Бюджетно-финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является бюджетно-финансовая политика.
Предметом исследования является бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь.
Цель работы – раскрыть понятие и роль бюджетно-финансовой политики государства и ее особенности в Республике Беларусь на современном этапе.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнение.
Исследования и разработки: раскрыта сущность и значение бюджетно-финансовой политики, найдена взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики; проанализированы тенденции и пути развития бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………….4
1. Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи....6
2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика………………………………………………………………. 10
3. Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь……………………..21
3.1 Бюджетно-финансовая политика РБ………………………….......................21
3.2 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы в сфере Бюджетно-финансовой и налоговой политика……………22
3.3 Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………………..24
3.4 Эффективность бюджетной политики Республики Беларусь………………26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………....29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.25 Кб (Скачать файл)

Подобная трактовка исходит  из того, что макроэкономическая стабильность означает устойчивый экономический  рост, который сопровождается автоматическим увеличением налоговых поступлений. И как его следствие происходит самоликвидация бюджетных дефицитов. Согласно принципам третьего варианта, при возникновении дефицитов  их можно ликвидировать путем  повышения налогов или привлечения  займов. Однако в этом случае долг будет  возрастать. Но в условиях опережающего накопления кредитных ресурсов для  финансирования бюджета макроэкономическую стабильность удается сохранить.

В развитых рыночных экономиках сегодня преобладает использование  второго и третьего вариантов  бюджетно-финансовой политики. Это  значит, что большинство государств проводят курс на допущение финансовых дефицитов. Так, во многих западных странах с 1970-х гг. проводится политика таргетирования (от английского "таргет" - цель). Ее суть сводится к установлению максимально допустимых размеров бюджетных дефицитов по отношению к валовому внутреннему продукту.

Таким образом, бюджетно-финансовая политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации  бюджетных отношений с целью  обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Основными целями бюджетно-финансовой политики являются: финансовая устойчивость, обеспечение полного и устойчивого  выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти, развитие стимулирующих  элементов бюджетной политики, значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику, создание эффективной системы межбюджетных отношений, оценка эффективности бюджетных  расходов. Сущность бюджетно-финансовой политики, как и любой другой экономической  категории проявляется в двух функциях – распределительной и контрольной. Для осуществления функций государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика

 

Бюджетно-финансовая политика находится в тесной связи с  налоговой политикой. Налоговая  политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении  налоговой политики установленные  законом правовые нормы реализуются  при регулировании, планировании и  контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая  политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему [14, c. 122].

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и  управления способна обеспечить потребности  воспроизводства и рост общественного  богатства. Исходной установкой при  проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового  порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая  политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых  законов, а их совершенствование.

Содержание и цели налоговой  политики пересекаются с целями и  задачами бюджетно-финансовой политики и обусловлены макроэкономическими  задачами государства на каждом этапе  развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

1. Экономических задач,  таких как стимулирование экономического  роста, преодоления инфляционных  процессов, снижение дефицита  бюджета, сбалансирование размеров  бюджетов разных уровней и  др.;

2. Социальных задач; обеспечение  занятости населения, стимулирования  роста доходов и уровня жизни  населения, перераспределение национального  дохода в интересах наименее  защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения  паритета между общественными,  корпоративными и личными интересами в области налогообложения [14, c. 123].

С одной стороны, налоговая  политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в  выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой.

С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как  составная часть бюджетно-финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и  логика развития. В силу этого она  может оказывать обратное влияние  на экономику, состояние финансов. Это  влияние может быть различно: в  одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в национальной экономике.

На выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в  стране, характеризующаяся темпами  роста (падения) производства; уровень  инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным  контролем и приватизированным  сектором.

В основе формирования налоговой  политики лежат, таким образом, две  взаимно увязанные методологические посылки: а) использование налоговых  платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней  и решение фискальных задач государства; б) использование налогового инструмента  в качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности.

Формирование налоговой  политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

- стабильности налоговой  системы;

- одинакового налогообложения  производителей независимо от  отраслевой принадлежности предприятия  (фирмы) и формы собственности;

- равенства налогового  бремени для различных категорий  плательщиков с равным уровнем  дохода;

- одинаковых условий налогообложения  для предпринимателей, занятых в  производстве и потребителей [7, c. 201].

Главные направления налоговой  политики должны исходить не только из центральной функции налогов  – пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги – важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования  производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через  систему перераспределения доходов  с помощью налогов можно и  необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь  служащих удовлетворению жизненных  потребностей населения, и уже на той основе – пополнению государственной  казны.

Налоговая политика является составной частью бюджетно-финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических  процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма  государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих  субъектов (прибыль, амортизация), своих  централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется  фискальная (распределительная) функция  налогов.

Во втором случае налоги используются в качестве инструмента  воздействия на условия и факторы  общественного воспроизводства. В  этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами  механизма налогового регулирования  являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это  налоговая стратегия, а на текущий  момент – налоговая тактика. Тактика  и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы [10, c. 125].

Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций  экономического развития, объективной  действительности, состояния социального  положения в обществе, разрабатываемая  государством налоговая стратегия  преследует следующие задачи:

- фискальные - повышение  доходов государства;

- экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

- социальные - перераспределение  налогов в интересах определенных  социальных групп путем стимулирования  роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;

 

- международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Условно выделяют три возможных  типа налоговой политики:

Первый тип – высокий  уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением  налогового бремени. При выборе этого  пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения  не сопровождается приростом поступлений  в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой  политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально  учитывает не только собственные  фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку  обеспечивает наиболее благоприятный  налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем  в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том  числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип – налоговая  политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения  и др.) [7, c. 203].

Государство придает этому  механизму юридическую форму  посредством налогового законодательства.

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В  дополнение к законам были утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством  финансов и Государственным налоговым  комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая  система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым  сыграла положительную роль в  обеспечении перехода Беларуси как  самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

На сегодняшний день в  системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом  является Министерство по налогам и  сборам (МНС), осуществляющее регулирование  и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам  и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах [8, c. 130].

Основу налоговой системы  Республики Беларусь составляет Налоговый  кодекс Республики Беларусь, который  определяет принципы построения налоговой  системы в РБ, налоги, сборы, пошлины  и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов. В нем в частности  говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемыми законодательными актами, а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.

В налоговой структуре  Республики Беларусь основную долю доходов  бюджета (55-60%) составляют косвенные  налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость  и акцизы (статья 6 НК).

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие  принципы:

- однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика государства