Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа
Объект исследования – государственный долг и бюджетный дефицит как важнейшие звенья финансовой системы.
Предмет исследования – особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.
Цель работы – Исследование бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, и пути их сокращения.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Введение…..………………...........……………………………………… 5
1.Бюджетный дефицит и его понятие, классификация, финансирование……7
1.1Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения………………….7
1.2Виды бюджетного дефицита…………………………………………….......11
1.3Источники финансирования бюджетного дефицита…………………...….13
2.Государственный долг и его регулирование………………………………...16
2.1Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга………………………………………………………………………..…….16
2.2Способы сокращения государственного долга…………………………….20
3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь……22
3.1Динамика бюджетного дефицита в Беларуси………………………………22
3.2Государственный долг Республики Беларусь………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31
С начала XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.
Часто дефицит оправдывается
Существуют множество факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:
Можно заметить, что большинство из перечисленных факторов, вызывающих увеличение государственных расходов, не дадут отдачи в виде возможных источников погашения задолженности, возникшей в связи с привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только отдельные из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получение источников для погашения государственного долга. Следует заметить, что в практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов над доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами.
Таким образом, если бюджетные ресурсы,
составляющие превышение доходов
над расходами, направляются на развитие
экономики, используются для финансирования
приоритетных отраслей и предполагают
отдачу, т.е. используются эффективно,
то в будущем рост производства
и прибыли в них возместят производственные
затраты. Если же превышение расходов
над доходами допускается с
целью финансирования текущих
затрат, субсидирования нерентабельного
производства, то бюджетный дефицит
неизбежно приведет к росту
отрицательных тенденций в развитии
экономики, главным из которых
является усиление инфляционных
процессов.
1.2 Виды бюджетного дефицита
В мировой практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:
Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Также выделяют операционный, первичный и квазифискальный дефициты госбюджета.
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёй государственных расходов.
Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный дефицит – это существующий наряду с официальным, скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.
Примерами квазифискальных операций являются:
1) финансирование
2) накопление в коммерческих
банках большого портфеля
3) финансирование центральным
Существуют несколько
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Это предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада [2, с. 216].
Третья концепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование экономики, а не бюджета [2, 217].
1.3 Источники финансирование бюджетного дефицита
В условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.
Сокращение бюджетного дефицита возможно в составлении бюджета в двух вариантах в виде:
Текущий бюджет составляется по принципу
баланса, т.е. с нулевым сальдо, а
расходы сверх предполагаемых доходов
найдут отражение в бюджете развития,
который будет иметь
Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В связи с этим встаёт вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита.
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
Обычно правительства
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетного дефицита. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. [2, с. 105]
Альтернативные возможности вне
К внешним источникам финансирования относятся:
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Если облигации
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. [8, c.474].
К внутренним источникам покрытия бюджетного дефицита относятся: