Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государственный долг и бюджетный дефицит как важнейшие звенья финансовой системы.
Предмет исследования – особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.
Цель работы – Исследование бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, и пути их сокращения.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Содержание работы

Введение…..………………...........……………………………………… 5
1.Бюджетный дефицит и его понятие, классификация, финансирование……7
1.1Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения………………….7
1.2Виды бюджетного дефицита…………………………………………….......11
1.3Источники финансирования бюджетного дефицита…………………...….13
2.Государственный долг и его регулирование………………………………...16
2.1Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга………………………………………………………………………..…….16
2.2Способы сокращения государственного долга…………………………….20
3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь……22
3.1Динамика бюджетного дефицита в Беларуси………………………………22
3.2Государственный долг Республики Беларусь………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На  основе приведенной выше информации можно сделать следующие выводы:

1.Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Он представляет  собой  систему  экономических  отношений,  связанных  с  привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. Чаще  всего  дефицит  отражает  кризисные  явления  в  экономике,  ухудшение  показателей  финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов  хозяйствования,  нарушение  экономических  связей,  неэффективность  налоговой  системы и т.д. Если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение  доходов  над  расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для  финансирования  приоритетных  отраслей  и  предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в  будущем  рост  производства  и  прибыли  в них  возместят  производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных  тенденций  в  развитии  экономики,  главным  из  которых  является  усиление  инфляционных  процессов. Поэтому необходимо применять меры по его сокращению.

Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

    • Монетизация бюджетного дефицита;
    • Внешнее долговое финансирование;
    • Внутреннее долговое финансирование.

2.Государственный долг – это накопленная сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В развитых странах госдолг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Государственный долг подразделяется на:

- внутренний,

- внешний;

В качестве внутреннего долга принято рассматривать обязательства органов государственного управления, которые выражены как в национальной, так и иностранной валюте, держателями которых являются резиденты.

Внешним долгом считается государственная  задолженность перед нерезидентами. Для государства не столько важным будет являться абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в национальном доходе, внутреннем валовом продукте. Отношение всех государственных расходов к ВВП получило название «бремя государственного долга». Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:

1.Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах 2.Привлечение финансовых ресурсов

3.Погашение и обслуживание долговых обязательств.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы: Рефинансирование, Реструктуризация, Конверсия, Консолидация.

Эти методы позволяют управлять государственным  долгом, для того чтобы его последствия  не стали слишком тяжелыми для  экономики страны.

3.

Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в  результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая  обязательства по государственным  гарантиям, представленным Республикой  Беларусь и предъявленным к оплате.

Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета  и иными находящимися в собственности  республики имущественными ценностями.

В условиях ограниченности внутренних ресурсов бюджета необходимость  активной поддержки национальной экономики  заставляет искать внешние источники  привлечения ресурсов в экономику  страны. Основными кредиторами Республики Беларусь в настоящее время являются Россия и Международный валютный фонд. По состоянию на 1 января 2011 года внутренний государственный долг составил 9,7 млрд. долл. США.

Республика Беларусь в настоящее  время осуществляет переход от пассивной  формы бюджетного дефицита, которая  носит потребительский характер, к активной форме, что предполагает направление ресурсов на те экономические  проекты, которые сразу дадут  экономическую отдачу, а также  на инновационные и ориентированные на экспорт предприятия.  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Актуальные проблемы социально-экономического развития Республики    Беларусь: сборник научных статей молодых учёных, аспирантов и студентов; под редакцией В.Л. Клюки. – Гродно: ГрГУ, 2004 – 532 с.
  2. Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова – Минск: БГЭУ,2007. – 415с.
  3. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
  4. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 95 с.
  5. Экономическая теория: Учебное пособие/ И.В. Новикова и др. Под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006.- 543 с.
  6. Государственное регулирование и политика. Место государственного долга в современной бюджетной политике // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.jourclub.ru/26/618/3/ - Дата доступа: 02.11.2011
  7. Экономическая безопасность / В.А. Богомолов [и др.]; под общ. ред. В.А. Богомолова. – Москва: Юнити, 2009. – 206 с.
  8. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.
  9. Новости Беларуси. Белорусское телеграфное агентство //  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/ -Defitsit-konsolidirovannogo-bjudzheta-Belarusi-v-2010-godu-sostavil-26-VVP_i_540028.html - Дата доступа: 04.11.2011
  10. Новости Беларуси. NewsBY.org // [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.newsby.org/by/2009/12/29/text12585.htm - Дата доступа: 29.10.2011
  11. Новости Беларуси. NewsBY.org // [Электронный ресурс]  - Режим доступа: http://www.newsby.org/by/2010/10/19/text16710.htm - Дата доступа: 29.10.2011
  12. Минфин/Документы/Государственный долг/Внешний долг/Текущее состояние // [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://www.minfin.gov.by/rmenu/dolg/vnesh_dolg/now/#T1 - Дата доступа: 02.11.2011

  1. Жук, И.В. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние / И.В. Жук // Банковский вестник. – 2010. - №1(473). – с. 11-19
  2. Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом//Финансы. 2000. №6. С. 55-57.
  3. Попкова, Н.А. Управление государственным долгом в разных странах / Н.А. Попкова // Банковский вестник. – 2010. - № 23(496). – с. 34-41
  4. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник для вузов по спец. «Национальная экономика» / Л.Г. Ходов.  – Москва: Экономистъ, 2006. – 618с.
  5. Инвестиционный бизнес-портал Belinvest.info// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belinvest.info/news-1017.html  - Дата доступа: 09.11.2011

18. «Республиканская конфедерация  предпринимательства». Союз юридических  лиц// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rce-ale.org/stati/dochodi-biudzheta-belarusi-na-2011-god  - Дата доступа: 02.11.2011

19. Республика Беларусь. Экономическое  обозрение // Государственный долг// [Электронный ресурс] – Дата доступа: http://www.priorbank.by/download/info/reviews/weekly/2011/march/RBBY%20weekly10(350)_09032011.pdf  - Режим доступа: 09.11.2011

 


Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита