Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – государственный долг и бюджетный дефицит как важнейшие звенья финансовой системы.
Предмет исследования – особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.
Цель работы – Исследование бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, и пути их сокращения.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Содержание работы

Введение…..………………...........……………………………………… 5
1.Бюджетный дефицит и его понятие, классификация, финансирование……7
1.1Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения………………….7
1.2Виды бюджетного дефицита…………………………………………….......11
1.3Источники финансирования бюджетного дефицита…………………...….13
2.Государственный долг и его регулирование………………………………...16
2.1Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга………………………………………………………………………..…….16
2.2Способы сокращения государственного долга…………………………….20
3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь……22
3.1Динамика бюджетного дефицита в Беларуси………………………………22
3.2Государственный долг Республики Беларусь………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 81.51 Кб (Скачать файл)

Секвестирование – пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.

В переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

  1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. внутреннее предложение относительно эластично;
  3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

 

2. Государственный долг и его регулирование

 

2.1 Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга

 

Проблема государственного долга относится к числу тех  ключевых проблем, которыми активно  занимаются органы государственного регулирования  любой рыночной экономики и от эффективности решения которых  не в последнюю очередь зависит  экономический рост страны. Управление государственным долгом является важнейшим  направлением бюджетной политики государства[6]. Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы,  инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества.

Государственный долг – это накопленная сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В  развитых странах госдолг  определяют также как общий  объем  непогашенных государственных  облигаций.

Рост  государственного долга наблюдается  практически во всех  странах  мира, что в основном  объясняется  хронической  дефицитностью государственных  финансов. Таким образом, государственный  долг можно также определить, как  задолженность,  накопившаяся  у  правительства,  в  результате  заимствования  денег  для  финансирования  прошлых бюджетных дефицитов [3, с.265].

Государственный долг подразделяется на:

- внутренний,

- внешний;

Государственные  займы  выпускаются на  различные  сроки. И  поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до 1 года),  среднесрочным (до 5 лет)  и  долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее  обременительными  являются  краткосрочные  долги, так  как  дата  их  погашения  наступает  очень  быстро,  но   проценты по таким  займам очень  высокие. Государственные органы стараются превратить краткосрочную и среднесрочную задолженность в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечением новых заёмных средств [16, c. 278].

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда (МВФ) в качестве внутреннего долга  принято рассматривать обязательства  органов государственного управления, которые выражены как в национальной, так и иностранной валюте, держателями  которых являются резиденты (население, субъекты  хозяйствования  своей страны).

Внешним долгом считается государственная  задолженность перед нерезидентами (физическим, юридическим лицам, правительствам других  стран). При анализе внешней задолженности страны различают такие показатели, как: внешний долг и внешний государственный долг. Первый представляет собой более широкое понятие и превышает второй на сумму внешней задолженности резидентов, не гарантированную государством.

Различают также капитальный и текущий государственный долг:

  • Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определённую дату, включая начисленные проценты
  • Текущий государственный долг – это сумма задолженности, которую необходимо погасить в текущем периоде.

Большинство экономистов утверждают, что рост  внутреннего долга не  может привести к банкротству страны, так как это долг  самим себе. Кроме того,  государство всегда  имеет возможность профинансировать  его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования. Однако существуют и негативные  последствия внутреннего долга, потому что при определенных  условиях он  может стать серьезной проблемой для экономики страны.

Рост внутреннего долга опасен для страны с низким  уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования  государственных ценных бумаг является  альтернативой инвестированию  свободных  денежных  средств в производство, поэтому наращивание быстрыми  темпами  выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению  основного капитала.

Другая опасность связана с  тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует  на  рынке  ссудного  капитала с  частным  сектором.  В результате конкуренции ставка ссудного  процента  повышается, что  ведет к совращению частных инвестиций в экономику  страны, чистого экспорта  и частично  потребительских  расходов.

