Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа
Объект исследования – государственный долг и бюджетный дефицит как важнейшие звенья финансовой системы.
Предмет исследования – особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.
Цель работы – Исследование бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, и пути их сокращения.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Введение…..………………...........……………………………………… 5
1.Бюджетный дефицит и его понятие, классификация, финансирование……7
1.1Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения………………….7
1.2Виды бюджетного дефицита…………………………………………….......11
1.3Источники финансирования бюджетного дефицита…………………...….13
2.Государственный долг и его регулирование………………………………...16
2.1Сущность, виды, причины возникновения и последствия государственного долга………………………………………………………………………..…….16
2.2Способы сокращения государственного долга…………………………….20
3.Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь……22
3.1Динамика бюджетного дефицита в Беларуси………………………………22
3.2Государственный долг Республики Беларусь………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31
В 1998-2004 гг. покрытие
дефицита бюджета было обеспечено за счет
внутренних источников, которые не только
профинансировали дефицит текущего года,
но и погашение внешнего долга прошлых
лет.
Так же развитие
рынка ценных бумаг позволила в 2001 г. профинансировать
за счет этого источника около 50% от объема
дефицита. Неоспоримым достоинством этого
источника (наряду с доходами от разгосударствления
и приватизации) является безинфляционное
финансирование дефицита бюджета.
Существенным
источником покрытия дефицита могли бы
стать поступления от приватизации, учитывая
количество государственных предприятий,
а также тот факт, что это самый безопасный
способ финансирования.
В период 2002-2004 гг. остро стояла проблема
приведения всей нормативно-правовой
базы бюджетного процесса в соответствие
с международными стандартами на основе
разработки Бюджетного кодекса Республики
Беларусь. В 2002
г. было принято решение об увеличении
дефицита бюджета.
Программой социально-
Дефицит республиканского бюджета
в 2005 году сформировался в размере
432 млрд. руб., или 0,7 % ВВП, что соответствовало
параметрам Программы социально-
По данным Национального банка консолидированный бюджет Беларуси за январь-июнь 2009 года исполнен с дефицитом 895,2 млрд. бел. руб., или 1,5% к ВВП. За аналогичный период 2008 бюджет был исполнен с профицитом в 3064,0 млрд., или 5,5% к ВВП.
В 2010 году дефицит консолидированного бюджета Беларуси составил 2,6% ВВП. По словам замминистра, сложившийся дефицит бюджета не превышает экономически безопасного предела, установленного пятилетней программой (не более 3% ВВП).
На 2011 год дефицит консолидированного бюджета планируется обеспечить на уровне не более 1,5% от ВВП, как заявил первый заместитель председателя правления Национального банка Николай Лузгин. В соответствии с планом Министерства финансов на 2011 год показатели республиканского бюджета по итогам года должны составить: доходы – 33,6 трлн.; расходы – 39,8 трлн.; дефицит – 6,2 трлн. (порядка 3% от ВВП).
Доходы республиканского бюджета в январе 2011г. составили 2,34 трлн. (7% от годового плана), расходы же за первый месяц 2011 года достигли 2,14 трлн. (5,3% от годового плана).[19]
Таблица 1 - Консолидированный бюджет РБ за 2005-2011 гг.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Доходы консолидированного бюджета |
30825 |
38391 |
48049 |
65663 |
62808 |
48800 |
54530 |
Расходы консолидированного бюджета |
31257 |
37256 |
47627 |
63811 |
63766 |
53000 |
60530 |
Дефицит(-), профицит(+) консолидированного бюджета |
-432 |
+1135 |
+422 |
+1852 |
-958 |
-4200 |
- 6000 |
Примечание – Источник [18]
Кредиторская задолженность по
консолидированному бюджету на 1 января
2011 года составила Br 621 млрд. и сохранилась
на уровне начала 2010 года. По итогам июля-декабря
прошлого года республиканский бюджет
Беларуси оказался дефицитным: правительство
резко увеличило расходы на национальную
экономику и жилищно-коммунальное хозяйство.
3.2 Государственный долг Республики Беларусь
Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса финансовую систему страны и придать новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в мире, в которой бы имелась совершенная финансовая система: у каждого государства имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи с переходом к рыночным взаимоотношениям. Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.
Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, представленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.
Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями.
Государственный долг подразделяется на:
- внутренний,
- внешний;
Внутренний государственный
Долги местных органов
власти не входят в состав внутреннего
долга Республики Беларусь, а порядок
управления им и их обслуживание регулируются
решениями местных Советов
Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений [4, с.152].
Управление внешним
До 2008 г. основными документами, регулирующими сферу внешней задолженности, являлись Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. № 170-З “О внешнем государственном долге Реcпублики Беларусь”, Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)”. В связи с принятием Бюджетного кодекса Республики Беларусь названные документы были признаны утратившими законодательную силу с 1 января 2009 г.
Для оценки бремени внешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать следующие показатели: [4, с. 67].
Пороговая величина находится в интервале 20 – 25%. Имеет место также понятие валовой внешний долг. Он представляет собой сумму внешней задолженности государства и резидентов Республики Беларусь. Показатели валового внешнего долга, приведенные в таблице, также находятся в пределах допустимой нормы, однако имеют устойчивую тенденцию к увеличению.
Таблица 2 - О данных валового внешнего долга
млн. долларов США
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Валовой внешний долг РБ |
4 935.4 |
5 128.2 |
6 844.1 |
12 496.5 |
15 154.1 |
22 060.3 |
28 512 |
Краткосрочный |
3 840.4 |
3 650.4 |
4 778.2 |
7 867.0 |
8 275.6 |
9 927.3 |
11 578.8 |
Долгосрочный |
1 095.0 |
1 477.8 |
2 065.9 |
4 629.5 |
6 878.5 |
12 133.0 |
16 933.2 |
Примечание – Источник [17]
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.
Таблица 3 -Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). |
7 778,8 |
9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. |
112,6 |
201,0 |
Всего |
7 891,4 |
9 687,2 |
Примечание – Источник [12]
Важными показателями, характеризующими уровень задолженности страны, являются показатели ее кредитоспособности. Так, показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 4). [12]
Таблица 4 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
Отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % |
220% |
31,8 |
32,5 |
Отношение внешнего гос. долга к ВВП, % |
50% |
16,5 |
17,8 |
Отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % |
25% |
1,3 |
2,6 |
Примечание – Источник [12]
Общая ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре валового внешнего долга (ВВД) страны.
За период с 1992 г. по январь 2011 г. внешний долг вырос с 431,9 млн. до 9,687 млрд. долларов США. Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают Россия (50,4%), МВФ (24,4%), Китай (12,7%), Венесуэла (8%) и другие кредиторы. Весь долг представлен долгосрочными обязательствами (средний срок кредитов более одиннадцати лет) Правительства Республики Беларусь (свыше 90%) и обязательствами резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства (соответственно, менее 10%) по кредитам и займам.
Обслуживание государственного долга является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. Увеличение бюджета обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом РБ по предложениям Совета Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день лимит прироста внутреннего государственного долга составляет 3%.
Использование мирового опыта управления
внешним долгом позволило бы открыть
широкие возможности по привлечению
заемных средств иностранных
инвесторов, а также сократить
стоимость обслуживания внешнего долга
Республики Беларусь. А эффективное
использование и погашение