Бюджетно-финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является бюджетно-финансовая политика.
Предметом исследования является бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь.
Цель работы – раскрыть понятие и роль бюджетно-финансовой политики государства и ее особенности в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнение.
Исследования и разработки: раскрыта сущность и значение бюджетно-финансовой политики, найдена взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики; проанализированы тенденции и пути развития бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………….4
1. Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи....6
2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………. 10
3. Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь……………………..21
3.1 Бюджетно-финансовая политика РБ………………………….......................21
3.2 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы в сфере Бюджетно-финансовой и налоговой политика……………22
3.3 Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………..24
3.4 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь………………26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………....29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.25 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических  отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных  образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном  устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов  бюджетов, ибо во многом зависят  от их государственного устройства и  ее территориального деления.

В бывшем Советском Союзе  бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета  государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем  распределялась между республиками и ведомствами.

В настоящее время бюджетная  система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности  всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство  должно иметь лишь один бюджет. Это  обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.

Требование единства дополняется  принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и  поступлений.

Принцип правдивости и  реальности направлен против фальсификации  бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.

Принцип гласности обязывает  правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники  доходов.

Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны  и дополняют друг друга, они нашли  свое правовое отражение в Конституции  нашей республики и специальных  законах: «О бюджетной системе РБ»  и некоторых других законодательных  актах.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой  бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процесы.

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь

 

Бюджетная политика государства  в сжатом выражении - это выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению  приоритетов в финансировании государственных  расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Правовой основой бюджетной  политики независимой Республики Беларусь является ряд законодательных актов, таких как Закон «О бюджетной  классификации Республики Беларусь», который установил основы правового  регулирования отношений, возникающих  в процессе составления, утверждения  и исполнения республиканского и  местного бюджета, государственных  внебюджетных и бюджетных целевых  фондов, внебюджетных средств бюджетных  учреждений и организаций. Также  в новой редакции принят Закон  «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который закладывает основы функционирования бюджетной системы  страны, а в июне 1998 года впервые  был принят Закон «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь». Бюджетное  законодательство имеет целью способствовать эффективному проведению бюджетной  политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств  республиканского бюджета и целевых  бюджетных фондов.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  по результативности деятельности органов  исполнительной власти в указанных  направлениях. Состояние государственных  финансов оказывает весьма сильное  воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать  одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной  политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

• уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов  в частности;

• уровень выполнения бюджетных  обязательств;

• величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

• уровень монетизации  бюджетного дефицита;

• величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

• динамику валового внутреннего  продукта;

• уровень безработицы;

• степень выполнения законодательных  и приравненных к ним актов  о бюджете [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетно-финансовая политика - целенаправленная деятельность государства (в лице органов государственной власти и местного самоуправления) по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации задач экономической политики. В зависимости от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны. Бюджетно-финансовая политика предусматривает разную степень перераспределения национального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетной системы, усиление или ослабление регламентации использования бюджетных средств, приоритетность бюджетного финансирования тех или иных мероприятий, выбор путей достижения сбалансированности бюджетных доходов и расходов и т.д. Бюджетно-финансовая политика включает в себя налоговую политику и тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.

Бюджетно-финансовая политика имеет огромное значение для экономики  страны. Грамотная её реализация способствует сглаживанию экономических циклов, а также устойчивому росту экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Балабанов А.К. Финансы. Краткий курс. - СПб., 2000.

2. Ковалева А.Н. Финансы. Учеб. пос. - М., 2000.

3. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 10, с. 258-26

4. Курс экономики. / Под ред. Б.А. Райзберга. - М: ИНФРА-М, 1997, сс. 389-410. 431-482.

5. Курс экономической теории. Учебное пособие. / Руководитель авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: Изд-во "ДИС", 1997. - Гл. 25, с. 271-27

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 199 - Гл. 10, с. 214-219, гл. 12, с. 251-272, гл. 18, с. 391-410.

7. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 199 - Гл.32, с. 288-301, гл. 28, с. 246-247.

8. Финансы, денежное обращение, кредит. / Под ред. Д.А.Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000. - сс. 59-121, 146-175, 199-223.

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 199 - Гл. 21, с. 377-395, гл. 28, с. 512-540.

10. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М.: БЕК, 1997. - сс.3-7, 12-16, 147-207.

11. Экономика. Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 199 - Гл. 27, с. 578-605.

12. Экономика. Учебник. / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 199 - Гл. Х111, с. 239-257.

13. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 199 - Гл. 16, с. 369-413.

14. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 199 - Гл. 16, с. 271-

 

15. Министерство финансов Республики Беларусь // minfin.gov.by – официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/legislation/lawrb/budsys/?curPos=0. – Дата доступа: 02.11.12 г.

 


Информация о работе Бюджетно-финансовая политика государства