Негативным последствием роста  внутреннего  долга  является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или  спад производства, то  процентные  выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо  постоянно отслеживать  динамику соотношения между  внутренним долгом  и  объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем  валового внутреннего  продукта, то это означает уменьшение  его  доли в  национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют  темпы роста валового внутреннего продукта, то доля  государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять  определенные меря по управлению  государственным долгом.

Внешний долг  может  появиться  по  двум  основным причинам –  в  результате  прямого  заимствования  средств  у иностранных  государств,  частных  компаний  и  путем  продажи  государственных  ценных  бумаг  иностранным  юридическим  и  физическим  лицам, государствам.

Для государства не столько  важным будет являться абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько  его доля в национальном доходе, внутреннем валовом продукте. Отношение  всех государственных расходов к  ВВП получило название «бремя государственного долга». При его положительной динамике все большая доля национального дохода используется для погашения долга, что негативно сказывается на экономическом росте страны.

Внешний государственный  долг, как отмечалось выше, это общая  сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать  другим странам ценные товары и  услуги, чтобы  оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень.

 

2.2 Способы сокращения государственного долга

 

Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:

  1. Определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах (определение предельных размеров государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения их использования)
  2. Привлечение финансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных ценных бумаг, получение кредита и предоставление государственных гарантий)
  3. Погашение и обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременного выполнения долговых обязательств)

Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник  оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путём принятия новых обязательств.

Реструктуризация - пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга.

Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника.

Консолидация – это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.

Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Для того чтобы последствия роста внутреннего долга не стали слишком тяжелыми правительство страны должно предпринимать определенные меры по управлению этим долгом.

Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестрование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако это может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных налогов  или повышение налоговых ставок  позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы  бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и к уменьшению налоговых поступлений в казну. В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестрования.

Существуют также статьи, секвестрование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.). Например, в США  все федеральные расходы делятся на две части — прямые (обязательные) и дискреционные. К прямым относят те расходы, которые регламентируются постоянно действующим законодательством (пособие по безработице, программы медицинского обслуживания и т.д.). К дискреционным — расходы, которые зависят от конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США. По  данным статьям Конгрессом устанавливается ежегодно лимит расходов. Если фактические расходы начинали превышать  лимиты, то в действие вступал механизм секвестрования, что позволяло уменьшить бюджетный дефицит и государственный долг [3, с. 267].

 

3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь

3.1 Динамика бюджетного дефицита в Беларуси

 

Очевидно, что после распада  СССР Беларуси достались практически  разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных  финансов, в том числе и бюджетный  дефицит, растущий из года в год. Как  следствие, в начале 90-х гг. Республика Беларусь столкнулась с дефицитом  госбюджета. Впервые бюджет был сведён с дефицитом в 1992 году. Размер дефицита составил 2% ВВП. Максимального значения бюджетный дефицит достиг в 1993 году – 5,5% ВВП, или 17% к доходам бюджета.  

Наиболее приемлемым для Беларуси источником финансирования дефицита бюджета являются государственные ценные бумаги, так как в условиях низкого кредитного рейтинга республики возможности внешнего финансирования ограничены, а эмиссионное кредитование неизбежно порождает инфляцию. Впервые средства от размещения ценных бумаг были привлечены в республиканский бюджет в 1994 году в размере 9,6 млрд. руб., однако это составило лишь 1,3% объема привлеченных средств для финансирования дефицита. В последующие годы удельный вес государственных ценных бумаг в финансировании дефицита увеличивался: 50% - в 1997 году, 88% - в 1998 году, что является свидетельством оптимизации источников покрытия несбалансированности бюджета. Однако в 1999 году доля государственных ценных бумаг в финансировании дефицита снизилась до 39 %, в следующем – до 34% - из-за низкого спроса и недостаточной ликвидности основных инвесторов на рынке ценных бумаг рублевых ресурсов, снижения привлекательности облигаций из-за отрицательных процентных ставок.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита