Денежный оборот предприятий: анализ, оптимизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Все хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность за счет различных источников финансирования. С расширением и развитием разрешенных учреждениям видов предпринимательской деятельности все большее значение для обеспечения финансовой устойчивости учреждений приобретают доходы от предпринимательской деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………...…..….5
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА…………………..…...7
1.1 Безналичный денежный оборот предприятий ...…………...………………....7
1.2 Наличный денежный оборот предприятий ..……………………………..…..11
1.3 Методика анализа денежного оборота …………………………………...…..15
2 АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМ ОБОРОТОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВИКТОРИЯ»...……………………………………………..… 18
2.1 Общая характеристика ОАО «Виктория»……………………………………18
2.2 Показатели движения денежных средств ОАО «Виктория»………………..18
2.3 Анализ структуры поступления и выбытия денежных средств ОАО «Виктория» за 2010-2011 гг….………………………………...……………...…..21
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ……………...25
3.1 Методика оптимизации денежного оборота предприятия...………………..25
3.2 Мероприятия по совершенствованию управления денежным оборотом в ОАО «Виктория»…………………………………………………………………..28
3.3 Перспективы развития анализа денежного оборота предприятий в Республике Беларусь..…………………………………………………...……..….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………….……..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..……..….….37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

ФП - курсовая (Денежный оборот).doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном инструкцией «О порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь», утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107.

Порядок и сроки  сдачи наличных денег устанавливаются  обслуживающими учреждениями банков каждому  предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

В кассах предприятий  наличные деньги могут храниться  в пределах лимитов, устанавливаемых  обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. [1]

Расчет лимита остатка кассы предприятия делается на основе данных за последние три  месяца, причем в расчет берутся  все поступления наличных, в том  числе и займы, ведь они тоже влияют на кассовый остаток. Среднедневная выручка определяется делением суммы всех поступлений на количество рабочих дней за последние три месяца. Разделив среднедневную выручку на количество рабочих часов в день, получаем среднечасовую выручку.

После этого нужно рассчитать суммарный расход наличных за последние три месяца, за исключением выплат на заработную плату, стипендии, пособия и определить среднедневной расход. 
Сроки сдачи наличной выручки предприятием зависят от режима его работы и удаленности от банка.

Если график работы предприятие стандартный, то есть с 9-00 до 18-00 и оно может сдавать в банк выручку ежедневно, то лимит должен быть таким, чтобы предприятие могло комфортно начать работать на следующий день.

Если сдача выручки  в тот же день невозможна, то лимит станет равным разнице между среднедневной выручкой и среднедневным расходом с небольшим запасом. В этом случае указывается срок сдачи выручки «на следующий день».

Для удаленных предприятий  может быть установлен срок сдачи  выручки «1 раз в несколько  дней» или «при образовании сверхлимитного остатка» (лимит тогда станет равным нескольким разницам между среднедневной выручкой и среднедневным расходом).

В расчете лимита остатка  кассы предприятия указываются  те цели, на которые оно будет  тратить наличную выучку:

  • заработная плата и выплаты социального характера,
  • закупка сельскохозяйственной продукции у населения,
  • скупка тары и вещей у населения,
  • командировочные расходы,
  • покупка канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря,
  • оплата срочных ремонтных работ и ГСМ,
  • выплата возмещений убытков по договорам страхования физических лиц.

Расчет лимита остатка кассы предприятия обычно подается в декабре и действует  до конца следующего года. Но вновь  создаваемые предприятия могут  согласовать его сразу после  регистрации.

Наличие в кассе наличных денег, сверх установленных лимитов, влечет наложение на должностных  лиц административного штрафа. Штраф  налагается налоговой инспекцией на основании протокола об административном нарушении, представленного кредитным  учреждением. Этот протокол может быть обжалован в суде или в вышестоящем налоговом органе в течение десяти дней с момента получения его копии. Срок давности по данному правонарушению истекает через два месяца со дня превышения лимита остатка кассы.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором банковского счета.

Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Республики Беларусь.

Прием наличных денег предприятиями  при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег  из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или  надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и  др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

Все поступления  и выдачи наличных денег предприятия  учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. [5]

    1. Безналичный денежный оборот предприятий

Безналичные расчеты  производятся между предприятиями, учреждениями и организациями. Они  ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика  на счет получателя с помощью различных  банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).

Безналичные расчеты являются завершающей стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют собой одну из форм проявления хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.

Отношения между банками  и клиентами носят договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям). Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами.

Кроме расчетных счетов, в банках открываются текущие  и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (приватизационный фонд, аккредитивы, и чековые книжки).

Расчетные счета открываются  предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный  баланс. На расчетном счете сосредотачиваются  свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка и прочие начисления. С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия – владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи  с финансовыми обязательствами  осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.

В соответствии с действующим  законодательством в современных  условиях допускается использование  следующих форм безналичных расчетов: платежные поручения; платежные  требования-поручения; чеки; аккредитивы.

При осуществлении безналичных  расчетов в банках используются следующие расчетные документы:

  1. Платежное поручение - письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия — получателя средств в том же или другом одногородним или иногороднем учреждении банка.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.

  1. Платежное требование-поручение - требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платежное требование является расчетным документом. Но в отличие от платежного поручения, содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться без акцепта (согласия) и с предварительным акцептом плательщика. Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков по списанию денежных средств с их счетов в безакцептном порядке. Ответственность за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание денежных средств несет получатель средств.
  2. Инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.
  3. Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю  чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.

Расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

  1. Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов. Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Аккредитивы могут  открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. Непокрытый — это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений.

  1. Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты, обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные. Простой - выписываемый заемщиком с обязательством уплатить долг кредитору (находится у кредитора). Переводной - вексель трата - это требование кредитора к заемщику уплатить указанную сумму третьему лицу, которое называется ремитентом.

Информация о работе Денежный оборот предприятий: анализ, оптимизация