Бюджетно-финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является бюджетно-финансовая политика.
Предметом исследования является бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь.
Цель работы – раскрыть понятие и роль бюджетно-финансовой политики государства и ее особенности в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнение.
Исследования и разработки: раскрыта сущность и значение бюджетно-финансовой политики, найдена взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики; проанализированы тенденции и пути развития бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………….4
1. Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи....6
2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………. 10
3. Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь……………………..21
3.1 Бюджетно-финансовая политика РБ………………………….......................21
3.2 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы в сфере Бюджетно-финансовой и налоговой политика……………22
3.3 Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………..24
3.4 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь………………26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………....29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.25 Кб (Скачать файл)

Однако следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний  равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах  и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей  или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) в краткосрочной  перспективе имеет своей целью  преодоление циклического спада  экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или  комбинирование этих мер. В более  долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей  связано с проведением комплексной  налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной  политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры  государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) имеет  своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов  или комбинирование этих мер. В краткосрочной  перспективе эти меры позволяют  снизить инфляцию спроса ценой роста  безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде  растущий налоговый клин может послужить  основой для спада совокупного  предложения и развертывания  механизма стагфляции, особенно в  том случае, когда сокращение государственных  расходов осуществляется пропорционально  по всем статьям бюджета и не создается  приоритетов в пользу государственных  инвестиций в инфраструктуру рынка  труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами  создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие  налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено  тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние  на совокупный спрос, объем национального  производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских  расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных  расходов (МРг) рассчитывается по формуле:

 

 

МРг =   _____1____

                1 - МРС 

                                                 (2.1)

 

  где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных  расходов на закупку товаров и  услуг.

При значительном уровне безработицы  государство проводит стимулирующую  политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет  к увеличению расходов и к росту  совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного  предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют  рост сбережений домашних хозяйств и  увеличение прибыльности предпринимательских  инвестиций. Это способствует повышению  нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы  и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

 

Мультипликатор чистых налогов  – это отношение величины изменения  совокупного спроса к величине заданного  изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

 

 

 

МР налогов = МРг – 1                                          (2.2)

 

 

 

Если в эту формулу  подставить значение мультипликатора  расходов, то получится:

 

 

МР налогов = МРС (1 – МРС)                                  (2.3)

 

 

Налоги по сравнению с  государственными расходами в меньшей  степени воздействуют на изменение  национального продукта. Налоговый  мультипликатор меньше мультипликатора  государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные  расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление –  одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров  и услуг, оказывает прямое воздействие  на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов  семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

 

3 Бюджетно-финансовая  политика Республики Беларусь

3.1 Бюджетно-финансовая политика РБ

 

Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь проводится согласованно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой Республики Беларусь.

Единство политики Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.

Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в отношениях с  другими государствами и международными финансовыми организациями осуществляется в соответствии с Конституцией, международными договорами и актами законодательства Республики Беларусь.

Республика Беларусь может  принимать на себя обязательства  по согласованию бюджетно-финансовой политики с другими государствами  и международными финансовыми организациями  в соответствии с заключенными договорами.

Республика Беларусь может  в собственных интересах выделять другим государствам финансовые средства в размерах, установленных актами Президента Республики Беларусь и законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Программа деятельности  Правительства  Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы в сфере Бюджетно-финансовой и налоговой политика

Цель – стимулирование качественного экономического роста, создание конкурентоспособной  налоговой  системы  при безусловном сохранении социальных  расходных  обязательств  бюджета, поддержание его дефицита  и государственного долга страны на экономически безопасном уровне.

Задачи:

- снижение налоговой нагрузки до 26 процентов к ВВП в 2015 году,

- повышение эффективности бюджетных расходов;

- повышение в  ближайшее время  рейтинга  отечественной налоговой

системы в исследовании Всемирного банка ”Ведение бизнеса“ до не менее

чем 70 места;

- оптимизация  структуры  бюджетных  расходов  с  ориентацией  на

достижение  конкретных  результатов,  концентрация  бюджетных  средств 

на  приоритетных  направлениях  социально-экономического  развития

страны, налоговое стимулирование инноваций;

- уменьшение дефицита консолидированного бюджета с 2,6 процента

в 2010 году до 1,5 процента к  ВВП в 2015 году;

- создание эффективной системы управления государственным долгом.

