Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государственный долг и бюджетный дефицит как важнейшие звенья финансовой системы.
Предмет исследования – особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.
Цель работы – Исследование бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, и пути их сокращения.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Содержание работы

Введение…..………………...........……………………………………… 5
1.Бюджетный дефицит и его понятие, классификация, финансирование……7
1.1Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения………………….7
1.2Виды бюджетного дефицита…………………………………………….......11
1.3Источники финансирования бюджетного дефицита…………………...….13
2.Государственный долг и его регулирование………………………………...16
2.1Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга………………………………………………………………………..…….16
2.2Способы сокращения государственного долга…………………………….20
3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь……22
3.1Динамика бюджетного дефицита в Беларуси………………………………22
3.2Государственный долг Республики Беларусь………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

С  начала  XX в. общие  государственные  расходы  по  отношению  к ВВП  во  всем  мире  значительно  увеличились.  Правительства  государств  в  этих  условиях  принимают  различные  бюджетные  решения, направленные  на  сокращение  отрицательного  сальдо  бюджета.  Это  может  выразиться   в  ужесточении  налоговых  режимов,  замораживании  финансирования,  сокращении  трансфертных  платежей  и т.д.

         Часто  дефицит  оправдывается   тем,   что  заимствованные  для  его  финансирования  средства  вкладываются  в   производство,  доходы  от  которого  позволят  через  некоторый   промежуток  времени расплатиться  по  долгам.  Теоретически  это   даже  очень логично,  однако  практика  не подтверждает  правильность  такой концепции,  особенно  в   странах  с  переходной  экономикой,  включая  и  Беларусь.

Существуют  множество  факторов, которые в разной  степени влияют  на  состояние  доходной  и  расходной частей  бюджетного  фонда:

  • Увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, образование, здравоохранение или создание новых рабочих мест;
  • Увеличение государственных расходов в военное время или в связи  с  социальными  конфликтами;
  • Увеличение расходов, связанных с развитием рыночной  инфраструктуры  в условиях трансформационной экономики;
  • Увеличение  расходов  на  приоритетное развитие  отраслей  хозяйства, реструктуризацию  экономики;
  • Уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной  деятельности;
  • Сокращение налогов в целях стимуляции экономического развития[3, с. 265].

Можно заметить, что большинство  из  перечисленных факторов,  вызывающих  увеличение  государственных  расходов, не  дадут  отдачи  в  виде  возможных  источников  погашения  задолженности, возникшей  в  связи  с  привлечением заемных  средств  для  финансирования  бюджетного  дефицита.  Только  отдельные из  них  позволяют  надеяться  на  повышение  эффективности  в  отраслях  экономики  и  получение  источников  для  погашения  государственного  долга. Следует  заметить, что в практике  бюджетного  планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная  величина, характеризующая общий размер  превышения  расходов   над доходами, т.е. не  закрепленная  за  какими-либо расходами.

Таким образом, если  бюджетные ресурсы,  составляющие  превышение  доходов над расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для финансирования  приоритетных  отраслей  и предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в будущем рост  производства  и прибыли в них возместят  производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных  тенденций  в  развитии  экономики,  главным  из  которых  является  усиление  инфляционных  процессов. 

1.2 Виды бюджетного дефицита

 

В мировой практике выделяют следующие  виды бюджетного дефицита:

    • Циклический
    • Структурный

Циклический бюджетный  дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Также выделяют операционный, первичный и квазифискальный дефициты госбюджета.

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёй государственных расходов.

Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный дефицит – это существующий наряду с официальным, скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

Примерами квазифискальных операций являются:

1) финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за  счет банковских ссуд или путем  накопления взаимной задолженности;

2) накопление в коммерческих  банках большого портфеля недействующих  ссуд - просроченных долговых обязательств  госпредприятий, льготных кредитов  домашним хозяйствам, фирмам и  т.д. Эти кредиты, в конце  концов, выплачиваются за счет  льготных кредитов центрального  банка;

3) финансирование центральным банком  убытков от мероприятий по  стабилизации обменного курса  валюты, беспроцентных и льготных  кредитов правительству; кредиты  рефинансирования коммерческим  банкам на обслуживание «плохих  долгов», а также рефинансирование  центральным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ  правительства по льготным ставкам  и т.д. [2, с. 429 - 433].

Существуют несколько концепций  бюджетного дефицита. Первая концепция  основывается на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако было доказано, что ежегодно балансируемый  бюджет в основном исключает или  в значительной степени уменьшает  эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность и, как следствие, углубляет колебания  экономического цикла.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован  в ходе экономического цикла, а не за каждый год.  Это предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного  долга, возникшего в период спада [2, с. 216].

Третья концепция связана с  идеей функциональных финансов. В  соответствии с этим вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической  основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование экономики, а не бюджета [2, 217].

 

1.3 Источники финансирование бюджетного дефицита

В условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие  дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.

Сокращение бюджетного дефицита возможно в составлении бюджета в двух вариантах в виде:

  • текущего бюджета;
  • бюджета развития.

Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а  расходы сверх предполагаемых доходов  найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное  сальдо. В том и другом вариантах  достигается цель: узаконить целевой  характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля над движением  привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

Для финансирования расходов, превышающих  реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В  связи с этим встаёт вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита.

           Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

    • Монетизация бюджетного дефицита;
    • Внешнее долговое финансирование;
    • Внутреннее долговое финансирование.

Обычно правительства прибегают  к монетизации дефицита в развивающихся  странах и странах с переходной экономикой в тех случаях, когда  из-за значительного внешнего долга  исключается финансирование из иностранных  источников, а возможности внутреннего  долгового финансирования практически  исчерпаны.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает  так называемый "эффект Танзи" - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетного дефицита. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. [2, с. 105]

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях – на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

К внешним источникам финансирования относятся:

  1. Кредиты международных финансовых организаций
  2. Кредиты правительств иностранных государств
  3. Долговое финансирование (внешнее) – продажа государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Такой способ финансирования возможен в том случае, если уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны. Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в ЦБ. Однако центральный  банк может скупить эти облигации  на вторичном рынке ценных бумаг  и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых  и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. [8, c.474].

К внутренним источникам покрытия бюджетного дефицита относятся:

  1. Повышение налоговых ставок;
  2. Долговое финансирование (внутреннее);
  3. Кредиты центрального банка
  4. Отсрочка платежей правительства
  5. Доходы  от продажи государственной собственности (этот источник использовался в разных странах)
  6. Изменение остатков средств бюджета
  7. Секвестирование бюджета

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита