товаров, упакованных в данную тару, как не носящие налоговый характер. Произведен перевод названных платежей в сферу гражданско-правовых отношений в рамках ответственности производителей и импортеров соответствующих товаров.

На перспективу (2015-2020 гг.) предусматривается проработка вопроса  объединения налога на недвижимость и земельного налога в имущественный  налог с учетом международной  практики.

Тенденция акционирования государственных  предприятий, увеличение в связи  с этим частного капитала, включение  белорусских акционерных предприятий  в структуры многонациональных  компаний требует включения в  Особенную часть Налогового кодекса  положений, которые присутствуют в  законодательствах многих зарубежных государств. Среди таких положений  – налогообложение паевых инвестиционных фондов.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния  госбюджета, направленные на обеспечение  полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами  осуществления бюджетно-налоговой  политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в  зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и  недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин  государственных расходов, налогов  и сальдо государственного бюджета  в результате специальных решений  правительства, направленных на изменение  уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления  представляют собой разность между  величиной общих налоговых поступлений  в бюджет и суммой выплаченных  правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада  целенаправленно создается дефицит  госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно  создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства  связана со значительными внутренними  временными лагами, так как изменение  структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в  парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Cтепень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых  поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие "встроенных стабилизаторов" объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного  воздействия бюджетного дефицита зависит  от способов его финансирования, в  качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений  в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных  займов, то это ведет к росту  рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии  государство получает особый доход (доход от печатания денег), который  называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика государства