Механизмы реализации:

- уменьшение  налоговой  нагрузки,  включая  снижение  на  2 –

4 процентных пункта ставки налога на прибыль и рассмотрение вопроса о

снижении  ставки  НДС с учетом  итогов  работы  экономики,  введение

механизма  переноса  убытков  на  будущие  прибыли,  сокращение  количества

налоговых  льгот  и  (или)  повышение  их  целевой  направленности  на

достижение конкретного  результата, переход к формированию инновационных

фондов за счет отчислений из прибыли подчиненных государственных организаций и расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения;

- улучшение  структуры  и  механизмов  взимания  установленных

налогов  и  сборов  с  учетом  практики  экономически  развитых  и  быстро

развивающихся  стран,  в  том  числе  совершенствование  порядка 

предоставления  налоговых  вычетов  по  НДС,  увеличение  срока 

документального подтверждения  вывоза товаров за пределы Республики

Беларусь с 60 до 180 дней для  целей применения ставки 0 (ноль) процентов 

по  НДС,  адаптация  платежей  за  землю  и  налога  на  недвижимость  к

уровню развития рынков земли  и недвижимости, введение отработанных в

мировой практике механизмов взимания экологического налога;

- снижение временных затрат на расчет и уплату налогов, оформление

необходимых  для  этого  учетных  документов,  отмена  неэффективных 

налоговых процедур, уменьшение сроков и документов, необходимых  для

их  осуществления,  внедрение  автоматизированной  информационной

системы  ”Расчет  налогов“,  максимальное  привлечение  плательщиков  к

системе  электронного  декларирования  за  счет  снижения  ее  стоимости  и 

расширения перечня предоставляемых  сервисов;

- сближение национального законодательства в сфере бухгалтерского

учета  и  финансовой  отчетности  с  международными  стандартами,

сокращение  количества  обязательных  к  применению  форм  первичных 

учетных  документов  и  заполняемых  в  них  реквизитов,  формирование

общественно  значимыми  организациями  финансовой  отчетности  по

международным стандартам финансовой отчетности начиная с 2012 года;

- подготовка законодательного акта о внесении изменений и дополнений в Закон  Республики  Беларусь  от  8 ноября  1994 года  ”Об  аудиторской

деятельности“ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1994 г.,

№ 35,  ст.573),  предусматривающего  пересмотр  критериев,  по  которым 

организации подлежат обязательному  аудиту, в целях сокращения количества

таких организаций, расширение перечня сопутствующих аудиту услуг;

внесение  изменений  в  Бюджетный  кодекс  Республики  Беларусь  в

части уточнения норм среднесрочного финансового планирования, в том 

числе  норм,  позволяющих внедрить  в практику  работы  программно-

целевой метод бюджетного планирования;

- проведение  в  первом  полугодии  2011 г.  ревизии  государственных

программ в целях сокращения их финансирования;

- разработка среднесрочных финансовых программ при формировании

бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы  (в  том  числе  бюджетов

государственных внебюджетных фондов);

- создание  Банка  развития  в  целях  совершенствования  механизма

финансирования  государственных  программ  и  обеспечения  структурных 

реформ в экономике;

-развитие финансовой  самостоятельности  регионов  всех  уровней путем

изменения схемы распределения  поступлений налога на доходы и налога на

прибыль между республиканским и местными бюджетами;

- оптимизация  сети  бюджетных  учреждений,  численности  занятых  в

бюджетом  секторе,  переход  от  содержания  бюджетной  организации  к

оплате  ее  услуг,  расширение  спектра  внебюджетных  источников

финансирования  традиционных  бюджетных  услуг,  включая  медицину  и 

образование;

- разработка нормативной базы по вопросам управления государственным

долгом и долгом органов  местного управления и самоуправления.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляет

Заместитель  Премьер-министра  Республики  Беларусь,  курирующий

вопросы развития экономики [15].

 

 

 

 

 

3.3 Бюджетное устройство в Республике Беларусь

 

Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов  как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными  видами бюджетов, совокупность бюджетных  прав.

В разных странах мира бюджетное  устройство отличается особенностями  в зависимости от государственного устройства, территориально-административного  деления, уровня развития экономики  и других специфических черт конкретного  государства.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика государства